Фрагмент для ознакомления
2
Общепризнано, что потребности являются движущей силой человеческой деятельности и поведения. При этом существует широкий диапазон понимания сущности потребностей – от биологической интерпретации до социально-экономической. Давайте рассмотрим наиболее распространенные среди них.
Потребность как потребность - это состояние личности, создаваемое потребностью, которую он испытывает в объективных условиях, предметах, предметах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович). Однако потребностное состояние человека возможно и при избытке чего-либо, и поэтому возникает потребность избавиться от этого избытка [7]. Близким к этому является понимание потребности как отражения потребности в сознании человека.
Потребность как зависимость — состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость лишь показывает, какие отношения существуют между телом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей [8].
Потребность как отношение. В данном случае потребность понимается как отношение субъекта к миру (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.
Потребность подобна отсутствию блага. Состояние отсутствия блага – потребность (В. С. Магун). Объектом потребности в данном случае является недостающее благо. Если в предыдущем определении психологический подход был заменен философским, то в данном случае - социально-экономическим [6].
Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от преобладающих ожиданий относительно этой реальности (Д.К. Макклелланд). Человек, например, привык к определенному общению, наслаждается определенным типом еды или определенной средой. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность восстановить ожидаемое состояние [11].
Потребность как условие (И. А. Джидарян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание потребности указывает на изменения в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.
Само по себе состояние потребности лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности столкнулось с трудностями. Поэтому состояние потребности заставляет человека лишь искать причину страдания [5].
Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (деятельность), возникающее у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия [5]. Очевидно, что каждая потребность имеет тенденцию к удовлетворению. Процесс удовлетворения заключается в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность – это своего рода напряженная система (намерение), возникающая в определенной ситуации, обеспечивающая деятельность человека и стремящаяся к разрядке (удовлетворению). Отсюда следует, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, определяющим поведение человека.
Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат факты, которые необходимо учитывать, чтобы понять сущность потребностей.
Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности тела и потребности личности. При этом потребности тела (потребности) можно разделить на неосознанные (не ощущаемые) и осознанные (ощущаемые). Потребности человека всегда реализуются либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).
Во-вторых, также очевидно, что потребность тесно связана с потребностью. Однако потребность организма в чем-либо отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием потребности, т. е. имеет субъективную сторону.
В-третьих, ясно, что нельзя исключить из потребностей личности потребностное состояние, отраженное в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.
Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека по достижению цели, способной удовлетворить его потребность.
Учет этих фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «состояние внутреннего напряжения, испытываемого человеком, возникающее в результате отражения в сознании потребности и стимулирующего психическую деятельность, связанную с целеполаганием [17].
Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и мотивирующую.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С.7-14.- URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2017/n2/86618. shtml
2. Алексеенко, С.Н. Профилактика заболеваний: учебное пособие/ С.Н. Алексеенко, Е.В. Дробот. - М.: Издательство Академия Естествознания, 2015. – 449 с.
3. Братусь, Б. С. Изменения личности при алкоголизме.-М.: Медицина, 1974.-23 с.
4. Василюк, Ф. Е. Жизненный мири кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М.:АСТ:Астрель, 2009. - 624 с.
5. Гребенникова Н.В. Характерологические особенности старших подростков, склонных к игровой компьютерной зависимости / Н.В. Гребенникова // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017. - С. 4
6. Гришина А.В. Анализ индивидуальных и личностных факторов зависимости от компьютерных игр / А.В. Гришина, Е.Н. Волкова // Вестник Мининского университета Учредители: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина - 2019. – № 4. - С. 12
7. Евдокимова // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 956-958. 2. Фоменко В.С. Компьютерные игры, социальные сети и их влияние на развитие личности / В.С. Фоменко // Современная научная мысль: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 110-116.
8. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 c.
9. Исакова Л.А. Проблема компьютерной зависимости в подростковом возрасте / Л.А. Исакова // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методика и технология: материалы межвузовской конференции. – 2019. - С. 228-231.
10. Короленко, Ц. П., Завьялов, В. Ю. Личность и алкоголь. - Новосибирск: Наука, 1987. - 166с.
11. Кочетков Н.В. Интернет-аддикция и зависимость от компьютерных игр в работах российских психологов / Н.В. Кочеткова // Социальная психология и общество. - 2020. - № 1. - С. 27-54.
12. Луговая О.М. Зависимость молодежи от компьютерных игр: факторы возникновения и особенности профилактики / О.М. Луговая, И.В. Черникова // Проблемы современного педагогического образования Учредители: Гуманитарно-педагогическая академия Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Крымский федеральный университет". Университет имени В. И. Вернадского". - 2018. - № 60(3) – С. 440-443.
13. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д. Менделевич. -СПб: Речь, 2006. – 250 c.
14. Натсибуллина А.Р. Психология игровой зависимости у подростка / А.Р. Нацибуллина // Молодой ученый. – 2020. – № 48(338). – С. 122-124.
15. Нахимова, Я.Н., Ромашкина, Г.Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании / Я.Н. Нахимова, Г.Ф. Ромашкина. // Образование и наука. 2017. Том 19, № 6. С. 138-143.
16. Нелидова В.В. Причины привлечения взрослых к игровой компьютерной деятельности / В.В. Нелидова // Научный журнал "Олимп".. - 2017. - № 1(14). - С. 92-94.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт; МГППУ, 2010. – 460 с.
18. Петрановская, Л.В Большая книга про вас и вашего ребенка /Л.В. Петрановская. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 432 с.
19. Рыбакова, Т. Г., Ерышева, О. Ф. Отношение больных алкоголизмом к лечению и его значение для построения реабилитационных программ // Вопросы наркологии, 1993. -№ 2.-С .11-14.
20. Рыжов, Б. Н. История психологической мысли. - М.: Воениздат, 2004.
21. Тетуева М.К. Различные взгляды и подходы к проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте / М.К. Тетуева. // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 143-149.
22. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Издательство АСТ, 2015 г. – 624 с.
23. Шарабарина, Х.А. Особенности формирования и развития зависимости от компьютерных игр / Х.А. Шарабарина. Шарабарина // Европейский исследовательский сборник статей 578-я Международной научно-практической конференции. Издательство: "Наука и образование". - 2016. – С. 163-165.
24. Kirchner K. Motivation beim Fremdsprachenerwerb : Eine qualitative Pilotstudie zur Motivation schwedischer Deutschlerner / K. Kirchner // Zeitschrift fü r Interkulturellen Fremdsprachenunterricht. – 2004. – № 9(2). – URL: http://www.ualberta.ca/~german/ejournal/Kirchner2.htm
25. Gardner R. C. Motivational variables in second language acquisition / R. C. Gardner, W. E. Lambert // Attitudes and Motivation in Second Language Learning / eds. by R. C. Gardner, W. E. Lambert. – Rowley, MA : Newbury House, 1972.
26. Deci E. Self-Determination Theory : A macrotheory of Human Motivation, Development, and Health / E. Deci // Теориясамодетерминации. – URL: https:// pdfs.semanticscholar.org/a32f/3435bb06e362704551cc 62c7df3ef2f16ab1.pdf
27. Ryan R. Self-determination theory in schools of education / R. Ryan // Теориясамодетерминации. – URL: http://selfdeterminationtheory.org/SDT/ documents/2009_RyanNiemiec_TRE.pdf