Фрагмент для ознакомления
2
В первые годы после октябрьской революции российская социология переживала достаточно благоприятный период. Невзирая на сложности исторической эпохи, можно было наблюдать рост теоретического аспекта этой науки, который сопровождался активным процессом институционализации социологических знаний.
Так, в 1918 году, в октябре, был организован социобиблиографический институт - ассоциация ученых, которая формулировала перед собой ряд задач:
1) популяризацию социологии;
2) составление библиографии всех новых явлений в сфере социальных наук, всех важных правительственных и общественных событий, главных явлений социальной жизни, о которых повествуют современные издания [3].
В 1919 году Социобиблиографический институт, после приглашения в свой состав К.М.Тахтарева, Н.Л.Гредескула и П.А.Сорокина, модифицировался в Социологический институт, который реализовывал функции не только популяризатора социологии и социальных знаний, но и разработчика социальных аспектов при помощи проведения самостоятельных исследований и опубликования их результатов [4].
В результате преобразования образовательной системы, социология стала обязательным предметом не только в вузах, но и в средних школах страны. В январе 1919 года на общеобразовательном факультете Петроградского государственного университета основана первая в стране кафедра социологии, которая была возглавлена П.А.Сорокиным с 1920 года.
В это же время возобновило активную деятельность Российское социологическое общество имени М.М.Ковалевского, с Н.И.Кареевым в качестве председателя. Появились новые общества и ассоциации, участники которых обсуждали актуальные социальные и философские вопросы.
Помимо работ известных социологов, в России были изданы учебники и учебные пособия по социологии, написанные менее известными авторами. Статьи ученых-социологов продолжали публиковаться в периодической печати, появлялись новые журналы, отражающие общественную и научную жизнь страны.
Проводимые в это время эмпирические исследования были направлены на изучение условий жизни, труда и быта советских граждан, а также последствий революции, гражданской войны и особенностей восстановительного периода.
Важно отметить, что В.И. Ленин, занимавший высший пост в советском государстве, не пренебрегал социальными науками, включая социологию. Его работа "Статистика и социология" свидетельствует об этом. Однако постепенное установление тоталитарного режима в СССР негативно сказалось на общественных науках в целом, особенно на социологии.
В начале 1920-х годов по предложению Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) началась организация сети новых научных учреждений, которые ориентировали свою деятельность на изучение проблем марксистской философии, политической экономии и истории с марксистско-ленинской точки зрения. В 1921 году в Москве, благодаря предложению В.И. Ленина, был создан Институт красной профессуры с целью подготовки высококвалифицированных марксистских учителей.
В 1921-1922 гг. социология, как наука, не разделяющая идеологию марксизма-ленинизма, была изъята из содержания учебных программ. Вместо нее вузы ввели курсы "политической науки", включавшие в себя такие предметы, как "коммунизм", "история коммунизма", "история коммунистической революции", "марксистско-ленинское учение об истории" и "конституция СССР". После лекции и семинары по историческому материализму начали проводиться в университетах и институтах Петрограда.
Социология была целиком перенесена в исследовательские институты, однако большинство из них было закрыто вскоре после открытия из-за тоталитарной политики. В 1922 году из России было изгнано около 160 выдающихся ученых и культурных деятелей за критику политики власти и недостаточное соответствие марксистско-ленинским принципам.
С середины 1920-х годов объективное исследование общественных, экономических и политических проблем постепенно уступало место идеологическим целям и лозунгам, таким как "полная победа социализма", "единство советского народа" и "развитие социализма к коммунизму".
Обратим внимание на то, что в это время происходили ожесточенные дебаты о целях социологии и её взаимосвязи с марксистско-ленинской теорией. Подобные дискуссионные мероприятия проводились не только в столице, но и на периферии - в университетах и научно-исследовательских институтах крупных городов. В качестве итога бесчисленных споров и дебатов было сформулировано несколько точек позиций на значимость социологии в системе наук и её «вклад» в марксистско-ленинскую доктрину.
Завершение всех дискуссий принесла концепция диалектического и исторического материализма, предложенная выдающимся деятелем советского государства И.В. Сталиным, именно она стала своеобразным руководством для всех советских обществоведов.
