Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективность любой деятель-ности человека, в том числе и педагогической, зависит от множества раз-личных факторов, среди которых важную роль играют субъективные, то есть те, которые связаны с различными характеристиками и особенностями самого субъекта деятельности. Их важность убедительно доказана как научными исследованиями, так и реальной практикой.
Например, в последние годы становится все более очевидным, что человеческий фактор является причиной многих несчастных случаев и не-счастий. Все субъективные факторы эффективности, по-видимому, сводятся либо к проблеме мотивации, либо к проблеме компетентности (область ра-ционального знания), либо к проблеме психического здоровья (область опыта).
Мотивация, которая может носить личный и социальный характер, ориентация на принятие или страх быть отвергнутым, а также навыки, ко-торые также определяют успех или неудачу, играют решающую роль в обучении. Образовательная деятельность всегда предполагает контроль за усвоением полученных знаний (экзамены, тесты, коллоквиумы, семинары и другие формы).
Одним из структурных элементов образовательного процесса явля-ется экзаменационная сессия. Контрольная работа и экзамены - это ситуа-ции, которые несут в себе существенный элемент неопределенности, кото-рый заключается, прежде всего, в неопределенности результата. Иногда оптимальная степень возбуждения приводит к хорошим результатам, но если возбуждение принимает форму паники, то есть возникает перевоз-буждение или, наоборот, апатия, то последствия будут отрицательными.
Если учащиеся могут понимать и регулировать свое психическое со-стояние, они могут улучшить свою учебную деятельность, выйти из раз-личных стрессовых ситуаций или, по крайней мере, смягчить их послед-ствия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. С другой сторо-ны, учителя, обладающие соответствующими психологическими знаниями и навыками, могут более эффективно управлять учебной деятельностью учащихся.
Проблема психических состояний, впервые поставленная в отече-ственной психологии Н.В. Левитов (1955), в настоящее время является ак-тивно изучаемой областью психологии. Данная проблема получила даль-нейшее развитие в работах ряда известных психологов (А.Г. Гримак, Н.Д. Данилов, Л.Г. Вильд, А.И. Еремеев, Е.Г. Ильин, Е.И. Киршбаум, А.Г. Ко-валев, А.Б. Леонов, В.Л. Марищук, А.О. Прохоров, Я. Е. Сосновиков и др.).
Имеющиеся исследования показывают, что психические состояния во многом определяют успешность деятельности субъекта, физическое и пси-хическое здоровье; выявляются закономерности, характеризующие состо-яние работающего человека, в частности, психическая регуляция. Созданы концептуальные аналитические схемы и методический инструментарий оценки психологических состояний.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия влияния психических со-стояний обучаемых на учебную деятельность.
Объектом исследования является процесс влияния психических со-стояний обучаемых на учебную деятельность.
Предметом исследования являются основы и принципы влияния психических состояний обучаемых на учебную деятельность.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий влияния психических состояний обу-чаемых на учебную деятельность.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие психического состояния и его влияние на про-цесс обучения;
- изучить классификацию психических состояний;
- детально проанализировать эмоциональное состояние учащихся как фактора здоровья и успешного обучения;
- сделать сравнительный анализ показателей эмоциональной сферы младших и старших подростков.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
1.1 Понятие психического состояния и его влияние на процесс обуче-ния
В последнее время мы все чаще слышим в СМИ сообщения о под-ростковых суицидах «из-за ЕГЭ». На учениках лежит большая ответствен-ность. Родители и учителя повторяют и говорят о важности экзамена, от которого во многом зависит их будущее. Такая ситуация не помогает всем студентам успешно сдавать экзамены, что иногда приводит к очень пла-чевным результатам.
Стресс перед экзаменом, вероятно, знаком каждому, но все мы по-разному реагируем на него, и методы борьбы с ним в определенных слу-чаях будут разными. Это влияет не только на результаты аттестации, но и на здоровье и дальнейшую работоспособность студента. Однако это не очевидно для всех участников образовательного процесса. Мы считаем, что это серьезная проблема, поэтому в этой статье мы попытаемся погово-рить о психических состояниях и их влиянии на учебу и жизнь студентов [12].
Проблема определения психологического состояния заключается в том, что педагогическая наука и психология постоянно развиваются и, со-ответственно, меняются представления о психическом здоровье личности. Одним из первых, кто детально изучил это явление, был советский психо-лог Н.А. Левитов. Он определил это как «неотъемлемую особенность пси-хической деятельности на определенный период времени, которая показы-вает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от от-ражаемых объектов и явлений действительности, предшествующего состо-яния и психических свойств личности». У него есть граница между психи-ческими состояниями человека и функциональными состояниями человека. Тело вытянуто.
Психические состояния человека в отличие от функциональных со-стояний организма с определенной адекватностью отражают реальную жизненную и трудовую ситуацию и мировоззрение субъекта, а также включают в процесс решения проблемной жизненной ситуации психиче-ские процессы и личностные свойства - мотивационную и эмоционально-волевую сферы, характерологические особенности. Однако это свойство наиболее полно описывает такие понятия, как чувства и эмоции, и, чтобы лучше понять термин «психологическое состояние», необходимо рассмот-реть его в более широком смысле.
Этим занимались многие ученые, но, на наш взгляд, наиболее точное определение дал другой советский ученый А.В. Петровский, который раз-личал понятие «психологическое состояние» и такие параметры «эмоции», «чувства», как длительность и объективность. Там, где чувства и эмоции чаще всего недолговечны, это реакции человеческого организма на внеш-ние раздражители.
Психологическое состояние постоянно стабильно и влияет на раз-личные характеристики человека. Он имел в виду, что чувства и эмоции являются неотъемлемой частью психологического состояния, но не харак-теризуют его полностью, то есть второе следует рассматривать в большей степени в долгосрочной перспективе, что периодически повторяется в силу соответствующей социальной среды, в которой человек находится в тече-ние определенного периода времени [7].
Исходя из всего вышесказанного, мы приходим к выводу, что психо-логическое состояние - это режим жизни личности, который отличается от других режимов на психологическом уровне набором психологических фильтров, на физиологическом уровне определенными энергетическими свойствами, которые обеспечивают определенную специфичность восприя-тия погружающегося мира. Чтобы еще больше расширить тему, нам необ-ходимо определить понятие негативного (неблагоприятного) и позитивно-го (благоприятного) психического состояния и понять, где проходит гра-ница между ними.