Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследуемая научная проблема связана с применением и эффективностью филологического анализа текста в методике преподавания русского языка в начальных классах, что представляет собой значительную проблему, обусловленную сложными когнитивными и развивающими характеристиками младших школьников (которые, как правило, демонстрируют различную скорость усвоения языка и способность к его пониманию). Актуальность данного исследования обусловлена не только педагогической необходимостью, но и развивающейся динамикой языкового образования, в котором все большее внимание уделяется критическому мышлению и аналитическим навыкам, а не заучиванию, поэтому становится очевидной необходимость интеграции сложных методов анализа текста, адаптированных для начальной педагогики.
Методологии, используемые при обучении сложным языковедческим темам, зачастую недостаточно изучены или неадекватно адаптированы для учеников младших классов. Данное исследование направлено на выяснение потенциальной адаптируемости этих методик и их последующего влияния на улучшение языковых и когнитивных результатов обучения учащихся начальной школы. Индивидуальный, соответствующий возрасту филологический анализ может оказать глубокое влияние на когнитивное развитие и языковые навыки на начальных этапах школьного обучения.
Объектом исследования являются дидактические процессы, присущие учебной программе по русскому языку в начальной школе.
Предмет изучения – семантический, синтаксический и прагматический анализ, – которые тщательно изучаются с точки зрения их адаптивности и влияния на когнитивные и языковые способности учащихся.
Цель исследования – филологический анализ текста в методике преподавания русского языка в начальных классах
Задачи, поставленные для достижения этой цели: ретроспективный анализ существующих педагогических подходов, эмпирическая оценка их эффективности.
Научная новизна исследования состоит в интеграции филологического анализа текста в методику преподавания русского языка на начальном этапе обучения. До сих пор такая интеграция была либо поверхностной, либо полностью отсутствовала, особенно в контексте методической адаптации к когнитивному уровню учащихся.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что структурированные, соответствующие возрасту филологические упражнения, включенные в учебную программу по русскому языку на начальном уровне, значительно повысят языковые способности и навыки критического мышления учащихся, в большей степени, чем традиционные методики, ориентированные преимущественно на заучивание и базовое понимание языка.
В исследовании используется как качественный, так и количественный анализ. Исследование не только восполняет заметный пробел в методических исследованиях, но и определяет целесообразность распространения филологического анализа на младшие, формирующие этапы образования.
Методологической основой исследования является комплексный синтез лингвистических и педагогических исследований, посвященных изучению эффективности и применения филологического анализа текста (ФА) в обучении русскому языку в начальной школе. М. В. Авдеева, Н. Г. Солдатова и Л. В. Тарасова сформулировали схемы, раскрывающие роль ФА в развитии коммуникативной компетенции младших школьников и предполагающие трансформацию традиционных педагогических подходов [Авдеева, Солдатова, Тарасова, 2018].
Определяя специфику этих схем, Е. Н. Барбашова и Е. В. Головина внесли методологический вклад в обеспечение самостоятельности учащихся при анализе текста, акцентируя внимание на цели филологического анализа [Барбашова, Е. В. Головина, 2013]. Исследования этих методистов дополняют педагогические стратегии, предложенные В. В. Демичевой, О. И. Еременко и Т. В. Яковлевой, которые рассмотрели использование лингвокультурного комментария для развития интерпретационных навыков учащихся на уроках литературного чтения [Демичева, Еременко, Яковлева, 2017]. Интеграция аналитических парадигм Б. Г. Бобылева и Н. А. Купиной, ориентированных на научное и художественное измерения филологического анализа текста, обогащает методологические исследования, преодолевая разрыв между теоретической филологией и практической педагогикой [Бобылев, 2022; Купина, Николина, 2003]. Эти подходы подчеркивают сложность адаптации аналитических методик для младших школьников, чему способствуют учебные модели и практические упражнения, подробно описанные Н. С. Болотновой и Ю. В. Казариным [Болотнова, 2009; Казарин, 2004]. Каждый из этих материалов, очерчивая отдельный аспект филологического анализа – от формулировки познавательных целей до разработки классных мероприятий, – составляет надежную методологическую базу, положенную в основе данного исследования. Она не только способствует тщательному изучению предполагаемых образовательных преимуществ, но и обеспечивает многогранный подход к интерпретации данных, повышая как глубину, так и применимость результатов исследования.
В исследовании используется сочетание качественных и количественных методов для обеспечения всестороннего понимания воздействия филологического анализа текстов на учащихся младших классов. Количественные данные, собранные с помощью оценок до и после эксперимента, могли бы улучшить конкретные языковые способности, такие как обогащение словарного запаса, усвоение синтаксически сложных конструкций и понимание прочитанного. Опросы и стандартизированные методики тестирования будут служить эмпирической основой для этих экспериментов, предоставляя объективные показатели, которые будут подтверждать или опровергать гипотетические результаты.
Качественные подходы, позволяющие глубже понять опыт учащихся и педагогическое взаимодействие, будут проводиться с помощью тематических наблюдений. Интервью с преподавателями и фокус-группы с учащимися могли бы выявить нюансы интеграции филологических подходов в учебную среду и их влияние на когнитивное развитие младших школьников. Анализ предполагает изучение частоты и корректность употребления филологических терминов и понятий на уроках и учебном процессе.
