Фрагмент для ознакомления
2
Современная мировая экономика не решает проблему неравенства между странами. Иллюзорная свобода торговли фактически ведет к исчезновению менее рентабельных, но необходимых отраслей, отсутствию конкурентоспособности стран с высокими издержками из-за беспошлинной торговли и вытеснению меньших производств крупными транснациональными корпорациями. Таким образом, создание эффективной инвестиционной модели развития российской экономики, основанной на зарубежных инвестициях, становится невозможным [22].
При опоре на внутренние источники как основу инвестиционного процесса, представляет интерес модель, реализуемая в США. Экономика США базируется на количественном смягчении, то есть эмиссии доллара для финансирования дефицита бюджета. Федеральная резервная система эмитирует столько долларов, сколько необходимо для покупки казначейских облигаций США. Таким образом, ФРС кредитует экономику, покрывая бюджетный дефицит. Государственный долг США превышает 20 трлн долларов, соотношение госдолга к ВВП составляет около 110%. Эта сумма инвестирована в экономику под минимальные — практически нулевые проценты. При этом внешний долг составляет 40% от общего объема, остальная часть распределена внутри страны [2].
В России и большинстве развивающихся стран такая система финансирования дефицита законодательно запрещена. Это делает невозможным проведение денежной политики для выполнения государственных обязательств. Центробанк России не имеет права напрямую финансировать экономику, что ограничивает ресурсы для государственных программ.
Центробанк России проводит политику сокращения денежной массы, полагая, что удорожание денег должно привести к снижению инфляции. Однако, официальная статистика показывает, что развитые страны непрерывно увеличивают денежную базу, а их инфляция остается низкой. Денежная эмиссия направляется на инвестиции, что повышает уровень производства, зарплат и жизни граждан. Совокупный спрос растет, а цены остаются стабильными. После завершения инвестиционного цикла излишняя наличность может быть изъята, что предотвратит инфляцию, если она носит монетарный характер. Таким образом, денежная эмиссия исполняет свою инвестиционную роль без увеличения инфляции (в США, например, она составляет 2%) [16].
Источники инвестиций могут быть различными в зависимости от их происхождения, формы и направленности. Вот основные категории источников инвестиций:
Внутренние источники:
1. Личные сбережения населения: Вложения средств домашних хозяйств в различные инвестиционные инструменты.
2. Прибыли предприятий: Реинвестирование прибыли от деятельности компаний в развитие и расширение бизнеса.
3. Амортизационные отчисления: Средства, накопленные компаниями в виде амортизации оборудования и иных активов, которые могут быть использованы для обновления или расширения производственных мощностей [10].
4. Государственные средства:
- Бюджетное финансирование: Инвестиции из государственного бюджета на проекты в приоритетных областях экономики и социальной сферы.
- Гранты и субсидии: Финансовая поддержка отдельных проектов или отраслей со стороны государства.
5. Банковские кредиты: Кредиты, предоставляемые коммерческими банками предприятиям и физическим лицам для существующих и новых проектов.
6. Облигационные займы: Выпуск облигаций компаниями или государством с целью привлечения долгосрочных заёмных средств [24].
Внешние источники:
1. Иностранные прямые инвестиции (FDI): Вложения зарубежных компаний в создание, развитие или приобретение предприятий в данной стране.
2. Иностранные портфельные инвестиции: Приобретение ценных бумаг национальных компаний иностранными инвесторами.
3. Международные финансовые организации: Кредиты и инвестиции от международных институтов, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
4. Официальная помощь развитию (ODA): Финансовая помощь, предоставляемая развитыми странами или международными организациями развивающимся странам для развития инфраструктуры и улучшения социальной сферы [5].
Прочие источники:
1. Венчурный капитал: Инвестиции в стартапы и инновационные проекты, которые отличаются высокой степенью риска но и высоким потенциалом доходности.
2. Частные инвестиционные фонды: Фонды, созданные для инвестирования в определенные отрасли или проекты.
3. Корпоративные облигации и акции: Выпуск ценных бумаг корпорациями, чтобы привлечь капиталы для финансирования.
4. Краудфандинг и краудинвестинг: Привлечение инвестиций от широкого круга людей через специализированные интернет-платформы.
Гибридные источники:
1. Государственно-частное партнёрство (ГЧП): Совместные проекты между государством и частными компаниями для реализации крупных инфраструктурных или социальных проектов.
2. Социальное инвестирование: Вложение капитала с целью получения как финансовой выгоды, так и социального эффекта (улучшение условий жизни, образование и т.д.).
Эти источники могут сочетаться и дополнять друг друга в зависимости от конкретных потребностей и возможностей экономики страны.
1.3 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности РФ
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общегосударственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов на федеральном и ведомственном уровнях. Значимая роль в регулировании инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала отводится также актам международного права [12].
