Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для создания образа человека, успешного в социуме, очень важно выглядеть индивидуально, подчеркивая свой собственный стиль. Для того, чтобы визуально выделяться на фоне конкурентов, очень важно иметь отдельный имидж, подчеркивающий индивидуальность личности. Сегодня имидж важен для каждого, кто хочет добиться успеха. В информационном обществе проблема создания собственного имиджа стоит очень остро. Здесь заключается актуальность выбранной темы.
Некоторые люди наделены обаянием от рождения, в то время как другим это стоит немалых усилий. У имиджмейкеров на этот счет своя позиция. Они считают, что оба эти определения относятся к разным категориям. При этом речь идет как о красоте, так и обаянии. Красота – это оценочное и относительное понятие, а привлекательность относится к более эмоциональной категории. Если красотой от рождения человек может быть награжден природой, а может быть нет, то обаяние или внешнюю привлекательность можно создать. Именно этим занимаются имиджмейкеры – люди, создающие успешный, индивидуальный образ, или имидж человека.
Имидж – это сложившаяся в общественном мнении совокупность представлений о том, как человек должен вести себя в соответствии со своим положением. Имидж создается с помощью PR, паблисити и рекламы, которая заключается в том, чтобы сформировать определенное отношение к данному объекту в массовом сознании. Можно сочетать как реальные свойства объекта, так и воображаемые свойства, которые не существуют и приписываются.
Цель данного исследования – изучить имидж делового человека в современных СМИ.
Задачи исследования:
- дать определение имиджа и имежделогии как науки;
- рассмотреть понятие имиджа делового человека в России и разных странах;
- провести анализ делового издания «Коммерсантъ»;
- сделать анализ мужского издания «Esquire»;
- проанализировать публикации о деловых персонах в представленных СМИ.
Обзор по литературе.
В качестве теоретической базы для изучения темы работы использованы источники: Овчинникова А.М., Шульга Н.В. «Основы имиджелогии: Конспект лекций» и Шепель, В. М. «Имиджелогия: секреты личного обаяния». В данных источниках даны множественные определения понятиям «Имидж», «Имиджелогия», «Имиджмейкер».
Во второй главе основными источниками для работы с информацией являются газета «Коммерсантъ» и журнал «Esquire».
Существует несколько принципов формирования имиджа:
- принципы самообразования и самосовершенствования;
- гармония визуального образа;
- эффект от общения и речи;
- саморегуляция (оптимизация личной жизни, ритма работы, условий окружающей среды).
Имиджмейкинг – это профессиональная деятельность по созданию образов с определенными характеристиками и преобразованию существующих для достижения поставленных целей и задач. Предметом создания имиджа является образ объекта (человека, продукта, организации) в виде мнения группы об образе этого объекта.
Эти принципы имиджмейкинга хорошо считываются при анализе крупных изданий СМИ. Они говорят о образе современного делового человека, чем воодушевляют зрителей и читателей.
Имидж делового человека в разных странах основывается на культурных традициях, но при этом придерживается общих положений. Они проявляются в строгости образа, в соблюдении этикета, умении «держать лицо». В России имидж делового человека ассоциируется с понятием «деловой стиль».
Деловой стиль – это более социальное понятие. Главной чертой всегда отличающегося делового человека является умение контролировать любую ситуацию и сохранять спокойную уверенность в себе. В профессиональной сфере имидж надежного и уверенного в себе человека играет очень важную роль. Деловой имидж консервативен, не гонится за модными тенденциями, функционален и обусловлен потребностями организации.
Сегодня о деловых представителях мы можем узнать из различных источников СМИ. Самые популярные среди них – журналы «Forbes» и «Esquire». Российская газета «Коммерсантъ» демонстрирует деловой стиль подачи материала и также пишет о известных личностях. Такие атрибуты, как журналы и деловые газеты также становятся элементами создания делового имиджа современного человека.
ГЛАВА 1. Понятие имиджа и имеджелогии как науки
1.1. Имидж и имежделогия как наука
В настоящее время для создания успешного и самодостаточного образа очень важно выглядеть индивидуально, подчеркивая свой собственный стиль, т.е. создать свой имидж. Проблема создания собственного имиджа выделяется в информационном обществе довольно остро. Крайне важно обладать характеристиками отдельного образа, индивидуальной личности для того, чтобы выделяться на фоне конкурентов на визуальном уровне. Сегодня имидж важен для каждого человека, желающего добиться успеха.
