Фрагмент для ознакомления
2
Чтобы глубоко погрузиться в выбранную тему, необходимо разобраться в ее ключевом понятии. Согласно научной литературе, административную школу управления можно определить как специфическую структуру, охватывающую методы изучения и оптимизации производственных процессов, а также регулирования взаимодействия людей в рамках этих процессов .
Учитывая широкую популярность рассматриваемого понятия и отсутствие четкого юридического определения в законодательстве нашей страны, важно признать его органичное развитие в ткани общественных практик. Очевидно, что это понятие проникло в различные сферы человеческой деятельности, оказывая влияние как на юридический дискурс, так и на повседневный язык.
Административная школа управления, также известная как классическая школа управления, возникла в 1920-х годах, став важной вехой в развитии теории управления. Ее влияние прослеживается как в правовых статутах, так и в обыденных дискуссиях, что подчеркивает необходимость тщательного анализа ее нюансов .
Название "административная" для классической школы менеджмента было обусловлено тем, что ее пионеры занимали видные административные должности. Например, Файоль, одна из ключевых фигур этой школы, занимал должность менеджера на металлургическом и горнодобывающем предприятии, что придает номенклатуре школы определенную убедительность .
Истоки административной школы управления можно отнести к первой половине XX века, а именно к периоду с 1920-х по 1950-е годы. Ее основателем часто называют Ф. У. Тейлора, известного своей фундаментальной работой "Принципы научного управления", опубликованной в 1911 году и заложившей основы того, что позже стало известно как "тейлоризм".
Тейлор рассматривал труд прежде всего как физическую работу. Он провел обширные исследования и измерения таких факторов, как напряжение, скорость реакции и нагрузка на человеческий организм, стремясь исключить из рабочего процесса ненужные и непродуктивные движения. Тейлор подчеркивал важность внедрения оптимальных и целенаправленных схем работы и отдыха. Хотя Тейлора иногда критиковали за пропаганду того, что пренебрежительно называли "научной системой выжимания пота", он выступал за оптимальное согласование человеческого труда с машинным.
Хотя Тейлор часто ассоциируется с основополагающими принципами административной школы, именно Анри Файоль развил и обобщил эти теории. Опираясь на свой обширный опыт в области управления организациями, Файоль исследовал различные стратегии повышения общей эффективности организаций .
Теория научного менеджмента, основанная Тейлором и его учениками, в первую очередь была направлена на повышение эффективности производственных функций отдельных работников и структурных подразделений, осуществляющих производственную деятельность. Однако этот подход не позволял оптимизировать общее функционирование организаций как целостных образований. Именно Анри Файоль, французский практик и теоретик менеджмента, рассмотрел и решил проблему управления компаниями как интегрированными системами.
Вклад Файоля заложил основу того, что стало известно как административная или классическая школа менеджмента. Эта школа отклонилась от ориентированного на инженерные разработки научного менеджмента и вместо этого сделала акцент на более широком подходе к управлению организацией. Как классическая, так и научная школы менеджмента формировались инженерами-управленцами, что отражает склонность к систематическим и структурированным методологиям в управленческой практике.
Административная школа менеджмента сосредоточилась на изучении практики управления на крупных промышленных предприятиях, особенно тех, которые занимаются массовым производством материальных благ. Она проводила комплексные исследования различных процессов и функций в рамках этих компаний, уделяя особое внимание рассмотрению организации как единого целого и анализу оптимизации управленческой деятельности.
Возникнув и развиваясь в контексте крупномасштабных производств конца XIX - начала XX века, классическая школа менеджмента формировалась под влиянием стабильной внешней среды и устойчивости продуктов и технологий в течение длительного времени. Ее целью было выявление универсальных принципов и закономерностей, способных повысить эффективность всех организаций. Особое значение имел акцент на вертикальной цепочке команд в организационных структурах .
Задачи административной школы управления обычно включают изучение человеческих отношений, поведения и применение количественных методов в рамках науки управления. Такой комплексный подход обусловлен признанием того, что управление, рассматриваемое через призму процесса, подразумевает непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций .
Эта школа заложила основу для формулирования принципов и функций управления, способствуя повышению эффективности управления всем предприятием за счет систематического применения структурированных подходов.