Одним из ключевых международных договоров в этой сфере является Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)», подписанная в Сеуле в 1985 году. В документах Сеульской конвенции прописано понятие иностранного инвестирования, подразумевающее долгосрочное вложение капитала в приобретение права участия в предприятии, осуществляющем деятельность в стране, не являющейся родной для инвестора.
Помимо этого, механизмы разрешения экономических споров, возникающих в ходе инвестиционной деятельности, регулируются Вашингтонской конвенцией 1966 года «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами». Совместный анализ Вашингтонской и Сеульской конвенций показывает, что оба документа создают единый механизм защиты иностранных инвестиций и предполагают единое регулирование инвестиционных отношений.
Российское законодательство включает Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ и ряд указов Президента РФ, касающихся защиты прав инвесторов на финансовых и фондовых рынках. В эту группу входят такие основополагающие акты, как ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Федеральное законодательство охватывает государственные гарантии прав иностранных инвесторов при инвестировании на территории РФ, условия для отечественных и иностранных инвестиций в поисковую, разведочную и добывающую деятельность, а также особенности таких видов инвестиционной деятельности, как лизинг. Так, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержит правовые и экономические основы инвестирования, формы и методы государственного регулирования, гарантии прав субъектов и ответственность в сфере инвестиционной деятельности [7].
Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» подчеркивает необходимость государственной политики в области иностранных инвестиций. Управление в области инвестиционного планирования требует знания положений Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который определяет иерархию документов стратегического планирования для органов власти. Особо важным документом является Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Положения Федерального закона № 156 «Об инвестиционных фондах» регулируют вопросы вложения имущества в ценные бумаги и другие объекты, а также деятельность акционерных инвестиционных фондов и обществ по привлечению средств через выпуск акций.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Богатырев А.Г. Инвестиционное право. - М.: Наука, 2021 – 175 с.
2.Богданов, А. М. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию // Экономика и менеджмент инновационных технологий – 2022. – № 1.– С. 58–67.
3.Власенко, Р. Д. Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики // Молодой ученый. − 2022. − № 2− С. 116–121.
4.Волкова Т.В., Рахлина Л.В. Инвестиционная активность в России на фоне пандемии Covid-19 // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 1. – С. 250-256.
5.Дораев, М. Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики. // Предпринимательское право. – 2022 – № 1. – С 30–36.
6.Дроздова, О. В. Влияние притока прямых иностранных инвестиций на экономический рост // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2023. – № 48. – С. 13–22.
7.Дюрягин, А. Д. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций в России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 11. – С. 49–53.
8.Ермоловская О.Ю., Ивойлов С.А., Михеева Е.А. Подходы к формированию инвестиционного портфеля в современных условиях // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 4. – С. 865-888.
9.Кашнина, И. А. Иностранные инвестиции в экономике России // Менеджмент: теория и практика. – 2022. –№ 1/2. – С. 60–65.
10.Квашненко, И. А. Иностранные инвестиции в Россию: возможности и ограничения // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 12. – С. 78–91.
11.Коваленко, Л. В. Прямые иностранные инвестиции в современной мировой экономике: Монография. – М.: Дабс, 2022. – 233 с.
12.Ковалева, Е. А. Инвестиционные модели развития. Приток и отток иностранных инвестиций в России // Инновации. – 2022. – № 10.– С.27–34.
13.Кондаурова Л.А., Кожухова Т.Г. Теоретические аспекты категории «инвестиционная привлекательность» // Вектор экономики. – 2022. – № 4. – С. 59.
14.Лаптева А.М., Скворцов О.Ю. Инвестиционное право – М.: Наука, 2021 – 176 с.
15.Массе П. Критерии и методы определения определения капиталовложений. - М.: Крокус, 2021. - 503 с.
16.Монастырский, А. Н. Об особенностях политики привлечения прямых иностранных инвестиций // Экономист. – 2022. – № 8. – С. 3–11.
17.Носова, Д. А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в условиях оттока капитала // Вестник ЧГУ. – 2023. – № 18. – С. 133–144.
18.Пономарев И. З. Доступ и защита иностранных инвестиций // Журнал российского права. – 2022. – № 2. – С. 14–18.
19.Скрипникова, А. Г. Иностранные инвестиции и их регулирование : учебное пособ. − М.: Кнорус, 2022. – 138 с.
20.Сорокин, Э. С. Стратегии инвестиционного регулирования: учебное пособие. − М.: Кнорус, 2021. – 221 с.
21.Терехова А.Р. Методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности компании // Вестник ИЭАУ. – 2022. – № 35. – С. 8.
22.Фархутдинов И.З., Трапезников А.В. Инвестиционное право – М.: Глобол. 2020 – 287 с.
23.Хазанович, И. А. Иностранные инвестиции в Россию: возможности и ограничения // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 12. – С. 78–93.
24.Храмченко А.А. Особенности инвестиционной деятельности в современной экономике России // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 6. – c. 465-468.
25. Чочимаков, А. С. Влияние инвестиций на ВВП и экономическую безопасность страны // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 331-335.