Фрагмент для ознакомления
2
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у личности системы знаний, ценностей, навыков и поведенческих моделей, направленных на гармоничное взаимодействие с окружающей средой. Это воспитание охватывает широкий спектр деятельности, включающий как информирование о состоянии природы и экологических проблемах, так и развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, практическую деятельность по её охране.
Сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей экологической культуры, которая включает в себя:
1. Экологические знания – понимание основных экологических понятий и закономерностей, осознание причинно-следственных связей в природных системах, знание об экологических проблемах и способах их решения.
2. Экологические ценности – формирование ценностного отношения к природе, осознание её значимости для жизни человека и других живых существ, уважение и бережное отношение к природным ресурсам.
3. Экологические навыки – умение применять экологические знания на практике, включая навыки рационального природопользования, участие в экологических акциях, соблюдение правил экологически безопасного поведения.
4. Экологическое сознание – интеграция знаний, ценностей и навыков, проявляющаяся в постоянной готовности действовать в интересах сохранения окружающей среды, принятие личной ответственности за её состояние (Числова, 2018).
В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.
В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу (Романова, 2012).
Важность экологического воспитания в младшем школьном возрасте многогранна:
1. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, поскольку дети в этом возрасте отличаются высокой пластичностью сознания, любознательностью и стремлением к познанию окружающего мира.
2. Экологическое воспитание способствует всестороннему развитию личности ребенка. Оно помогает формировать у детей чувство ответственности, самостоятельность, способность к критическому мышлению и решению проблем, а также навыки сотрудничества и командной работы.
3. Систематическое экологическое воспитание способствует развитию у детей способности к системному и критическому мышлению, умению видеть взаимосвязи в природе и осознавать последствия своих действий.
4. Раннее формирование экологических знаний и навыков позволяет избежать развития у детей безразличного или потребительского отношения к природе, что в долгосрочной перспективе способствует снижению уровня экологической безграмотности в обществе.
5. Экологическое воспитание способствует развитию у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, формированию активной гражданской позиции, готовности участвовать в общественно значимых экологических инициативах.
6. Экологическое воспитание помогает детям осознать своё место в природе, формирует у них уважительное и заботливое отношение ко всем формам жизни, что является основой для устойчивого развития и благополучия будущих поколений, а также в перспективе способствует улучшению экологической ситуации на локальном, региональном и глобальном уровнях. Дети, обученные основам экологической культуры, вырастают в людей, способных принимать обоснованные решения в пользу охраны окружающей среды.
В совокупности, экологическое воспитание младших школьников не только способствует их интеллектуальному и нравственному развитию, но и играет ключевую роль в формировании общества, способного жить в гармонии с природой и обеспечивать устойчивое развитие (Сенкевич, 2009).
1.2. Особенности экологического воспитания младших школьников
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой
Экологическое воспитание младших школьников обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать для достижения эффективности образовательного процесса. Эти особенности обусловлены возрастными и психологическими характеристиками детей младшего школьного возраста, их познавательными потребностями и социальными условиями развития (Симонова, 2000).
1. Возрастные особенности:
- Любознательность и интерес к окружающему миру – младшие школьники обладают естественным интересом к природе и окружающему миру. Этот возраст характеризуется высоким уровнем познавательной активности, что делает экологическое воспитание особенно эффективным.
- Эмоциональная восприимчивость – дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы и чувствительны к проявлениям красоты и гармонии в природе. Использование эстетических элементов (картин, видеофильмов, прогулок на природе) способствует более глубокому усвоению экологических знаний.
- Конкретность мышления – для младших школьников характерно конкретное, наглядно-образное мышление. Поэтому экологическое воспитание должно основываться на практических занятиях, наблюдениях, играх и опытах, которые позволяют детям непосредственно взаимодействовать с природными объектами.
2. Психологические особенности:
- Подражательность и обучаемость – дети этого возраста склонны подражать взрослым и сверстникам, что можно использовать для формирования положительных экологических моделей поведения через пример учителей, родителей и одноклассников.
- Игровая деятельность – игра является ведущей деятельностью младших школьников, поэтому экологическое воспитание должно включать игровые методы, способствующие эмоциональному и деятельностному вовлечению детей в процесс обучения.
- Сензитивный период – младший школьный возраст считается сензитивным периодом для формирования нравственных и экологических установок, что делает важным использование разнообразных методов и средств экологического воспитания (Буковская, 2014).
3. Педагогические особенности:
- Интегративность обучения – экологическое воспитание должно быть интегрировано в различные учебные предметы и внеклассную деятельность. Особенно важно использование межпредметных связей с курсами естествознания, труда, изобразительного искусства и физкультуры.
- Практическая направленность – эффективное экологическое воспитание опирается на практическую деятельность, включающую экскурсии, экологические акции, участие в проектах по охране окружающей среды. Такие формы работы позволяют детям применить теоретические знания на практике.
- Использование активных методов обучения – для формирования устойчивых экологических знаний и навыков целесообразно применять активные методы обучения, такие как проектная деятельность, проблемные задания, дискуссии, ролевые игры и эксперименты (Бойко, 2011).
4. Социальные особенности:
- Взаимодействие с семьей и сообществом – важной особенностью экологического воспитания является активное вовлечение родителей и местного сообщества. Совместные экологические мероприятия с участием семей способствуют формированию у детей ценностей, разделяемых значимыми взрослыми.
