Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления помощи. Это позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто в этом испытывает необходимость.
В современном социуме одной из наиболее важных задач является воспитание и развитие подрастающего поколения. В современном обществе должна формироваться зрелая и самодостаточная личность. Основной характеристикой зрелой и активной личности является демонстрация ценностных и личностно значимых качеств, к которым также можно отнести здоровьесбережение.
На каждом возрастном этапе формирования и развития личности формируется отношение субъекта к социуму и его ценностям, среди которых здоровье всегда имеет наиболее важное значение. В основе таких отношения лежат ценностные установки и моральные принципы.
Именно ценностные установки могут выступать как показатель зрелости и самостоятельности каждого молодого человека. Психологи и исследователи относят подростковый и юношеский возраст к критическому периоду личностного развития, поскольку именно в этом возрасте у человека формируются личностные ценности и появляется свой устойчивый круг интересов. От того, какие интересы демонстрирует молодой человек – это и можно назвать базой ценностных установок человека.
Многое в жизни человека зависит от того, какие именно ценности и ценностные ориентации будут у него сформированы. От этого зависит вся его будущая продуктивная деятельность, в том числе, профессиональная.
Проблему ценностных ориентаций рассматривали учёные и исследователи М.В. Богусловский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин и др. Выявленные противоречия между необходимостью формирования у молодых людей ценностных ориентаций, социально значимых установок и выбором эффективных способов работы с молодёжью, позволили сформулировать проблему исследования, в частности, какими средствами и способами наиболее оптимально формировать ценностные представления молодых людей.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости реализации социальных технологий сбережения здоровья молодёжи.
Объект исследования: процесс реализации социальных технологий сбережения здоровья молодёжи.
Предмет исследования: технологии социальной работы с молодёжью в вопросах сбережения здоровья.
Задачи:
1. Провести анализ понятия социальные технологии. Рассмотреть здоровье как ценность.
2. Изучить особенности реализации социальных технологий сбережения здоровья молодёжи.
3. Описать организационно-педагогические условия реализации социальных технологий сбережения здоровья молодёжи.
4. Предложить методические рекомендации по реализации социальных технологий сбережения здоровья молодёжи.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и социально-психологической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы социальных технологий сбережения здоровья молодёжи
1.1. Анализ понятия социальные технологии. Здоровье как ценность
Социальная работа с молодежью – это вид профессиональной деятельности, который направлен на жизнеобеспечение молодого поколения и улучшение качества его жизни. Социальная работа такого рода осуществляется государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями.
Социальная работа с молодёжью ведётся на коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Чаще всего социальная работа имеет свои смежные сферы научной и профессиональной деятельности, к которым относят психологическую, социологическую, педагогическую, правовую сферы. Исследования в данной области позволяют определить сущность и реальную деятельность социальных работников [16].
Проблемы молодёжи в юношеском возрасте приобретают всё большую актуальность. Новые социально-экономические условия и рынок труда в Российской Федерации требуют кардинального роста производительных сил. Организовано это должно быть на основе создания эффективных систем обучения и воспитания, обеспечивающих высокое качество подготовки молодежи и юношества.
Возникает серьёзная необходимость усиления внимания к проблемам молодежи в юношеском возрасте. Сбережение здоровья молодых людей является одним из приоритетов социальной работы с молодёжью.
Для решения такого рода проблем, практически во всех государственных структурах функционируют различного рода программы социальной работы с молодёжью. Работа в этом направлении приобретает технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу с молодёжью лишь возрастают с течением времени.
Здоровье человека - это личная и общественная ценность. Она влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Здоровье как социальная ценность - это значимость для социальной группы населения степень реализации того, или иного потенциала. Социальность как ценностная характеристика здоровья выражает значимость определенных социальных связей, места и роли человека в решении социальных проблем. Между здоровьем общества и здоровьем человека существует естественная взаимосвязь.
Исследователи признают, что при большинстве болезней и различных несчастий виновата не природа, не общество, а сам человек. Это рассматривают как человеческий фактор.
Здоровье - есть качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей. Они должны быть способны к созданию семьи, деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности и др. В современных социальных условиях здоровье перестаёт быть лишь личным делом молодого человека. Общество заинтересовано в здоровом и активном подрастающем поколении, в связи с чем, здоровье и его сбережение становится фактором выживания социума в целом. [9].