И.В. Сталин, в разделе «о диалектическом и историческом материализме», который был им написан для краткого курса «история всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», на базе идей К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, описал систему целого, материалистического философского знания – «марксистского философского материализма», включающую в себя диалектический и исторический материализм. Исторический материализм, по утверждению И.В. Сталина, «…являет собой распространение тезисов диалектического материализма на изучение общественной жизни, использование его к исследованию общества и истории общества».
Главным и объективно правильным методом, который был доступен в философской науке, «является марксистский диалектический метод». Одной из ключевых особенностей общественной теории, которая справедливо отражает нужды материальной жизни общества и имеет возможность мобилизовать широкие массы людей, является марксизм-ленинизм.
С этого момента, в значительной степени из-за утверждения догматичными партийными лидерами принципов, выдвинутых И.В. Сталиным, социология была объявлена буржуазной псевдонаукой, несовместимой с марксизмом, и даже враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в сфере социологического знания практически прекратились, а изучение процессов и явлений общественной жизни проводилось в строгом соответствии с принципами «марксизма-ленинизма». Таким образом, процесс институционализации советской социологии как самостоятельной области научного знания был приостановлен.
Специалисты отмечают, что к началу 1950-х годов в СССР все казалось застывшим и неподвижным. Политические дискуссии и борьба за власть в партийной идеологической иерархии привели к созданию системы коммунистических научных и учебных учреждений. Институты Академии Наук СССР, университеты, творческие союзы, редакции и издательства полностью подчинились органам партийного и государственного управления. Кажущаяся завершенность концептуального лексикона, схемы аргументации и риторика общественной науки были обнаружены. Названия книг и брошюр стали удивительно однообразными. Однако именно в это время, когда казалось, что все остановилось и застыло, происходила незаметная революция в идеологии и общественной жизни. Именно тогда были созданы условия, способствующие возрождению отечественной социологии.
Во-первых, несмотря на запрет официального проведения социологических исследований о советском обществе и их последующем обобщении, оставалась актуальной критика буржуазных социологических концепций с точки зрения марксизма-ленинизма. Для этого, сразу после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 года в Институте Философии Академии Наук СССР был создан сектор под руководством М.П. Баскина, и к концу 1940-х годов сложился определенный жанр «критики буржуазных социологических течений».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов Р. Н. К истории исследований занятий и профессий в СССР: контекст НТР и современная историография советской социологии //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2015. – №. 1. – С. 106-115.
2. Батыгин Г. С. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М. : Институт социологии РАН, 1998.
3. Батыгин Г. С. Советская социология на закате сталинской эры //Вестник Института социологии. – 2011. – №. 2 S3. – С. 1-1.
4. Бергер П. Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. О. А. Оберемко; под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. 168 с.
5. Божков О. Б. История советской социологии—это часть нашей жизни [Рец. На книгу] фирсов БМ История советской социологии, 1950–1980-е гг. Очерки. СПб.: Изд-во «Европейский университет», 2012 //Социологический журнал. – 2012. – №. 3. – С. 159-168.
6. Бороноев А. О. Ленинградская школа истории русской социологии (1950—1980-е годы) / А. О. Бороноев, М. В. Синютин // Социология в Ленинграде — Санкт-Петербурге во второй половине XX века. Межвузовский сборник. СПб. : СПбГУ, 2008. С. 6—41.
7. Бутенко И. А. К истории создания первой социологической ассоциации // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 25—58.
8. Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие //Социологическая наука и социальная практика. – 2017. – Т. 5. – №. 2 (18). – С. 7-29.
9. Горшков М. К., Тощенко Ж. Т. Основные вехи в развитии отечественной социологии (конец 1950-х-2010-е гг.) //Социологические исследования. – 2018. – №. 6. – С. 3-16.
10. Димке Д. В. Классики без классики: социальные и культурные истоки стиля советской социологии //Социологические исследования. – 2012. – №. 6. – С. 97-106.
11. Докторов Б. Российские реформы и история российской социологии. – 2007.
12. Зборовский Г. Е. История социологии: современный этап: учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО — Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина». 2-е изд., испр. и доп. Сургут: РИО СурГПУ, 2015. 259 с
13. Зборовский Г. Е. Отечественная социология: на пути гражданскому обществу : монография. – Екатеринбург : УрФУ, 2014. – 344 с.
14. Зборовский Г. Е. О периодизации истории отечественной социологии //Социологический журнал. – 2015. – №. 1. – С. 101-124.
15. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М. : Логос, 2010.
