Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Наша страна сейчас переживает бурный рост модельных библиотек, которые открываются благодаря национальному проекту «Культура». Эти новые библиотеки – это нечто совершенно новое и уникальное, они полностью изменили представление о традиционных читальнях. Став динамичными центрами культуры, они служат местами, где можно не только прочитать книгу, но и провести время с пользой, обучиться новому, проявить творческие способности. Благодаря ремонту и модернизации, эти библиотеки превратились в настоящие магниты для жителей городов и сел. В уютной и современной обстановке, оборудованной по последнему слову техники, созданы все условия для саморазвития, профессионального роста молодежи и повышения компьютерной грамотности. Теперь посетители могут не только читать книги, но и работать за компьютером, посещать мастер-классы и лекции. Все это стало возможным благодаря поддержке национального проекта «Культура».
Президент России, Владимир Путин, признал значение модернизированных библиотек и предложил ежегодно выделять дополнительные средства на их развитие. Благодаря этой поддержке, уже сейчас в 83 регионах России открыто более 1000 модельных муниципальных библиотек, что в два раза превысило первоначальные планы. И до конца 2024 года планируется открыть еще не менее 1070 модельных библиотек не только в крупных городах, но и в отдаленных населенных пунктах и селах, где до сих пор не было других культурных учреждений.
Объектом исследования является модельная библиотека как новый формат библиотеки, а ее предметом – механизмы всестороннего развития молодежи в пространстве модельных библиотек.
Основной целью исследования стал анализ модельной библиотеки как нового пространства для развития молодежи. Такая цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- дать понятие модельной библиотеки как нового формата библиотеки;
- охарактеризовать молодежь как стратегический ресурс развития библиотечной отрасли;
- определить перспективные направления деятельности модельной библиотеки как пространства для молодежи;
- изучить опыт модельных библиотек России как центров работы с молодежью.
Основными методами исследования являются: метод теоретического обобщения и метод научного описания, представленный приемами наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации эмпирического материала, а также метод контент- анализа.
Теоретическую базу работы составили труды ученых в области изучения специфики библиотечной деятельности – Т.В. Григорьевой, Г.А. Зинатовой, Н.С. Корсак, С.С. Ярковой, М.А. Максименковой, Т.Н. Новых, функционирования модельных библиотек – О.Н. Альшевской, В.Ф. Синькевич, А.Ю. Дятловской, Е.С. Мурзанаевой, Н.П. Рожковой, С.А. Бражниковой и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы, соответствующие логике поставленных задач, заключения и списка использованной литературы.
1 МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В МОЛОДЕЖНОМ ФОРМАТЕ
1.1 Модельная библиотека как новый формат библиотеки
Модель современной публичной библиотеки, которая соответствует требованиям информационного общества и ожиданиям пользователей, представлена в «Модельном стандарте деятельности публичных библиотек». Этот документ был утвержден на ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в мае 2001 года [4]. В 2008 году на той же конференции была принята новая редакция документа, в которой акцент делается на модернизации библиотечного обслуживания с помощью информационных технологий.
Модельная публичная библиотека представляет собой современное учреждение, способное эффективно выполнять информационные, образовательные, культурные и просветительские функции. Для достижения этой цели необходимо расширить и разнообразить фонды библиотеки, включив в них как печатные, так и электронные и аудиовизуальные материалы. Кроме того, нужно провести техническое обновление самой библиотеки и обучить библиотекарей работе с современными информационными технологиями.
Главная цель модельной библиотеки – улучшить качество жизни жителей и помочь им адаптироваться к современным условиям. Это важная социальная программа, которая борется с бедностью, защищает права и возможности людей ограниченных в получении знаний и помогает им найти свое место на рынке труда.
Практика показала, что создание модельной библиотеки возможно только при определенных условиях: наличии творческих сотрудников, сильной профессиональной общности в районе, поддержке местными органами самоуправления, соответствующих помещений и оборудования, а также развитой инфраструктуры села.
Термин «модельная библиотека» имеет широкий смысл. Прежде всего, это стремление соответствовать международным стандартам деятельности публичных библиотек. Работа, ресурсы и технологии в модельной библиотеке переосмысливаются. В ней разрабатываются новые функции, такие как автоматизированная обработка информации и предоставление пользователю ресурсов на электронных носителях.
