Фрагмент для ознакомления
2
Проблемы уважения к своей стране подрастающего поколения: любовь Родине и верность Отечеству, законно уважающих граждан государства. Эти критерии всегда были в центре внимания ученых в течение всей истории развития людей. С древнейших времен философы и педагоги обращали большое внимание на этот вопрос [3, с. 24].
Я. А. Коменский, уделял особое значение воспитанию патриотизма. Выдающийся педагог считал, что у детей, прежде всего, необходимо воспитывать такие чувства как любовь к Родине и сострадание. Также педагог и учёный делал акцент на том, что все действия и поступки человека должны быть основаны на благодетели, которые необходимо нести на пользу своей Родине.
К.А. Гельвеций главной целью воспитания считал развитие у каждого человека глубинного осознания личной и общественной пользы: если сердца граждан распахнутся для человечности, а интеллект - для знаний, тогда возникнет поколение новых граждан - патриотов. Опираясь на данное высказывание, мы можем сделать вывод о том что истинный патриотизм – это душа и сердце человека, которые должны быть всегда открыты для проявление истинной добродетели [4, с. 179].
В российской педагогике также есть учёные, посвятившие свои труды изучению воспитания патриотизма. А. Н. Радищев был убеждён в том, что истинный человек и гражданин, искренне любящий свою Родину, готов защитить её в любой момент. И. Ю. Ястребцов был убеждён в том, что истинный патриотизм заключается в том, чтобы быть полезному обществу. С данным изречением нельзя не согласиться, так как истинный его смысл возможно анализировать и в наше время: патриотом является человек, который готов трудиться на благо своей Родины в любом общественном направлении [14, с. 24].
Вопросами патриотизма занимался великий учёный А.Ф. Афанасьев, он подчёркивал, что воспитание должно подготовить человека для социума. Тем самым, мы в действительности подтверждаем ту мысль, которая твердит о том, что, в любом случае, патриотизм – это деятельность на благо общества своей Родины.
По утверждению В.Г. Дмитриевой, патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине [23, с. 42].
Выдающийся отечественный педагог и учёный К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание патриотизма – это воспитание трудолюбия и человеколюбия. Тут же учёный говорил об ответственности, которую должен соблюдать и выполнять каждый гражданин, искренне любящий свою Родину [31, с. 42].
В настоящее время в воспитательной системе Российской Федерации уделяется значительное внимание организации воспитания патриотизма. Так, в рамках Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, в рамках которой предусмотрено развитие системы социальных институтов воспитания, а также упор делается на расширение воспитательных ресурсов, направленных на воспитание человека и гражданина [29].
Проведя анализ психолого-педагогических источников, можем сказать о том, что патриотизм является многогранным и многосторонним понятием. Среди многообразия определений, воспитания патриотизма, нами реализован синтез понятий, в соответствии с которым, воспитание патриотизма – это комплекс мероприятия, проектов, программ, направленных на воспитание истинной любви к своей Родине, гуманизма и трудолюбие. Воспитание патриотизма может быть реализовано как традиционными, так и инновационными методами, одним из которых является применение фильмов о Великой Отечественной Войне.
1.2. Фильмы о Великой Отечественной войне как средство педагогического воспитания
Художественный кинематограф выступает «релевантным средством визуализации и инструментом трансляции этого образа». А.В. Лямзин констатирует, что базовые образы Великой Отечественной войны, изображённые в кинофильмах, являются элементами национальной идентичности. Фильмы о Великой Отечественной войне формируют определённое видение истории, помогают осмыслить прошлое посредством визуально-вербальных образов и кодифицируют определённый вариант интерпретации «Золотой фонд» отечественного кинематографа, в котором соединены исторические реалии и мифологические сюжетные линии содержит элементы национального кода памяти о Великой Отечественной войне и способствует объединению современного российского социума [32, с. 162].
В данном параграфе нами представлены те классические фильмы, российского кинематографа, которые могут быть использованы для воспитания патриотизма современных подростков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амеличкин, А. В. Показ фильмов как средство патриотического воспитания [Текст] / А. В. Амеличкин, А. В. Усов // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 5(180). – С. 421-423.
2. Анохин, А. Н. Внеурочные формы военно-патриотического воспитания подростков в общеобразовательной организации [Текст] / А. Н. Анохин // Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности : сборник статей к V Международному научно-практическому форуму, Оренбург, 23–25 марта 2023 года. – Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2023. – С. 18-21.
3. Ахромова, А. Г. Военно-патриотическое воспитание подростков [Текст] / А. Г. Ахромова, К. Р. Саакова, О. Н. Белоусов // ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Петрозаводск, 13 февраля 2020 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 23-26.
4. Баранова, О. С. Патриотическое воспитание подростков в рамках внеурочной деятельности [Текст] / О. С. Баранова О С, С. Н. Митин // Человек, культура, образование : сборник трудов участников XVI Всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 28–29 июня 2022 года / под ред. д.п.н., проф. С. Н. Митина.. – Ульяновск: Издательский центр Ульяновского государственного университета, 2022. – С. 178-183.
5. Барнагян, А. Х. Современный кинематограф как нравственное воспитание личности через военно-патриотические фильмы [Текст] / А. Х. Барнагян // Современный кинематограф основные векторы развития : Сборник статей. Материалы научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2023 года. – Москва: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, 2024. – С. 190-197.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л. И. Божович. – М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
7. Бондарев, В. А. Современные российские фильмы о Великой Отечественной войне как средство патриотического воспитания: мнение студенческой аудитории [Текст] / В. А. Бондарев // Гражданско-патриотическое воспитание: потенциал, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 25 октября 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 23-29.