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение», «отражение») – это сложившаяся в общественном мнении совокупность представлений о том, как человек должен вести себя в соответствии со своим положением. Имидж создается с помощью PR, паблисити и рекламы, которая заключается в том, чтобы сформировать определенное отношение к данному объекту в массовом сознании. Можно сочетать как реальные свойства объекта, так и воображаемые свойства, которые не существуют и приписываются.
Имидж (Г.Г. Почепцова) – это наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности; результат обработки информации; свернутый текст; коммуникативная единица, посредством которой можно работать с массовым сознанием.
Имидж (по определению Е. Н. Богданову и В. Г. Зазыкину) – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо .
Также: имидж – это образ психический, который конструируется специально, с целью методичного внедрения в сознание людей. Поэтому можно говорить, что имидж носит манипулятивный характер.
Имидж – это целенаправленно сформированный образ, который оказывает эмоционально-психологическое влияние на человека или на группу людей, другими словами, это искусство управлять впечатлением .
Наука об имидже занимается изучением образов и называется имиджелоогия. Имиджмейкером называется человек, изучающий данную науку и занимающийся созданием имиджа.
В настоящее время «имиджелогия» является обязательным элементом учебного процесса в высших учебных заведениях различного профиля. Эта наука объединяет около 10 научных дисциплин, в том числе основы культурологии, психологии, педагогики, этики, риторики, делового администрирования и теории коммуникации. Основным положением имиджелогии является идея о том, что каждый человек (осознанно или неосознанно) создает свой имидж и передает его миру.
Основная задача имиджинга – помочь человеку обрести свой собственный, уникальный образ, позволяющий максимально полно раскрыться в социуме, а также обрести психологическую уверенность в себе, позволяющую искусственно маскировать его недостатки и выстраивать коммуникацию в различных обществах.
Имиджелогия – самостоятельная научно-прикладная отрасль знаний. Есть несколько определений понятия «имиджелогия».
В широком смысле имиджелогия понимается как наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться людям» (по В. М. Шепелю) .
С научной стороны имиджелогия – это универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая психологические закономерности возникновения положительного впечатления и доверительного, доброжелательного отношения между взаимодействующими субъектами.
Исследование имиджа также считается сложной практической областью, в которой используются результаты многих наук (социальной психологии, культурологии, социологии и т.д.). Для создания и преобразования образов в профессиональной деятельности.
Целью имиджелогии можно считать все пространство социальной коммуникации индивида и формирование общества. По мнению Шепеля, предметом имиджелогия является виртуальная (проекционная) или реальная структура, состоящая из различных средств выражения человеческого достоинства.
Имиджелогия тесно связана с педагогикой и использует технологии формирования личности (воспитания и перевоспитания) при воздействии на клиентов со стороны имиджмейкеров. Многие приемы, используемые при формировании имиджа, заимствованы из психологии, особенно влияние образов на аудиторию, психологические техники воздействия на людей (внушение, нейролингвистическое программирование (НЛП)) и т.д.
Выделяются основные отрасли имиджелогии: семья, школа, детский сад, университет, армия. Наименее развитой отраслью является семейная психология. Именно в семье формируется личность человека, развиваются те качества, с которыми он идет по жизни. Роль семьи имеет особые социальные и этические ценности.
В соответствии с особенностями профессиональной деятельности, существуют такие виды имиджевых исследований, как: предпринимательство, политика, образование, медицина, СМИ, банковское дело, сфера услуг, правоохранительная деятельность, дипломатия и т.д. В.М. Шепель особо выделил формирование имиджа менеджмента: «Управленческая деятельность – это деятельность, которая постоянно расширяется в это важно и пронизывает все сферы жизни человека, занимающегося IT, любое отклонение от этого требования должно рассматриваться как профессиональное несогласие в данной деятельности.»
В рамках науки об имиджинге была разработана общепринятая концептуальная база. Давайте рассмотрим основные понятия имиджинга.
