Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению образа спортивного комментатора, включающему в себя различные аспекты его поведения во время трансляции. В целях более детального погружения в тему будет затронута история возникновения прямого эфира, его развития, а также анализ того, что он представляет из себя в данный момент
Актуальность темы. Комментарии, выговариваемые в прямом эфире, требуют от комментатора особой внимательности и точности. Все его слова и выражения могут попасть под микроскоп обсуждений и критики, особенно в современном мире, где распространены социальные сети и форумы. Именно поэтому специфика подготовки спортивных комментаторов стала так актуальна. Анализ позволит выявить как положительные, так и негативные аспекты такой подготовки, влияющие на качество комментаторской работы. Это в свою очередь может послужить основой для создания особых программ обучения, специализированных на развитии комментаторских навыков.
За последнюю четверть века тема спорта получила широкий охват среди аудитории в связи с созданием федерального канала «Матч ТВ» и других источников информации, формирующих одно огромное медиаполе, посвященное данному кейсу. Однако телетрансляции занимают в нём особое место и сосредотачивают на себе достаточно большое внимание. В связи с этим стоит понимать в чем состоит образ спортивного комментатора как главного инструмента, связывающего сознание зрителя с тем что происходит в прямом эфире.
Объектом исследования являются характерные поведенческие черты комментатора во время непосредственной трансляции с места события.
Предмет исследования - прямые трансляции с телеканала «Матч ТВ», что представляет из себя телеканал в целом.
Цель исследования - выявить особенности образа спортивного комментатора на основе на основе материала, взятого с телеканала Матч ТВ, как одного из ярких примеров работы данного рода специалистов.
Задачи работы:
1. Проанализировать телеканал «Матч ТВ»
- изучить его историю
- узнать охват на данный момент времени
- понять, что является главным предметом трансляций на канале
2. Проанализировать работу комментаторов телеканала
- понять стиль повествования, подачу и другие аспекты поведения
- узнать какими характерными приёмами пользуется специалист во время работы
Методологическая база исследования: трансляций телеканала «Матч ТВ», находящихся в свободном доступе, биография специалистов, их репутация, научные труды и прочая информация, которая может быть связана с работой спортивного комментатора и находится в свободном доступе.
Методы исследования: анализ методологической базы.
Значимость данного исследования состоит в освещении того, что из себя представляет спортивный комментатор, его работа, насколько актуальна данная профессия и каково её значение в современной спортивной журналистике.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволяет выявить проблемы в профессиональной подготовке спортивных комментаторов и может служить основой для дальнейшего улучшения качества работы данных специалистов. Также выявленные особенности позволят создать базу для профильного обучения спортивных комментаторов в высших учебных заведениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТЕНТА СПОРТИВНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ «МАТЧ ТВ»
1.1 «Матч» и его тематические спортивные каналы
Появление спорта на отечественном телевидении относительно недавно. Спорт является молодым направлением в сравнении с другими областями телеэфира. Данное обстоятельство обусловлено развитием спортивного движения в России и, соответственно, появлением спортивной прессы в печати и сети сравнительно поздно.
Сегодня спортивные журналисты пользуются большой популярностью в России, так как они освещают множество международных соревнований, проводимых в стране, включая олимпийские игры, кубок конфедераций, чемпионат мира и другие. Однако на отечественных телеканалах есть лишь один специализированный телеканал, вещающий спорт круглосуточно - Матч ТВ. Тем не менее, перед тем, как попасть в список доступных телеканалов, Матч ТВ прошел долгий путь развития.
Первый раз Матч ТВ вышел в эфир 1 ноября 2015 года, заменив на экранах телеканал "Россия-2", который все больше отходил от тем, связанных со спортом, и занимался этой темой лишь в третьей части своих передач. Различные спортсмены и руководители задумались о создании нового публичного канала, но потребность в нем снизилась после Олимпийских игр.
Вице-министр спорта Российской Федерации Виктор Мутко отметил отсутствие в России публичного спортивного канала и заявил о планах рассмотреть этот вопрос на совете президента Российской Федерации по развитию спортивной культуры. В результате председатель правления "Газпром-медиахолдинга" Дмитрий Чернышев объявил о создании нового специализированного спортивного канала, который будет основан на технологической основе ОАО "НТВ-Плюс" и ассоциации спортивных телеканалов, а также на канале "Россия-2". Президент России Владимир Путин поручил создать публичный спортивный канал. Работа над созданием обязательного спортивного телеканала началась, и с 1 августа 2016 года новый телеканал Матч ТВ стал доступен для зрителей. Он возглавлен известными телеведущими и продюсерами Тиной Канделаки, а также бывшими генеральными директорами телеканала "Домашний" Натальей Билан и Натальей Коротковой.
