Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия.
Целью работы является маркетинговое исследование российского рынка минеральной и питьевой воды.
Данную тему исследовали следующие авторы: Атаманова В.И. [1], Григоренко А.В. [2], Желаева С.Э., Хамаганова Т.К. [3], Комаров К.Д., Конева А.Б. [6], Куликов А.Г., Турова Е.А. [7], Мелихова А.О., Покуль В.О. [8], Муратова Г.С. [9], Полухин Н.Д. [10], Севостьянова Е.М. [14], Хомич Л.М., Новиков М.Н. [17], Хохлова Е.Ю., Широбоков В.Г. [18].
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
изучить продуктовые и географические границы товарного рынка;
определить хозяйствующие субъекты, действующие на рынке;
выявить объем товарного рынка;
оценить общую концентрацию продавцов на рынке;
охарактеризовать барьеры входа и выхода;
привести характеристику типологии и структуры отраслевого рынка;
изучить экономические характеристики отрасли.
Объектом исследования является рынок минеральной воды. Предмет - маркетинговое исследование российского рынка минеральной и питьевой воды.
Методологическую основу исследования составили системный подход, приемы логического, структурно-функционального анализа, экспертных оценок количественных и качественных показателей.
1. АНАЛИЗ РЫНКА МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ
1.1. Продуктовые и географические границы товарного рынка
Географические границы рынка – Санкт-Петербург. Хронологические границы – 2024 г. (время проведения исследования).
1.2. Хозяйствующие субъекты, действующие на рынке
Конкуренция в регионе достаточно сильна – на территории еще предприятий, не считая зарубежных производителей. Таким образом, основной задачей является не только привлечение, но, в главной степени, удержание привлекаемых коммерческих клиентов (табл.).
Линия фактического неравенства строится на основании данных о процентах дохода приходящихся на каждые 20 % предприятий.
Если нижняя первая часть получила 2% всех доходов, то графически это будет точка А. Чтобы получить точку В необходимо сложить процент дохода первых 20 % предприятий с процентами доходов вторых 20 % предприятий (2% + 8%) и т.д.
Линия фактического неравенства строится на основании данных о процентах дохода приходящихся на каждые 20 % предприятий.
Если нижняя первая часть получила 2% всех доходов, то графически это будет точка А. Чтобы получить точку В необходимо сложить процент дохода первых 20 % предприятий с процентами доходов вторых 20 % предприятий (2% + 8%) и т.д.
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА РЫНКЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ДОСТАВЛЯЕМОЙ НА ДОМ
2.1. Структура мотивации потребления питьевой воды
По результатам исследования , проведенного автором, была выявлена структура мотивации потребления бутилированной воды.
В результате опроса были выделены такие основные факторы принятия решения о покупке: рекомендации, реклама в СМИ, советы родственников, знакомых, реклама, удобство формы бутилированной воды. Следует также учесть, что причинами изменения решения о покупке могут стать неприемлемая стоимость бутилированной воды, консультация специалиста и др.
Видно, что мотивационный фон при принятии решения о покупке бутилированной воды конечным потребителем имеет ряд своих особенностей. Осознание потребности в ведении здорового образа жизни приводит человека к поиску информации о продукте и оценке вариантов. Важную роль при этом играет реклама, которая направлена на создание образа продукта и информирования о его качественных характеристиках. Однако реклама, как правило, может оказать влияние на решение о покупке бутилированной воды только в первый раз. Это подчеркивает необходимость предоставления достоверной информации о бутилированной воде в рекламе. Ведь в дальнейшем человек будет принимать решение, уже основываясь на полученном опыте.
Если сравнивать мотивационную структуру тех потребителей, которые уже приобретают бутилированную воду и тех, кто пока нет, вырисовывается следующая картина.
Среди потребителей бутилированной воды, которых можно отнести к освоенному рынку, выделены следующие мотивы приобретения:
• Совет друзей и знакомых
• Конкретное событие, связанное с плохим качеством воды:
Обнаружили осадок на дне чайника и графинов с водой
Потому что ужасная вода течет из под крана, ее противно пить. К тому же мне нужна холодная вода, т.е. сразу, а не кипятить, потом ждать, пока она охладится. Так же вода гораздо чище.
Главная причина - некачественный водопровод, бутилированная вода чище, чем водопроводная», «чистая вода».
• Новизна продукта и желание попробовать что-то новое, «из интереса ради»
• Слухи и общественное мнение играют не меньшую роль при принятии решения о покупке бутилированной воды:
Много говорят об опасности воды из водопровода.
Среди потребителей, имеющих интерес и возможность приобретения бутилированной воды (доступный рынок), большую роль может играть чисто физиологическая потребность в воде – утолить жажду. Хотя эта группа потребителей все-таки ориентирована на качество воды, ее чистоту.