Имиджирование – это сам процесс работы над созданием образа, умение «преподнести» тот образ, который требует аудитория. Психолог Е. Богданов и В. Зыкина в своей книге «Психологические основы связей Паблик рилейшнз» приводят ряд приемов, используемых в политике, связанных с имиджем:
1) Формирование имиджа на основе «идеального образа кандидата»;
2) Сценарный подход, или формирование «событийного ряда»;
3) Использование языка и лингвистических техник;
4) Использование таких методов, как политические мифы.
Существует несколько принципов формирования имиджа:
- принципы самообразования и самосовершенствования;
- гармония визуального образа;
- эффект от общения и речи;
- саморегуляция (оптимизация личной жизни, ритма работы, условий окружающей среды);
Имиджмейкинг – это профессиональная деятельность по созданию образов с определенными характеристиками и преобразованию существующих для достижения поставленных целей и задач. Предметом создания имиджа является образ объекта (человека, продукта, организации) в виде мнения группы об образе этого объекта.
Целью создания имиджа является как этот объект, так и аудитория, в сознании которой создается определенное мнение.
Имиджевые технологии – это осознанно подобранный набор инструментов для создания и поддержания имиджа, который обеспечивает достижение стратегических и тактических коммуникационных целей.
Психология имиджа основана на двух психологических процессах: восприятии и привлечении, которые важны в контексте изучения образов и требуют обоснования в рамках нашей темы. На принятие имиджа влияет восприятие.
Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности свойств и частей, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Существует классификация видов человеческого восприятия:
1) В зависимости от формы психической деятельности различают преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Интенциональное восприятие основано на сознательно поставленных целях, а при непреднамеренном восприятии объекты окружающей действительности воспринимаются без специально поставленных задач;
2) По степени организованности: организованные и неорганизованные;
3) По структуре различают симультанное (одновременное, одноактное) и последовательное (секвенциальное) восприятие;
4) В зависимости от характеристик воспринимаемого объекта различают социальное восприятие, оно состоит из двух аспектов: когнитивного (познавательной способности) и эмоционального. Когнитивная сторона позволяет глубже понять человека, его характер и индивидуальность по внешним проявлениям, а эмоциональная сторона является поверхностной, которая определяет настроение человека, его эмоциональное состояние;
5) Восприятие пространства, времени и движения может определяться формой присутствия материи;
6) В зависимости от основного аналитического оборудования различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятие.
На восприятие влияют такие важные факторы, как самочувствие человека в момент восприятия, эмоциональное состояние, важность ситуации взаимодействия или конкретного человека, имеющийся опыт общения с этим человеком, состояние воспринимающего, личностные особенности.
Можно выделить факторы, которые напрямую зависят от носителя имиджа: визуальная культура и внешний вид, культура вербального и невербального общения, стиль поведения, ценности, характеристики статуса и роли, статусность, личностные качества и самоотношение человека. Важной составляющей образа человека является привлекательность или «обаяние» .
В толковом словаре Ушакова термин «обаяние» рассматривается в двух значениях:
1. Это очарование, влияние покорения, сила притяжения; первоначально: сила колдовства. Очарование таланта.
2. Состояние человека, который испытывает влечение к чему-либо, находится под влиянием чего-либо .
В формировании имиджа В.М. Шепель уделяет большое внимание созданию притяжения, обаяния и предлагает для этого три варианта определения: 1. Личное влечение. Которое человек испытывает к другому человеку. 2. Устойчивая симпатия. Она проявляется к конкретному человеку. 3. Способность «светить людям». То есть возможность своим обликом излучать тепло .
Некоторые люди наделены обаянием от рождения, в то время как другим это стоит немалых усилий. У имиджмейкеров на этот счет своя позиция. Они считают, что оба эти определения относятся к разным категориям. При этом речь идет как о красоте, так и обаянии. Красота – это оценочное и относительное понятие, а привлекательность относится к более
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адулас А.А. Корпоративный имидж организации / А.А. Адулас // Студенческий вестник. – 2019. – № 16-3 (66). – С. 5-7.
2. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2015. - 427 c.
3. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 143 c.
4. Белобрагин В.В. Психология имиджа : учебно-методическое пособие / В.В. Белобрагин. – Москва : Научный консультант, 2018. – 72 c.