8. Веретельникова, И. Б. Внеурочная деятельность обучающихся как эффективный инструмент воспитательной деятельности педагога [Текст] / И. Б. Веретельникова // в сборнике: Преподаватель года 2019. сборник статей Международного научно-методического конкурса. – 2019. – С. 61-64.
9. Власова, С. С. Формирование гражданской ответственности у детей средствами мультипликационных фильмов [Текст] / С. С. Власова, Л. А. Рыбакова // Аксиологические аспекты воспитания молодежи сквозь призму цифровой трансформации образовательного процесса : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Караганда, Москва, 17 марта 2023 года / МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, НАО «КАРАГАНДИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА Е.А. БУКЕТОВА», МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПКУ)». – Караганда, Москва: Некоммерческое акционерное общество "Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова", 2023. – С. 299-302.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с. – (Библиотека всемирной психологии).
11. Голушкова, Т. А. Технология использования художественных фильмов как средства патриотического воспитания подростков [Текст] / Т. А. Голушкова, Т. Е. Коровкина // Инновационные технологии в современном образовании : Сборник материалов IV Международной научно-практической инернет-конференции, Наукоград Королёв, 16 декабря 2016 года. – Наукоград Королёв: Общество с ограниченной ответственностью "Научный консультант", 2017. – С. 136-140.
12. Гордеева, С. А. Школьная внеурочная деятельность как экспериментальная площадка по формированию практико-ориентированной деятельности учащихся [Текст] / С. А. Гордеева // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2020. № 1 (86). – С. 156-158.
13. Грунт, Е. В. Современный отечественный кинематограф в оценках екатеринбуржцев в условиях глобального вызова российской культуре [Текст] / Е. В. Грунт, Е. А. Беляева, В. А. Вагнер // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2023. – № 4(61). – С. 24-30.
14. Домбровская, М. Г. Использование интернет-технологий для организации эффективной работы по патриотическому воспитанию подростков [Текст] / М. Г. Домбровская // Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования : сборник статей по результатам международной научно-практической конференции, Оренбург, 07 апреля 2022 года. – Оренбург: Без издательства, 2022. – С. 144-150.
15. Домбровская, М. Г. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков : специальность 58.70.00 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Домбровская Мария Геннадьевна, 2022. – 194 с.
16. Домбровская, М. Г. Диагностические методики оценки уровня патриотического воспитания подростков [Текст] / М. Г. Домбровская // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 44-53.
17. Киричек, К. А. Патриотическое воспитание школьников средствами кинопедагогики [Текст] / К. А. Киричек, К. И. Корчак // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 13–14 июня 2023 года / Под научной редакцией Б.Н. Герасимова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 178-181.
18. Косолапова, Л. А. Модель организации патриотического воспитания подростков и молодежи "поколения Z" с привлечением ресурса ювенильных медиа [Текст] / Л. А. Косолапова, Д. И. Мясникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 339-344.
19. Леонтьев, А. Н. (1903-1979). Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. – Москва. Полиздат, 1977. – 304 с.
20. Маликова, М. М. Средства массовой информации как инструмент формирования культуры патриотизма в современной России [Текст] / М. М. Маликова // Аспекты национальной культуры в контексте современных проблем глобализации : Материалы III Национальной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 02–03 декабря 2021 года / Редколлегия: Е.В. Константинова (отв. редактор) [и др.]. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2022. – С. 38-41.
21. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ А. С. Макаренко; Вступит. статья В. В.Кумарина.-Москва: Педагогика, 1972. – 334 с.: портр.
22. Москаленко, М. Р. Советское оборонное кино и его потенциал в современном патриотическом воспитании и преподавании истории [Текст] / М. Р. Москаленко, Е. С. Каргаполова, Е. Г. Леоненко // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование : Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием), Екатеринбург, 01 марта 2022 года / Под научной редакцией Н.А. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 44-48.
23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).
24. Омарова, Э. М. Патриотическое воспитание - основа позитивного имиджа подростка [Текст] / Э. М. Омарова, Г. М. Кадырова // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т. 3, № 1. – С. 48-52.
25. Павлов, И. В. Патриотическое воспитание подростков : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Павлов, И. И. Павлова, В. И. Павлов. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – 321 с.
26. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / И. Г. Песталоцци // В 2 т. Т.1 / под ред. В. А. Ротенберг, В. М.Кларина.— М. : Педагогика, 1981 .— 336 с/
27. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. От 11.12.2020) об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования.
28. Скутнева, Л. К. Гражданско-патриотическое воспитание подростков девиантного поведения [Текст] / Л. К. Скутнева // Проблемы социальной исключенности личности и группы в современном обществе : Материалы Международной научно-практической конференции: сборник тезисов докладов, Тольятти, 20 апреля 2023 года / Редколлегия: С.В. Явон (пред.) [и др.]. – Тольятти: Поволжский государственный университет сервиса, 2023. – С. 75-79.
29. Сластёнин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002 – 576 с.
30. Смирнова, А. В. Военно-патриотическое воспитание, как основа здорового образа жизни подростков и молодёжи [Текст] / А. В. Смирнова // NovaInfo.Ru. – 2023. – № 135. – С. 164-165.
31. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвр. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года").
32. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981 – 192 с.
33. Сытина, Н. С. Теория и технологии обучения: учебное пособие [Текст] / Сытина Н. С. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2011. – 223 с.
34. Усов, А. В. Практические основы использования показа фильмов как средства патриотического воспитания молодежи [Текст] / А. В. Усов, А. В. Амеличкин // Лучшие практики развития креативных индустрий в регионах России : Материалы II межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции, Орел, 06 декабря 2023 года. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2023. – С. 160-164.
35. Фомина, А. С. Культурно-досуговая деятельность -один из основных инструментов реализации патриотического воспитания подростков [Текст] / А. С. Фомина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2(81). – С. 63-65.