Благодаря модельной библиотеке сельским жителям становятся доступными каталоги ведущих библиотек и информационных центров России, Европы и Америки. Каждый желающий может ознакомиться с законодательными актами, указами президента, постановлениями правительства и областной администрации. Люди могут обучиться поиску информации в интернете, работе с базами данных, использованию электронных энциклопедий и справочников, отправке электронной почты, сканированию документов.
В результате создание модельных библиотек позволит им стать многофункциональными учреждениями культуры, осуществляющими новые формы информационного обслуживания – центрами муниципальной и правовой информации, центрами образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досуговыми центрами.
Модельная библиотека представляет собой уникальный информационный ресурс, который обеспечивает население качественным библиотечно-информационным обслуживанием. Эта библиотека имеет оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для успешной работы. Главная цель модельной библиотеки – предоставить гражданам полный и свободный доступ к информации, а также повысить уровень библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях.
Основополагающие принципы деятельности модельной библиотеки включают следующее: равный доступ к информации для всех граждан; доступность разнообразных услуг; поддержка приверженности чтению; предоставление библиотечных документов и информации в соответствии с потребностями различных категорий населения; обеспечение доступа к знаниям и информации вблизи места жительства.
Процесс модернизации библиотеки включает следующие компоненты: обеспечение современной комфортной среды, включая капитальный ремонт помещений; благоустройство территории вокруг библиотеки; обновление основного книжного фонда с учетом модельных стандартов; регулярное пополнение фонда на всех типах носителей; подписка на периодические издания; автоматизация библиотечных процессов; доступ к информационным ресурсам интернета и других региональных библиотек; обучение персонала использованию новых технологий в библиотечном обслуживании [7, с. 83].
Модельные библиотеки создаются на базе муниципальных библиотек по решению органов местного самоуправления. Финансирование модельных библиотек осуществляется за счет муниципальных властей, которые вкладывают средства в обновление и ремонт здания, обеспечение безопасности и сохранности фондов и оборудования, формирование и развитие информационных ресурсов, обучение кадров, приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения.
Политика формирования фонда модельной библиотеки нацелена на обеспечение доступа к всей богатой информационной среде России, а не только к внутренним ресурсам библиотеки. Модельная публичная библиотека предоставляет широкий выбор документов в различных форматах: книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе интернет-ресурсы, аудиокниги и многое другое. Фонд модельной публичной библиотеки характеризуется разумным объемом, информативностью и постоянной обновляемостью.
Профиль работы модельной публичной библиотеки включает в себя учет реальных нужд местного сообщества. Основу фонда составляют современные энциклопедии, словари, справочники, новые издания отечественной и зарубежной классической литературы, детская литература, а также современные издания по истории, психологии, философии, экономике, праву, искусству, технике и сельскому хозяйству, медицине и организации досуга [16, с. 30].
Для обеспечения доступа населения к правовой информации в модельных библиотеках открываются центры правовой информации, где устанавливаются информационно-правовые системы. Модельная библиотека предлагает гражданам наиболее полный набор услуг, который должен быть доступен и удобен для всех групп и категорий пользователей. Она имеет возможность предоставлять различные виды услуг пользователям, включая документные, справочно-библиографические, информационные, образовательные, коммуникативные, досуговые и сервисные услуги.
Модельная сельская библиотека самостоятельно выбирает специализацию своей деятельности с учетом потребностей жителей села. Она может быть информационно-правовым или информационно-досуговым центром, информационно-национальным центром, библиотекой-музеем и т.д.
Среди обязательных бесплатных услуг модельной библиотеки включены предоставление информации о наличии нужного документа в фондах, предоставление полной информации о составе фонда с помощью системы каталогов и других форм библиотечного информирования, консультационная помощь в поиске и выборе источников информации, предоставление информации о возможности удовлетворения запроса в других библиотеках, а также выдача документов из фонда во временное пользование в соответствии с правилами пользования библиотекой.