16. Здравомыслов А. Г. Проблема преемственности и прерывности в российской социологии //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2006. – №. 4. – С. 92-102.
17. Здравомыслов А. Г. К вопросу о периодизации социологии в России //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Т. 10. – №. 3. – С. 38-51.
18. Здравомыслова Е. А. О книге БМ Фирсова" история советской социологии 1950-1980-х годов" //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. 6. – №. 3. – С. 204-208.
19. Иванов В. Н. Социология в СССР. Записки директора института. М. : У Никитских ворот, 2014. 397 с.
20. Капто А. С. Участие отечественных ученых в международных социологических конгрессах в период 1960-1980 гг //Социально-гуманитарные знания. – 2015. – №. 5. – С. 285-301.
21. Климова С. М. Проблема общественного сознания в советской философии и социологии //Концепт: философия, религия, культура. – 2021. – Т. 5. – №. 3. – С. 16-26.
22. Козлова Л. А. Послереволюционная российская социология: неудавшаяся попытка советизации // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 105—113.
23. Козловский В. В., Браславский Р. Г. Ленинградская мозаика советской социологии //Россия реформирующаяся. – 2019. – №. 17. – С. 61-82.
24. Колбановский В. В. Фирсов Б. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 1950-1980-е годы. ОЧЕРКИ. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2012. 476 с //Социологические исследования. – 2013. – №. 6. – С. 148-153.
25. Константинов Ф. В. Исторический материализм — марксистская социология / Ф. В. Константинов, В. Ж. Келле // Коммунист. 1966. № 1. С. 9—23.
26. Кравченко А. Из истории советской социологии: концепция стимулирования труда ИМ Поповой //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2017.
27. Левада Ю.А. Научная жизнь - была семинарская жизнь // Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999. С. 85 - 94.
28. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Социология профессиональных групп: история становления и перспективы //Вестник института социологии. – 2013. – №. 7. – С. 091-106.
29. Маршак А. Л. Становление и развитие социологии культуры в отечественной социологической науке //Социологические исследования. – 2014. – №. 7. – С. 125-134.
30. Москвичев Л. Н. Этапы институционализации отечественной социологии //Социология власти. – 2004. – №. 6. – С. 23-48.
31. О диалектическом и историческом материализме // История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). М., 1938. С. 100.
32. Осипов Г. В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле //Социологические исследования. – 2008. – №. 6. – С. 5-21.
33. Осипов Г. В. Отечественная социология: история и современность //Социологические исследования. – 2009. – №. 3. – С. 8-14.
34. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979; Советская социология: в 2 т. М., 1982.
35. Пугачева М. Г. Институт конкретных социальных исследований АН СССР (1968— 1972) // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 158—172.
36. Романовский Н. В. Еще раз о роли теоретической социологии //Социологические исследования. – 2014. – №. 7. – С. 93-101.
37. Романова А. В. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В СССР //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – №. 5 (81). – С. 530-534.
38. Романовский Н. В. Историческая социология в России: ретроспектива и горизонты //Россия и современный мир. – 2003. – №. 1. – С. 57-75.
39. Романовский Н. В. Социология и история: перспективы взаимодействия //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2010. – №. 3 (46). – С. 13-29.
40. Состояние и основные тенденции развития образа жизни советского общества / Отв. ред. И. Т. Левыкин. М. : Институт социологии, 1988. 167 с.
41. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
42. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В. В. Сапова. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
43. Сорокин П.А. Существует ли единая Россия? // Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000. С. 205.
44. Становление и развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 166.
45. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии //Россия реформирующаяся. – 2009. – №. 8. – С. 14-36.
46. ТИХОНОВ А. В. Посткризисный синдром отечественной социологии и ее проблемы //Социологические исследования. – 2008. – №. 7. – С. 34-46.
47. Тощенко Ж. Т. «Социология возродилась в нашей стране сначала как политическая витрина» // Социологический журнал. 2007. № 4. С.149—170.
48. Тощенко Ж. Т. Эволюция идей советской/российской социологии (1950-2010-е годы) //Управление наукой: теория и практика. – 2021. – Т. 3. – №. 2. – С. 161-184.
49. Фирсов Б. М. История советской социологии, 1950—1980-е годы. СПб. : Европейский ун-т, 2012
50. Юдин Б. Г. История советской науки как процесс вторичной институциализации //Философские исследования. – 1993. – Т. 3. – С. 91-94.