Потребность в фильтрованной чистой воде
Пить хотелось
Не последнюю роль в мотивационной структуре играет такой феномен как комфортное потребление, когда имеет большое значение способ доставки, способ оплаты и проч. Например, совокупность положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов с бутилированной водой и персоналом предприятия, доставляющего бутилированную воду. Достижение так называемого функционального комфорта является одним из ведущих эргономических требований к услуге. Особенно важны показатели комфорта, характеризующие образ жизни и качество жизни. В ходе интервью был задан ряд вопросов, направленных на измерение значимости этого мотива.
Было выявлено, что потребители бутилированной воды, стремятся к комфортной жизни и удобному потреблению и в других сегментах рынка. Чаще всего потребитель, заказывающий на дом воду, имеет опыт постоянного или более или менее частого заказа на дом и других товаров, таких как одежда, продукты, электроника, игрушки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атаманова В.И. Текущее состояние российского рынка питьевой и минеральной бутилированной воды // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2022. № 19. С. 87-91.
2. Григоренко А.В. Состояние инфраструктуры и конъюнктуры рынка минеральных и питьевых вод республики Крым и тенденции его развития // В сборнике: маркетинг в системе социально-экономического развития: стратегия и тактика продвижения. 2023. С. 56-61.
3. Желаева С.Э., Хамаганова Т.К. Состояние и перспективы развития рынка бутилированной питьевой воды в Китае // В сборнике: экономика и управление: современные вызовы, тенденции и перспективы. Материалы Национальной научно-практической конференции ВСГУТУ «Образование и наука». Улан-Удэ, 2021. С. 58-63.
4. Исследование рынка бутилированной питьевой воды в Китае / Желаева С.Э., Аюрзанайн А.Б., Хамаганова Т.К., Буртонова Г.Б., Хункай Юй. // Экономика и предпринимательство. 2021. № 2 (127). С. 752-756.
5. Исследования качества питьевой воды, реализуемой в Свердловской области / Перминова А.С., Бызова Е.П., Московенко Н.В. // В сборнике: Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Л.К. Гуриева [и др.]. Москва, 2022. С. 131-135.
6. Комаров К.Д., Конева А.Б. Изучение ассортимента упакованной питьевой воды с использованием мобильной версии приложения «честный знак» в сети магазинов «магнит» г. Красноярска // В сборнике: Студенческая наука - взгляд в будущее. Материалы ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции. Красноярск, 2023. С. 165-170.
7. Куликов А.Г., Турова Е.А. Питьевые минеральные воды: проблемные вопросы и перспективы использования в лечении и реабилитации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2021. Т. 98. № 6. С. 54-60.
8. Мелихова А.О., Покуль В.О. Основные тенденции рынка питьевой воды в России // В сборнике: финансы и реальный сектор экономики в современных условиях. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 35-37.
9. Муратова Г.С. Анализ рынка минеральной и питьевой воды республики Крым // В книге: Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ. сборник материалов V Межрегиональной научно-практической конференции. 2020. С. 121-129.
10. Полухин Н.Д. Исследование рынка питьевой воды и минеральной воды в городе Липецке // В сборнике: Цифровые технологии в развитии современных экономических систем. Материалы II Всероссийской научно-исследовательской конференции с международным участием. Липецк, 2024. С. 626-632.
11. Потребление минеральной и питьевой воды в России / Алтунина С.Н., Рукина Е.О., Михайлова С.А. // В сборнике: новые концептуальные подходы к решению глобальной проблемы обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 12-16.
12. Производство упакованных вод. Состояние, проблемы и пути их решения / Митин С.Г., Сысоев Г.В., Оганесянц Л.А., Севостьянова Е.М. // Пиво и напитки. 2020. № 4. С. 29-32.
13. Севостьянова Е.М. Актуальные вопросы по маркировке упакованных минеральных вод // Пиво и напитки. 2023. № 1. С. 35-39.
14. Севостьянова Е.М. Бутилированная вода в питании детей раннего возраста. Основные требования и анализ рынка // Пиво и напитки. 2022. № 2. С. 45-48.
15. Снижение предпринимательского риска рынка HOD на базе применения инструментальных средств / Кумратова А.М., Темирова Л.Г., Василенко И.И., Иванцова Е.А. // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 10 (154). С. 24-33.
16. Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ // сборник материалов V Межрегиональной научно-практической конференции / 2020.
17. Хомич Л.М., Новиков М.Н. Проблемы регулирования производства и маркировки потребительской упаковки питьевой минеральной воды и пути их решения // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2021. Т. 98. № 3-2. С. 205-206.
18. Хохлова Е.Ю., Широбоков В.Г. Анализ конкурентоспособности безалкогольных напитков на отечественном рынке // Финансовый вестник. 2021. № 3 (54). С. 40-44.
19. Hamatgaleeva G.A. Development and research of a functional drink with the addition of peppermint extract // Modern Science and Innovations. 2022. № 2 (38). С. 83-95.
20. Gao X. Results of a marketing research of drinking bottled water market in China // В сборнике: Малое предпринимательство в условиях новых вызовов. международная научно-практическая конференция : сборник статей. Забайкальский государственный университет. Чита, 2022. С. 52-62.