Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Исследование проблемы соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента4
1.1 Основные типы темперамента……………………………………………..4
1.2 Особенности проявления темперамента в подростковом возрасте……...8
Глава II Описание методики и анализ результатов исследования……………13
2.1. Организация и методы исследования……………………………………13
2.2 Анализ полученных результатов………………………………………….13
Выводы…………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Фрагмент для ознакомления
2
Содержание понятия темперамент. Интерес к данной проблеме возник ещё в глубокой древности. Наблюдая окружающих людей, нетрудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движений, в общей подвижности. Одни вспыльчивы и веселы, но чувства их неустойчивы. Другие медлительны, спокойны и холодны. Третьи переживают сильно, но скрывают свои чувства, отличаются пассивностью.[3]Причём имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно тому, умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, чем он занимается, каковы его интересы.[4]
Это вызвано очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения развития организма, а также особенностям социального развития, социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным структурам личности относится темперамент, который определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Название «темперамент» происходит от латинского слова temperamentum, что значит – соотношение частей. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.) который считал: «Что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их теле».[5] Гиппократ выделил четыре основных «соков организма» - кровь (sanguinis), флегма (phlegma), жёлтая желчь (chole) и чёрная желчь(melanos chole).
Исходя из его учения, знаменитый после Гиппократа врач Клавдий Гален (II в. до н.э.), разработал первую типологию темпераментов, которые и в наше время пользуются широкой известностью. Темпераменты получили следующие названия: сангвинический – живой; флегматический - медленный, спокойный; холерический - энергичный, страстный; и меланхолический- замкнутый, склонный к глубоким переживаниям.[6]
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
Таким образом, каждый человек имеет вполне определённый тип нервной системы, проявления которого составляют важную сторону индивидуально психологических различий. Конкретные проявления темперамента не только заметны во внешней манере поведения, они пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях, действиях и характере человека, а также в умственной работе и особенностях речи.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся во многом спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём многообразии подходов к проблеме, учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Большинство учёных, изучающих свойства темперамента, считают: «Что темперамент тесно связан с особенностями общения человека, с окружающими его людьми». В зависимости от условий жизни, деятельности человека отдельные свойства темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, т.к. в нём объединяются природные и социально приобретённые качества человека».
Знание темперамента, отражающего особенности прирождённой организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека необходимо в учебной и воспитательной работе. При этом надо понимать, что при любом типе нервной системы, т.е. наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать необходимые положительные черты личности и поведения.[10]
Доктор психологических наук В.В. Белоус писал, что темперамент - совокупность свойств характеризующие особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменения. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяет его поступки и индивидуальность. Темперамент выступает связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.[11]
Подлинно научное объяснение темпераментов даёт учение И.П. Павлова «О типах внешней нервной системы». Согласно учению И.П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения.[12] По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются основными чертами индивидуальных особенностей человека.
Психологическая характеристика типов темперамента. Немецкий философ И.Кант разделил темпераменты человека на 2 типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же, установлено только четыре типа темперамента. По И.Канту сангвинический тип темперамента свойственен человеку весьма весёлого нрава. Представляется оптимистом, полным надежд, шутником, балагуром. Быстро воспламеняется и остывает, теряет интерес к тому, что совсем недавно его очень сильно волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Легко вступает в контакты, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Умственная и физическая работы быстро утомляют.[13]
Меланхолический тип деятельности человека мрачного настроя. Такой человек живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Бывает сдержанным. Никогда не обещает того, чего не сможет сделать.[14]
Холерический тип – характеризует вспыльчивого человека. О таком говорят, что он слишком горяч, несдержан.
Вместе с тем он быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идёт навстречу. Движения его порывисты, но не продолжительны.[15]
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряжённой, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго.[16]
Свойства, упоминающие в характере типов темперамента, относятся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, т.к. в психологии трудно разделить между собой темперамент и характер человека. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека, в различных социально-значимых ситуациях.[17]
Проявляясь в динамических особенностях психики и поведении человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Темперамент по мнению В.М.Русалова биологически и генетически обусловлены, зависят от свойств нервной системы.[18]
Если рассмотреть эти свойства применительно к познавательным процессам: активность, продуктивность, возбудимость и переключаемость, то активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется тем, насколько человек может сконцентрировать своё внимание на определенном объекте или аспекте. Продуктивность всех познавательных процессов выше там, где за определённое время удаётся больше увидеть, услышать и запомнить. В общении людей, свойства темперамента проявляются аналогичным образом. Только в данном случае касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком.[19]
Личность и темперамент - связаны между собой. От темперамента зависят такие свойства как: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Те проявления темперамента, которые становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры и обычаев, влияют на развитие способностей личности.[20]
Таким образом, темперамент – это врождённое свойство нервной системы, которое придаёт своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик индивида, но не характеризует ни его взглядов, интересов, поступков и моральных устоев, не определяет возможности личности, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания, и общения между людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2004. – С. 82 – 90.
2. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. Т. 18. – С. 11–15.
3. Бессонова, О. А. Моделирование процессов формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №S1. – С. 231– 235.
4. Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». – 2008 - Т. 2. – С. 24 – 27.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. –672 с.
6. Бордовская, Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2011. –620 с.
7. Бурамбаева, Д. А. Формирование нормальной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. № S1. – С. 136– 140.
8. Быков, А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999. –168с.
9. Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2017. –240 с.
10. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач. Системный подход.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. –399 c.
11. Гасанова, Д. И., Баджаенва З. М. Семья и школа в нравственном воспитании подростков: монография: Вузовское образование, 2014. –129 c.
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн. : Харвест, 2013. –800 с.
13. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум: учеб. пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. –307 с.
14. Гюру, Э. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей. - М. : Альпина Паблишер, 2016. –294 c.
15. Дерябина, Е. А., Фадеев В. И., Фадеева В. И. Возрастная психология: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. –158 c.
16. Долгова, В. И., Капитанец Е. Г., Гладышев Д. И. Моделирование психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра // Ученые записки университета Лесгафта. –2016. №5 (135). – С. 267-272.
17. Долгова, В. И., Киселева С. Ю. Моделирование процесса формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения педагогического персонала дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. Т. 44. –С. 103– 109.
18. Долгова, В. И., Кошелева А. А. Феномен «я-концепция» подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2016. №7. – С. 139-143.
19. Долгова, В. И., Попова Е. В., Молоканов А. В. Психолого- педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. –2015. Т. 31. –С. 91-95.
20. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. - М.: Генезис, 2015. –376 c.
21. Иванова, Л. В., Буранова Н. П. Модель психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников // Научно - методический электронный журнал «Концепт». –2016. Т. 7. –С. 41–45.
22. Караваева, Д. О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) // В. С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; Ф. В. Дериш (отв. ред). Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, –2015. –С. 56–58.
23. Коваленко, Е. Г., Начарова Л. А. Психолого-педагогические факторы становления самооценки первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», –2017. Т. 34. –С. 120–126.
24. Коржова, Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4; под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та. –2000. - С. 155-161.
25. Коростылева, JI. A. Уровни самореализации личности / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4; под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2000. – С. 21 – 46.
26. Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2015. –421 c.
27. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова; ред. Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, –2002. – Вып. 1. – С. 56 – 65.
28. Либина, Е. В. Либин А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Е. В. Либина, А. В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. - М., 1998. – 267 с.
29. Медведева, Е. В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е. В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2008. - Выпуск 2. – С. 172 – 177.
30. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. –392с.
31. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психологический журнал. – 1995. - Т. 16. - № 4.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2010. –453 с.
33. Осницкий, А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопросы психологии. – 1999. - № 1. – С. 92 – 104.
34. Першина, Л. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. –256 c.
35. Петровский, А. В. Теоретическая психология. - М.: Новая школа, 2006. –485 с.
36. Пирожкова, Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. № S1. –С. 221–225.
37. Полякова, М. В. Концепты теории воспитания: практ.-ориентир. моногр. - Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. –172 с.
38. Рахимова, P. M. Молодежная политика ВУЗа среднего города / P. M. Рахимова // Ежегодная научная конференция Сорокинские чтения. - М., МГУ им. Ломоносова. – 2002.
39. Реан, А. А. Психология личности. - СПб. : Питер, 2013. –288 с.
40. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие. - М.: Юрайт, 2012. –412 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Райгородский Д. Я. Психология личности: в 2-х тт. Хрестоматия. Изд-е второе, доп. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», –2000. –С. 240 -244.
42. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. –379 с.
43. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности; ред. В. А. Ядов. - М: Наука, 1979. –262 с.
44. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара, 2003. –656 с.
45. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. –254 с.
46. Семенихина, Н. И. Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки // Перспективы науки и образования. –2015. №3. –С. 140-145.
47. Сова, Ю. И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: дис канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю. И. Сова; Тамбовский гос. ун-т. — Тамбов, 2009. –228 с.
48. Соловьева, О. В., Шматова Е. П. Генезис морального самосознания в отечественной психологии // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. №4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 26.01.2024).
49. Стецишин, Р. И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста): автореф. дисканд. пед. наук: 13.00.08. / Р. И. Стецишин; Краснодарский гос. ун-т - Краснодар, 2008. –25 с.
50. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Прометей, 2011. –208 c.
51. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2007. –384 с.
52. Чаморро-Премузик, Т. Уверенность в себе: Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения. - М.: Альпина Паблишер, 2016. –266 c.
53. Чудновский, В. Э. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование / В. Э. Чудновский. – М.,2012. – 115 с.