- Коллективная деятельность – в младшем школьном возрасте дети начинают осознавать себя как часть коллектива. Коллективные формы экологической работы, такие как командные проекты, экологические игры и соревнования, способствуют развитию чувства ответственности и коллективизма.
Учитывая эти особенности, педагоги могут эффективно формировать у младших школьников экологическую культуру, способствуя развитию у них устойчивых экологических знаний, навыков и ценностей, которые станут основой для ответственного и бережного отношения к окружающей среде в будущем (Белогур, 2021).
К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально–положительное отношение к ее объектам, мотивы поведения,
деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и вне учебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Учитывая психологические особенности младшего школьника, отметим, что более актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг (Виллер, 2014).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабанова. – СПб.: Питер, 2003. – 132 с.
2. Белова, Н. В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании / Н. В. Белова // Начальная школа. – 2016. – № 10. – С. 43-44.
3. Белогур, К. Экологическое воспитание младших школьников посредством изучения предмета «Окружающий мир» / К. Белогур // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: Материалы конференции, Благовещенск, 22 апреля 2021 года. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2021. – С. 421-424.
4. Бобылева, Л. Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л. Д. Бобылева. – Вл.: ИнФо, 2009. – С. 191.
5. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2011. – № 6. – с. 79-96.
6. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников // под. ред. Г. В. Буковская. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – С. 192.
7. Виллер, Н. С. Особенности экологического воспитания младших школьников / Н. С. Виллер, С. А. Лаптева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 5-4(9). – С. 70-71. Гордеева, Т. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа. – 2014. – № 2. – с.75-128.
8. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Начальная школа, 2007. – С. 254.
9. Горохова, Е. Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е. Р. Горохова. – М.: Речь, 2006. – № 12. – С. 187.
10. Гусева, В. А. Влияние экологической культуры педагога в процессе воспитания милосердия к животным у старших дошкольников и младших школьников / В. А. Гусева // Традиции и новации в системе дошкольного образования: Материалы Международной научно-методической конференции Псков, Псков, 27–28 октября 2016 года / Под редакцией С.О. Домбек. – Псков: Псковский государственный университет, 2017. – С. 32-37.
11. Езушина, Е. В. Командная интеллектуально-познавательная игра "Экологический турнир" / Е. В. Езушина // Начальная школа. – 2016. – № 12. – С. 69-72.
12. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников / под ред. И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Т. И. Суравегиной. – М.: Издательский центр «Академия». – 2010. – С.160.
13. Капнинова, А. Ю. Значение экологии в воспитании младших школьников / А. Ю. Капнинова // Актуальные проблемы воспитания и обучения: Материалы всероссийской научно-практической конференции обучающихся, Карачаевск, 11–12 ноября 2022 года / Ответственный редактор З.К. Узденова. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2022. – С. 63-67.
14. Карпачева, О. А. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников / О. А. Карпачева // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 1(58). – С. 106-111.
15. Книга, А. С. Особенности экологического воспитания младших школьников / А. С. Книга // Молодежь и образование XXI века: материалы XXI межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь, 26 мая 2023 года / под редакцией М.Г. Кулешина, Д.В. Пикалова. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2023. – С. 73-76.
16. Леднева, О. С. Экологическое воспитание школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.) / О.С. Леднева. Краснодар: Новация, 2015. С. 74-79.
17. Минаева, И. А. Экологическое образование и воспитание младших школьников / И. А. Минаева // Непрерывное экологическое образование: от дошкольного уровня до уровня повышения квалификации. – 2001. – Т. 3. – С. 60-62.
18. Нехлюдова, М. В. Опыты с растениями – средство формирования экологической культуры / М. В. Нехлюдова // Начальная школа. – 2018. – № 10. – С. 53-56.
19. Погребняк, В. В. Экологическое воспитание в начальной школе / В. В. Погребняк // Психология человека и общества. – 2023. – № 11(62). – С. 46-52.
20. Ролдугина, В. А. Некоторые аспекты экологического образования и воспитания младших школьников / В. А. Ролдугина // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции, Воронеж, 22–23 марта 2016 года. Том Часть 2. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2016. – С. 144-148.
21. Романова, Е. Т. Экологическое образование / Е. Т. Романова. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – С. 296.
22. Рыбачкова, И. Ю. Экологическое воспитание в процессе общения с природой младших школьников / И. Ю. Рыбачкова // Технологии образования. – 2019. – № 4(6). – С. 90-93. –
23. Салеева, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л. П. Салеева. – М.: Речь, 2011. – С. 265.
24. Сенкевич, В. М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений / В. М. Сенкевич. – М.: Речь, 2009. – С. 166.
25. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. П. Симонова. – М.: «Академия», 2000. – С. 160.
26. Торохова, Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 104-128.
27. Экологическое воспитание младших школьников / Г. К. Турабаева, Л. К. Турабаева, Г. Т. Бозшатаева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5-2. – С. 156-158.
28. Числова, С. Н. Экологическое воспитание младших школьников / С. Н. Числова, Е. О. Пятовская, С. Ю. Сухинина // Традиции и инновации в начальном образовании: материалы российской научно-практической конференции, Елец, 12 апреля 2018 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – С. 347-350.