В теоретическом плане исследование опирается на достижения когнитивной лингвистики и психологии. Предполагается, что если учащиеся будут проводить сложный анализ текстов на ранних этапах обучения, то их способность абстрагироваться и выводить смысл из текстов, скорее всего, повысится, что будет способствовать более глубокому и сложному пониманию языка.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно раскрывает когнитивные основы филологического анализа текста в начальном образовании; оно углубляет представление о когнитивно-лингвистической способности младших школьников.
На практическом уровне актуальность данного исследования проявляется в его непосредственном применении к ходе работы в классе. В частности, оно предоставляет педагогам научно обоснованные методы, которые могут быть использованы для повышения уровня языкового и когнитивного развития учащихся.
Результаты исследования могут быть включены в учебные программы по русскому языку в начальной школе. Это имеет решающее значение для разработчиков учебных программ, стремящихся включить передовые когнитивные стратегии в систему начального образования, обеспечивая, чтобы такие стратегии были не только педагогически обоснованными, но и опирались на строгие научные исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1.1. Определение и значение филологического анализа текста
Филологический анализ текста в рамках начального образования из простого методологического подхода превращается в глубокий инструмент развития коммуникативных компетенций, а сами термины, изначально уходящие корнями в классическую филологию, переносятся на младшую аудиторию, обеспечивая вовлечение и развитие ее когнитивных способностей. М. В. Авдеева разъясняет этот переход, подчеркивая важнейшую роль филологического анализа в формировании коммуникативной компетенции учащихся начальной школы [Авдеева, 2024].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева М. В. Филологический анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции // Первое сентября. Открытый урок: [сайт]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/621835 (дата обращения: 20.03.2024).
2. Андреева И. В. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках русского языка. // Начальная школа. – 2022. – № 9. – С. 47– 50.
3. Барбашова Е. Н. Самостоятельная работа студентов в курсе филологического анализа текста. // Начальная школа. – 2016. – № 1. – С. 77– 79.
4. Белова Н.А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: учебно-метод. пособие. – Саранск, 2008. – 205 с.
5. Бобылев Б. Г. Филологический анализ художественного текста как наука и искусство в трудах академика Н. М. Шанского // Русский язык в школе. – 2022. – Т. 83. – № 6. – С. 35– 43.
6. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие для вузов]. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 520 с.
7. Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. – Томск: Изд-во Том. гос. пед. унта, 2001. – 331 с.
8. Головина Е. В. Внутренний план деятельности филологического анализа текста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2013. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-plan-deyatelnosti-filologicheskogo-analiza-teksta/viewer (дата обращения: 20.03.2024).
9. Головина Е. В. Филологический анализ текста как деятельность: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. – Оренбург, 2011. – 170 с.
10. Губанихина Е. В. Литературоведческий анализ в начальной школе. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2016. – № 8.7 (112.7). – С. 9 – 12. – URL: https://moluch.ru/archive/112/28722/ (дата обращения: 20.03.2024).
11. Демичева В. В. К проблеме использования лингвокультурологического комментирования художественных текстов на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2017. – № 4. – С. 29 – 39.
12. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста: учебник. – Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический проект, 2004. – 430 с.
13. Клименко Ж. Анализируем текст: русский язык. // Первое сентября. Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 2 – 5.
14. Королева Г. В. Урок творчества – изложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 218 с.
15. Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: практикум: [учеб. пособие для вузов]. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 404 с.
16. Лазарева В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе: анализ лирического текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний // Первое сентября. Начальная школа. – 2005. – № 21. – С. 2 – 11.
17. Лукьянова Н. Н. Развитие языковой личности младшего школьника в условиях реализации стандарта начального образования / Н. Н. Лукьянова, И. В. Федорова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 35-37.
18. Мали Л. Д. Особенности изучения прозаического произведения на уроках литературного чтения. // Начальная школа. – 2021. – № 12. – С. 8 – 10.
19. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие для вузов. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 268 с.
20. Орлов Ю. И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста // Начальная школа. – 2001. – № 2. – С. 50–52.
21. Первова Г. М. Текст как предмет изучения учителем начальных классов // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 48–51.
22. Перцева Н. К. Пушкинский текст как дидактический материал при обучении русскому языку // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 83–85.
23. Свиридова В. Что говорит поэт и как он это делает: анализ лирического произведения // Первое сентября. Начальная школа. – 2006. – № 16. – С. 18-21; № 17. – С. 20– 23.
24. Солдатова Н. Г. Филологический анализ текста в процессе обучения русскому языку в школе. – Текст: электронный // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 24 (36). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filologicheskiy-analiz-teksta-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku-v-shkole/viewer (дата обращения 20.03.2024).
25. Строганова Л. В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 23–29.
26. Супряга С. В. Комплексный анализ текста как средство развития у младших школьников интереса к истории и культуре малой родины // Начальная школа. – 2023. – № 7. – С. 37–39.
28.Тарасова И. А. Лингвоэстетический анализ художественного произведения в начальной школе. Лирика: учебное пособие. – Саратов, 2011. – 45 с.
27. Торшин А. А. Произведение художественной литературы: основные аспекты анализа: учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 255 с.
28. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие. – М.: Academia, 2006. – 331 с.
29. Филиппова Е. В. Использование интеллект-карт при анализе литературных произведений в начальной школе // Начальная школа. – 2020. – № 8. – С. 31–35.
30. Щеголева Г. С. Актуальные направления работы с текстом в авторской системе Т. Г. Рамзаевой // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 22–25.
31. Щерба Л. В. Филология в школе и лингвистический анализ стихотворений. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с.