5. Беляева М.А. Азы имиджелогии. Имидж личности, организации, территории : учебное пособие для вузов / М.А. Беляева, В.А. Самкова. – 2-е изд. – Москва, Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. – 228 c.
6. Букарева К.А. Проблема формирования имиджа организации / К.А. Букарева, Д.А. Кавун // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке : сборник научных статей III Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 281-286.
7. Есин Б.И. История русской журналистики: 1703-1917
8. Загидуллина, К.А. Журналистика / Загидуллина. - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2018. - 128 c.
9. Ильин В.А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ильин. – М.: Юрайт, 2019. – 311 с.
10. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2015. - 209 с.
11. Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика. М.: Академический Проект, Культура, 2014. - 496 с.
12. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики: 1917- 2000.
13. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2017. - 224 c.
14. Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория, история, практика. Учебное пособие. Под редакцией М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. - 232 с.
15. Мазнева В.Д. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности / В.Д. Мазнева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 11 (38). – С. 319-322.
16. Маранова К.А. Сайт как инструмент формирования имиджа организации / К.А. Маранова // Актуальные вопросы в науке и практике : сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции : В 4-х частях. – 2017. – С. 234-240.
17. Мирошниченко, А.А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А.А. Мирошниченко. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 192 c.
18. Овчинникова А.М., Шульга Н.В. Основы имиджелогии: Конспект лекций / А.М. Овчинникова, Н.В. Шульга; Омский гос. ун-т путей сообщения, 2011.
19. Рябчевская Е.С. Имидж как элемент эффективного управления организацией / Е.С Рябчевская., М.В Ершова. // Научные горизонты. – 2019. – № 10 (26). – С. 130-141.
20. Семенова Л.М. Имиджмейкинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.М. Семенова. – М.: Юрайт, 2019. – 141 с.
21. Сериков Д.А. Технология формирования имиджа организации / Д.А. Сериков, Т.Н. Блинова // Высшая школа: научные исследования: сборник научных статей по итогам работы Межвузовского научного конгресса. – 2019. – С. 122-129.
22. Смеюха, В.В. Медиакоммуникации : теория, практика, профессиональное образование : монография / В.В. Смеюха. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. – 307 с.
23. Тульчинский Г.Л. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Л. Тульчинский, В.И. Терентьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 255 с.
24. Фомичёва И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2012. - 360 с.
25. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд (2-е издание): учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Чумиков. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 160 c.
26. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Москва: Феникс, 2005. — 408 c.
Электронные ресурсы
1. [Электронный ресурс]: Лесневская Т.И. Имиджмейкинг учеб.-метод. пособие для самостоят. работы и контрол. работ / Т.И. Лесневская ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д: [б. и.], 2017. – 10 с. – Режим доступа: https://rgups.ru/site/assets/files/94270/lesnevskaia_t.i._imidzhmeiking._dlia_samostoiat._rab._i_kontr._rab._2017.pdf
2. [Электронный ресурс]: Нечай Е.Н. Имиджмейкинг. – Ростов н/Д.: ФГБОУ ВО РГУПС, 2019. – 102 с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01010191798
3. [Электронный ресурс]: Этикет делового человека в Германии. Статья. Режим доступа: https://studfile.net/preview/3822531/page:3/
4. [Электронный ресурс]: Этикет делового человека в США. Статья. Режим доступа: https://studfile.net/preview/3822531/page:4/
5. [Электронный ресурс]: Примерный портрет американского делового человека. Статья. Режим доступа: https://studopedia.ru/2_13778_primerniy-portret-amerikanskogo-delovogo-cheloveka.html
6. [Электронный ресурс]: 10 самых богатых бизнесменов Америки. Список Forbes. Статья. Режим доступа: https://basetop.ru/10-samyih-bogatyih-biznesmenov-ameriki-reyting-forbes/#:~:text=10%20самых%20богатых%20бизнесменов%20Америки%2C,Джефф%20Безос%201.%20Билл%20Гейтс
7. [Электронный ресурс]: Сайт «Коммерсантъ». Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2962464
8. [Электронный ресурс]: Сайт Esquire. Режим доступа: https://www.esquire.com/