На презентации телеканала Тина Канделаки отметила, что Матч ТВ транслирует 90 ведущих международных спортивных событий продолжительностью 1747 часов в неделю. Это значительно превышает западные телеканалы, такие как ESPN, Sky Sport и NBC. Однако главное отличие нового проекта заключается в источнике финансирования, который составляет государство.
Фактически, Матч ТВ не имеет аналогов в ведущих спортивных телеканалах западных стран, где эти каналы являются частными и требуют подписок.
Возникает вопрос, имеются ли предпосылки в России для перехода спортивного телевидения на западную модель? В данном контексте можно привести пример телеканала "НТВ Плюс", а также Матч ТВ, входящего в холдинг "Газпром-медиа". Подписки на канал "Наш футбол", который транслирует Российскую футбольную премьер-лигу и связанные с ней ток-шоу, приобрели лишь десятки тысяч человек. Это свидетельствует о том, что российские спортсмены не проявляют большого интереса к этому виду деятельности. В этом контексте Матч ТВ может быть решением проблемы, так как способствует привлечению людей к занятиям спортом и просмотру соревнований.
Важной особенностью спортивного телевидения в России является его контроль государством. Трансляции не имеют целью пополнение казны и получение прибыли, а выполняют социальную функцию, продвигая физическую культуру и здоровый образ жизни.
Естественно, создание специализированного спортивного телеканала недостаточно, необходимо комплексное решение проблемы, включающее создание комфортных условий для занятий спортом массовыми группами, развитие современной спортивной инфраструктуры и прочее. Телеканал Матч ТВ может стать голосом здоровья, показывая широкой публике преимущества физической активности, а также транслируя лучшие спортивные соревнования.
Матч ТВ, являясь частью медиахолдинга "Газпром-медиа", получил эксклюзивные права на трансляции всех спортивных соревнований, которые транслируются на "НТВ Плюс". В их числе - Российская футбольная лига, кубки европейских чемпионатов и другие. Более того, Матч ТВ приобрел права на трансляцию Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), Единой лиги ВТБ, Формулы-1 и других соревнований, ранее показываемых на каналах "ВГТРК". Теперь практически весь спортивный контент будет сосредоточен на одном телеканале - Матч ТВ. Старт работы телеканала считается 1 ноября 2015 года в 06:30 по московскому времени.
В свете траура по жертвам крушения самолета в Египте, 31 октября 2015 года на Сахалине был отменен коммерческий рекламный показ. Вместо этого, в эфире телеканала был показан хоккейный матч между командами "Динамо" и "Спартак".
Также, на Паралимпийских играх телеканал отказывался транслировать, в связи с тем, что российским спортсменам было запрещено участие в этих соревнованиях. Генеральный директор Тина Канделаки заявила, что такое решение было принято в связи с чувством собственного достоинства и уважения к государству. Однако, в первые месяцы работы рейтинг "Матч ТВ" вырос медленнее, чем у телеканала "Россия-2". В конце 2016 года канал не смог достичь средней популярности, его аудитория составила всего 3,2. В октябре 2017 года "Матч ТВ" вошел в холдинг ГПМ "Развлекательное ТВ", модель управления которого была изменена с целью оптимизации бизнес-процессов и снижения затрат.
Начиная с 2018 года, доля целевой аудитории "Матч ТВ" выросла до 3-4 процентов. Кроме того, телеканал стал входить в состав общероссийского обязательного общедоступного канала и должен был распространяться по всей России.
"Матч ТВ" предлагает широкий спектр телевизионных жанров, включая трансляции спортивных событий со всего мира, программы и ток-шоу по различным видам спорта, документальные циклы, реалити-шоу и программы о здоровом образе жизни, фильмы и сериалы о спорте.
Канал также проводит социальные опросы для определения интересов зрителей и создания востребованного контента. В результате "Матч ТВ" стал одним из ведущих спортивных телеканалов России, вдохновляющим зрителей на участие в новом движении.
Главной задачей спортивных телеканалов, включая "Матч ТВ", является привлечение интереса к разным видам спорта, независимо от их популярности в стране. Кроме спортивных событий, на телеканале "Матч ТВ" активно освещается тема здоровья. Это не только мотивирует зрителей следить за профессиональным спортом, но и вовлекает их в процесс тренировки.
Ежедневно телеканал предоставляет три часа для обсуждения активной и здоровой жизни, включая прямые выходы из фитнес-центров, фитнес-школ и центров, интервью с экспертами, врачами, диетологами, тренерами и людьми, которые изменяют свою жизнь. Главной целью "Матч ТВ" является сделать спортивный контент привлекательным для каждого зрителя.
Как и многие другие телеканалы, "Матч ТВ" имеет постоянные новостные программы, выходящие в эфире раз в сутки. Утренние новости включают в себя обзор основных событий прошлого и настоящего дня, интервью экспертов, комментарии специалистов и развлекательный сегмент. В дневных новостях представлены обзоры международных спортивных событий, интервью тренеров, врачей и спортсменов, аналитика и прогнозы.