Здоровье подростков, или здоровье молодежи, - это комплекс подходов к профилактике, выявлению или лечению нарушений здоровья и благополучия молодых людей. Термины подростки и молодые люди часто используются взаимозаменяемо. В связи с чем можно рассматривать категории здоровье подростков и здоровье молодёжи. В образовательных организациях и в социуме с молодёжью часто ведут различного рода беседы и используют различные средства диагностики. Оценка полученных результатов показывает, что в основном подросткам и молодым людям вести ЗОЖ мешают следующие причины:
-влияние друзей;
-недостаток свободного времени;
-нет таких устремлений в семье;
-пристрастие к вредным привычкам, в том числе, к вредной еде;
-лень и др.
С юношами и девушками часто проводят всевозможные тестирования и анкетирования.
Под социальной работой понимают особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп общества. При реализации социальной работы разрабатывают и создают необходимые условия, которые способствуют восстановлению и улучшению способности нуждающихся людей к социальному функционированию.
Основным направлением деятельности при социальной защите являются социальные гарантии. Под ними понимают обязательства государства по отношению к определённым категориям общества, имеющим различного рода проблемы [10]. Эти проблемы могут быть самого разнообразного характера, медицинские, финансовые и др. Любые проблемы подобного рода решают с помощью государственной поддержки субъекта или группы людей.
1.2. Особенности реализации социальных технологий сбережения здоровья молодёжи
Каждое общество и социум имеют свои системы ценностей. При этом, каждое общество претерпевает различного рода изменения. Это можно объяснить сменой эпох, или каким-либо информационным взрывом. Личностные ценности человека представляют собой устойчивую систему. Её функции всегда максимально разнообразны и от уровня сформированности ценностной системы человека зависит его успешность и направленность [12].
Развитие личности, как и система ценностей, неразрывно связаны и это во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агапов, П.В. Социология организаций [Текст] / П.В. Агапов // учеб. пособие. – М.: Альфа - М, 2016. – 296 с.
2. Акофф, Р. Планирование будущего [Текст] / Р. Акофф // М.: Прогресс, 2005. – 397 с.
3. Бондаренко, А.Г. Социологическое исследование. Методика опроса [Текст] / А.Г. Бондаренко // Учеб. пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2016. – 64 с.
4. Бовин, А.А. Управление инновациями [Текст] / А.А. Бовин // учебное пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2019. – 415 с.
5. Всесоюзное исследование проблем образа жизни [Электронный ресурс] URL: http://sophist.hse.ru/survey_source/isran_91_life_style-3.pdf. (дата обращения: 17.05.2024).
6. Липатов, С.А. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов [Текст] / С.А. Липатов // Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов [Текст] / Под ред.В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
8. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие [Текст] /В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
9. Ньюстром, Дж. Организационное поведение [Текст] / Дж. Ньюстром // Пер. с англ. – СПб, 2010 – 447 с.
10. Оганян, К.М. Социальные технологии и современное общество [Текст] / К.М. Оганян // СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – 736 с.
11. Орлик, С.Б. Введение в программную инженерию и управление жизненным циклом (базируется на SWEBOK) / URL: http://constrf.ru/#constrf (дата обращения: 17.05.2024).
12. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2019. - 560 с.
13. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие [Текст] / П. Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
14. Попова, Е.П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика [Текст] / Е.П. Попова // Учебное пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. – 68 с.
15. Социальная работа: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2013. С. 295 - 296.
16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
17. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия [Текст] / Дж. Урри // М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 336 с.
18. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. No597 «О мероприятиях государственной социальной политики» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 17.05.2024).
19.Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. [Текст] / М. В. Фирсов. - М.: Владос. - 2001. - С. 126.
20. Федотова, Н.И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей / Н.И. Федотова, М. Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11807/ (дата обращения: 17.05.2024).
21. Федотова, Н.И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н. И. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 17.05.2024).
22. Черниковская, М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 17.05.2024).
23. Шилова, П.С. Общественная оценка информационной открытости сайта «Открытые данные» Пермского края [Текст] / П.С. Шилова // сб. Комплексный анализ и оценка информационной открытости сайтов органов государственного управления. Сборник научных статей. Под ред. Доктора экономических наук, профессора Н. Л. Казариновой – Пермь: АНО ДПО «ПИМУиИ», 2017. – 84 с.
24. Якупова, О.В. Управление социальным развитием организации: учебное пособие [Текст] / О.В. Якупова // Пермь: Изд-во ПГТУ, 2019. – 79 с.
25. Ядов, В.М. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций [Текст] / В.М. Ядов // Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, испр., дополн. – СПб.: Интерсоцис, 2012. – 138 с.