1.2 Принципы управления Анри Файоля. Теория администрации
Школа административного управления, особенно благодаря основополагающим работам Анри Файоля, оказала глубокое влияние на современную практику управления. Вклад Файоля остается актуальным в разные времена благодаря его значительным достижениям в науке управления и разработке устойчивых принципов и методологий, имеющих практическое применение. Опираясь на свой богатый опыт, Файоль сформулировал важнейшие принципы управления, которые легли в основу его теории.
Специализация, проявляющаяся в разделении труда, повышает производительность, позволяя людям совершенствовать свои навыки в процессе выполнения конкретных задач. Полномочия и ответственность взаимосвязаны, поскольку те, кто наделен полномочиями давать директивы, также несут ответственность за их выполнение. Дисциплина, понимаемая как взаимное обязательство, зависит от эффективной работы менеджеров, способствующей выполнению сотрудниками своих обязанностей.
Файоль подчеркивал важность единства командования, выступая за то, чтобы сотрудники получали директивы только от одного руководителя, и единства руководства, обеспечивающего согласование действий персонала для достижения общих целей в рамках конкретных процессов. Подчинение личных интересов коллективным подчеркивает приоритет целей организации над индивидуальными или групповыми интересами.
Справедливое и равноправное вознаграждение служит стимулом для повышения производительности труда, при этом особое внимание уделяется недопущению злоупотребления им как инструментом принуждения. Централизация, сбалансированная с децентрализацией, дает оптимальные результаты, зависящие от контекстуальных условий предприятия.
Файоль признавал необходимость скалярной цепи для иерархической структуры, но также признавал ценность неформальных каналов коммуникации для быстрого распространения информации. Принцип порядка подчеркивает необходимость упорядочивания функций и минимизации потерь времени за счет отказа от дублирования усилий.
Справедливость, сочетающая доброту и справедливость в управлении персоналом, занимает центральное место в принципах, выдвинутых Анри Файолем. Существует положительная корреляция между стабильностью сотрудников и успехом организации, поскольку более стабильные управленческие структуры часто встречаются на успешных предприятиях. Поощрение инициативы сотрудников дает организации стратегическое преимущество, поскольку поощряет инновации и инициативное решение проблем. Поддержка корпоративной морали крайне важна для менеджеров, поскольку она создает позитивную рабочую атмосферу, способствующую самореализации и продуктивности сотрудников.
На протяжении XX века административный менеджмент, руководствуясь вкладом Файоля, постепенно совершенствовал как теоретические основы, так и практические методологии управления. От методов организации труда до моделирования комплексных систем административного управления - эти достижения значительно повысили производительность и эффективность компаний по всему миру.
Классическая административная школа, олицетворявшая в свое время науку управления, разработала полный набор прикладных методов управления, которые эффективно решали ключевые организационные задачи. Однако в этой парадигме сохранялся заметный недостаток, касающийся мотивации персонала. Отчасти этот недостаток был связан с зарождением психологии в период становления этих школ, с ограниченным пониманием человеческого сознания и его связи с трудовой деятельностью .
Хотя сторонники научного менеджмента и классического подхода признавали значимость человеческого фактора, их внимание было сосредоточено в основном на таких аспектах, как оплата труда, экономические стимулы и создание формальных иерархических структур. Классическая школа менеджмента, примером которой является А. Файоль, отличается пренебрежением к индивидуальным потребностям. В связи с этим данная школа подвергалась обоснованной критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Учитывая эти наблюдения, данная организационная модель оказывается неадекватной для удовлетворения потребностей современной рыночной экономики. Присущие ей ограничения ограничивают автономию руководителей в условиях все более динамичной внешней среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтуфьева Н.В. Руководитель и подчиненный: актуальные вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2019;
2. Ахмет А.Е. Классическая или административная школа в управлении (1920 г.-1950 г.) // В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода. Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» и 100-летию автономии Республики Калмыкия. Материалы в рамках научной школы Т.Т. Цатхлановой «Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода». Редколлегия: Б.К. Салаев [и др.]. 2020. С. 432-435.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Менеджмент: теория и практика № 1, 2015;
4. Воронина Н.А. Управление в организации: актуальные вопросы // Гражданин и экономика. 2017. - №12. – С.12-13;
5. Гущин В.А. Ключевые концепции управления XX века и их роль в развитии современных основ менеджмента и управленческого консалтинга // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 1 (39). С. 18-23.