Модельная библиотека предоставляет широкий спектр справочных и информационных услуг, включая составление тематических библиографических списков и пособий, выдачу адресных и фактографических справок, включая телефонные и электронные формы, подготовку и предоставление проблемно-аналитических обзоров, информационно-аналитических и тематических пакетов, а также консультационное обслуживание по различным вопросам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/400156192/?ysclid=lw6s51lwoy717715764 (дата обращения 11.05.2024).
2 Стратегия развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г. // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400356337/?ysclid=lw6s6yerp6856518573 (дата обращения 11.05.2024).
3 Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // URL: http://kulturaisport.ru/pdf/crm/str_raz.PDF?ysclid=lw6s44g1t4874660745 (дата обращения 11.05.2024).
4 Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция. Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации // URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php?ysclid=lw6rxpi9da430652801 (дата обращения 11.05.2024).
5 Альшевская, О.Н. Модельные библиотеки: современное состояние и тенденции развития / О.Н. Альшевская, В.Ф. Синькевич // Культура, искусство, образование: история и современность: сборник методических рекомендаций. – Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2021. – С. 19-21.
6 Григорьева, Т.В. Возможности муниципальной библиотеки по привлечению молодежи к чтению / Т.В. Григорьева // Библиотечный мир глазами студентов: материалы V Всероссийской научной студенческой конференции, Челябинск, 29-30 сентября 2020 г. – Челябинск: ЧГИК, 2020. – С. 80-83.
7 Дятловская, А.Ю. Реализация национального проекта «Культура» в части модельных библиотек / А.Ю. Дятловская // Будущее библиотек в условиях цифровой экономики: материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2018 г. – Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2019. – С. 83-86.
8 Зинатова, Г.А. Читатель и библиотека: грани взаимодействия (опыт работы модельной библиотеки) / Г.А. Зинатова // Тезисы XLV Научно-практической конференции студентов «Мир культуры глазами молодых исследователей» [21-23 мая 2020 года]: сборник тезисов. – Ч. 1. – Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2020. – С. 105-108.
9 Корсак, Н.С. Молодежь и библиотека: возможности взаимодействия / Н.С. Корсак, С.С. Яркова // Библиотека и молодежь: место притяжения: материалы областной межведомственной научно-практической конференции. – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2022. – С. 30-36.
10 Максименкова, М.А. Библиотека как социальная и коммуникативная площадка для самореализации молодежи / М.А. Максименкова // Библиотека и молодежь: место притяжения: материалы областной межведомственной научно-практической конференции. – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2022. – С. 39-43.
11 Микаелян, Е.Р. Работа общедоступных библиотек с молодежью как особой категорией читателей: критерии качества обслуживания / Е.Р. Микаелян // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры: сборник статей аспирантов, магистрантов, студентов. –Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. – С. 150-154.
12 Мурзанаева, Е.С. Модельная библиотека – мир новых возможностей / Е.С. Мурзанаева // Библиотечная жизнь Кузбасса: производственно-практический журнал. – № 2 (108). – 2022. – С. 101-104.
13 Новых, Т.Н. Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели взаимодействия / Т.Н. Новых // В помощь библиотекам: информационно-методический бюллетень. – Вологда: ВОУНБ, 2019. – 66 с.
14 Опыт эффективной деятельности модельной библиотеки: учебно-методическое пособие / отв. ред. С.В. Шепелев. – Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2021. – 127 с.
15 Рожкова, Н.П. Будущее модельных библиотек и модельные библиотеки будущего / Н.П. Рожкова, С.А. Бражникова // Информационный бюллетень РБА. – 2019. – № 86. – С. 15-20.
16 Трончеева, В.А. Модельная библиотека: новые ориентиры деятельности / В.А. Трончеева // Библиотечный вестник Бурятии. – 2020. – № 19. – С. 29-31.
17 Тугов, Р.Г. Модельная библиотека – современная библиотека / Р.Г. Тугов // Библиотечные фонды: проблемы и решения: материалы XIII всероссийской научно-практической конференции, г. Майкоп, 5-10 октября 2020 г. – Майкоп: Магарин О.Г., 2022. – С. 226-227.
18 Шаврина, А.М. Первые результаты работы модельных библиотек: мнение библиотечной аудитории / А.М. Шаврина // Национальный проект «Культура» и региональные культурные стратегии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 13-14 мая 2021 г. – Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2021. – С. 365-372.