6. Деткина Д.А., Панасина А.А. Развитие административной школы менеджмента // В сборнике: Проблемы общества и экономики, основанных на знании: управление и обеспечение нововведений и неоиндустриализации. сборник научных статей. Краснодар, 2021. С. 181-187.
7. Закономерности и направления развития современного менеджмента / Аллаярова Н.И., Евдокимов Е.А., Тузикова В.И. // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 998-1003.
8. К вопросу о теории администрации и принципов управления А. Файоля / Халимова Р.Р., Разумнова В.В., Кузяшев А.Н. // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 114-116.
9. Кабушкин Н. И. Менеджмент. – М.: Новое знание, 2016. – 336 с.
10. Ковалев, В.В. Менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015.
11. Кузнецова Н.В. Школы и подходы в истории менеджмента: классическая (административная) школа управления / Электронное издание / Магнитогорск, 2020.
12. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру. М., 2009.
13. Мурзин А.В. Основные научные школы управления персоналом и его трудовой деятельностью // В сборнике: экономика, финансы и управление: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 23-26.
14. Муродов И.Д. Основное описание методологии управления научными и административными школами в развитии управления: общее и разное // Вестник Таджикского национального университета. 2019. № 2. С. 194-200.
15. Об использовании идей различных школ менеджмента в развитии современных экономических субъектов / Балашова М.А., Трошкин М.И., Балашова А.М. // В сборнике: Тенденция развития науки и образования. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Отв. редакторы С.Б. Баязитов, Р.М. Латыпова. 2020. С. 162-166.
16. Попова Д.С. Основные принципы управления на предприятии в первой половине xx в.: сравнительный анализ (по материалам научных трудов Ф. Тейлор, А. Файоля, Г. Эмерсона) // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. Сборник статей по материалам CXXXIV студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2024. С. 10-17.
17. Рамазанова Т.Г. Американская школа: государственное управление как административное право // В сборнике: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Материалы ХII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.Н. Гвоздкова (отв. редактор), С.О. Марков [и др.]. Междуреченск, 2023. С. 350.1-350.
18. Резуненко А.Н. Особенности управления// Право и жизнь. - 2019. - №13. – С.12-14;
19. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 14.05.2024).
20. Современный менеджмент / Железняк Д.Д., Бородачева Л.В., Ластовский М.А. // В сборнике: Современные тенденции и перспективы управления социально-экономическими системами в цифровой среде. материалы Международной научно-практической конференции. Памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.И. Кравцовой. Москва, 2022. С. 113-116.
21. Соколова А.И. Теоретические аспекты административной школы менеджмента // В сборнике: лучшие студенческие исследования. сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса в 2 частях. Пенза, 2021. С. 187-189.
22. Спирина В.О., Воблая И.Н. Применение основных концепций административной школы управления в развитии современного менеджмента // В сборнике: Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развитияобщества: теоретические и прикладные исследования. Сборник научных трудов. Под общей редакцией Л.А. Демидовой, Т.А. Куткович. Новороссийск, 2020. С. 98-101.
23. Тебекин А.В. Анализ особенностей развития школ менеджмента // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5. № 4. С. 13-28.
24. Тодышева М.В. Административная теория управления и её влияние на практику управления // В сборнике: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Материалы ХII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.Н. Гвоздкова (отв. редактор), С.О. Марков [и др.]. Междуреченск, 2023. С. 366.1-366.
25. Томпсон, А.А. Экономическая теория/ А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2016;
26. Филатова Т.В. Менеджмент: Учебное пособие / Т.В. Филатова. - М.: ИНФРА-М, 2015.
27. Хазбиева Л.И. Административные ресурсы управления наставнической деятельностью на примере ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя советского союза Б. К. Кузнецова» // В сборнике: Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Главный редактор Г.А. Кругликова. Екатеринбург, 2023. С. 337-343.
28. Чепурин М. Н. Менеджмент. – Киров: Издательство «АСА», 2016. – 623 с.;
29. Черненко А.К. Менеджмент // Современные проблемы. - 2016. - №4. – С.39-42.