Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена теории прав человека, особое внимание будет обращено на реализацию теории прав человека в конституционном законодательстве Российской Федерации. Актуальность определяется тем, что права и свободы личности и гражданина – это есть основа функционирования правового государства, защиты личности в правовом государстве. Права человека – это также и глобальная проблема, несмотря на то, что на современном этапе существует развитый механизм защиты и обеспечения прав человека. Остаются сложными вопросы, связанные с пределами ограничений прав человека, пределов ограничений, повышения эффективности государственного механизма реализации и защиты прав человека. Эти проблемы значимы не только для России, но и для иных государств современного мира.
Появившиеся в глубокой древности представления о правах человека развивались, углублялись в ходе длительного исторического процесса. Несмотря на то, что в начале своего существования права личности были присущи лишь отдельной категории лиц - гражданам и носили характер привилегий, их смысл заключался в возможности удовлетворения интересов и потребностей, которые государство могло обеспечить индивидам. Сейчас же права человека – это тот институт, без которого правовое государство существовать не может.
Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся при реализации теории прав человека.
Предметом исследования выступают нормы российского конституционного законодательства в сфере обеспечения, ограничения прав человека.
Настоящая курсовая работа ставит основной целью определение специфики отражения и обеспечения теории прав человека в конституционном законодательстве на современном этапе.
Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:
- определение сущности теории прав человека,
- рассмотрение классификации прав человека,
- выявление ключевых принципов теории прав человека,
- изучение проблем реализации прав человека,
- исследование способов защиты и обеспечения прав человека,
- анализ государственно-правовых гарантий обеспечения прав человека.
В основу исследования положен метод логико-правового и системного анализа положений закона, новейших научных достижений.
Исследование базируется на системном подходе к изучению проблемы, что обусловлено сложностью, многоаспектностью категории прав человека в практике функционирования современного государства.
При подготовке курсовой работы были использованы работы Н.В. Наумовой, А.Н. Чашина, Г.Н. Комковой др. Глубокий анализ правовой природы, истории и развития прав человека, без сомнения, помог сложить определенное представление о данном институте и его значении.
Научная новизна работы. В курсовой работе проводится изучение современного состояния проблемы реализации прав человека, приведены некоторые рекомендации в аспекте соотношения дискуссионной сложной проблемы пределов ограничения прав и свобод человека, гражданина на примере Российской Федерации.
Настоящая курсовая работа может быть использована в педагогическом процессе, кроме того, она может стать основой дальнейшего изучения механизма реализации прав человека в современном государстве.
Данная работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятия и виды прав человека
1.1.История развития понятия прав человека
Этап формирования прав личности условно представлен Длительным временным отрезком, начиная с истории Древней Греции и Рима и заканчивая XVI веком н.э. Тем не менее, в эпоху античности о правах человека как о правах, присущих самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо, речи не шло. В этот период формируются права гражданина. Возникнув в Древней Греции и Риме, права гражданина долгое время имеют статус привилегии, для данного исторического периода - это реальная возможность удовлетворения группой лиц (гражданами полиса) своих потребностей, которые может обеспечить государство.
Процесс становления и развития средневекового права в целом включает в себя такую важную составляющую, как формирование субъективных прав и обязанностей в обществе. Процесс становления права отражает «характер складывания формальной свободы лица, его автономии, обрамлённой правом в контексте самых разных социальных связей» .
Раннее средневековое право не имело деления на частное и публичное. Важно заметить, что средневековое право по своему характеру представляло собой преимущественно право группы, право какой-либо общины. Соответственно, говорить об идее субъективного права как основы построения права не приходится на раннем этапе Средневековья. Иными словами, права и обязанности субъекта права на начальных этапах построения права можно сопоставить с правами и обязанностями группы. Если соотнести права группы и права индивида в эпоху раннего Средневековья, то окажется, что права группы будут более значимы, чем права индивида.
Индивид пользовался лишь коллективными правами, да и то в незначительной степени, а индивидуальными правами – только отчасти
Подобное положение индивида нашло отражение и в уголовном праве, в частности, в коллективных формах ответственности (дикая вира), в обязательственных отношениях – в отсутствии индивидуальной ответственности по договорам .
Тем не менее, социологом Б. Малиновским было опровергнуто утверждение о том, что в эпоху раннего средневековья над индивидом полностью господствовала группа.
Если говорить о праве группы, то это право практически не знало границ, поскольку оно рождалось и жило вместе с группой. Для представителя средневековой общины данное право также возникало в момент рождения, а прекращалось только в случае смерти. Причём смерть могла быть не только физической, но и политической, которая предполагала изгнание из группы того или иного индивида. Вне группы индивид утрачивал абсолютно все свои права.
Изменение прав субъекта происходило в том случае, если менялись какие-либо обстоятельства жизни – брак, смерть родителей. Важно заметить, что в средневековой общине доминирующим являлся принцип солидаризма, согласно которому требовалось психическое и правовое подчинение индивида «целому» и «общему». Как справедливо отмечал Б.Ф. Поршнев, данное обстоятельство естественным образом унифицирует поведение людей, подчиняет их помыслы и устремления интересам данной социальной группы .
В частности, коллективизм является традицией русской правовой культуры эпохи Средневековья. Данный элемент духовной культуры оказывал значимое влияние на характер взаимоотношений личности и общества, личности и государства. Характерной чертой является отрицание ценности личности и поглощение этой ценности коллективом и государством. Данная характерная черта ещё более подчёркивалась доминированием коллективных форм собственности.
Кстати, христианская идеология сыграла свою роль при формировании данных особенностей. Христианская идеология, как известно, отрицала торжество плоти над духом, эгоцентризм, а постулировала идею внутренней свободы духа .
В эпоху Средневековья обязанности значительно преобладали над правами. Человек не мог представить своего существования вне общины, вне того места, которое он занимает в обществе. Кроме того, для данной эпохи характерно представление о том, что социальная стратификация дана высшими силами и нет способа её изменить. Соответственно, индивид может сохранить себя только в том случае, если будет строго соблюдать данную стратификацию. В целом, подобная система межличностных отношений, предполагающая соответствующий правовой статус, сковывала инициативу и самостоятельность человека, однако обеспечивала его право на безопасность. В то же время, данная система социальных связей принижала и без того слабую роль государственной власти .
Любая теория, любое мировоззрение так или иначе основаны на определенных внерациональных аксиомах, ценностях. Этот базис выступает в качестве основы в полной мере рациональных теорий.
Как известно, предметом веры является наличие образа и подобия Бога в человеке. Что касается прав человека, то здесь мы можем говорить о некоем итоге работы разума над вышеназванным религиозным тезисом в аспекте социальной сферы. Концепция прав человека – западная в плане своего происхождения, она основана на том, что человеческая личность относительно автономна, более того, эту автономность следует уважать.
Относительно библейского, христианского и общерелигиозного понимания прав человека можно сказать, что здесь есть общее с тезисами теории естественного права, но все же, религиозная основа предполагает более глубокий уровень мотивации.
В рамках теории права важность представляет вопрос относительно источника права. Право является инструментом для того, чтобы были реализованы как государственные, так и классовые интересы, соответственно, государством осуществляется определение заслуг, привилегий, но это государство способно трансформировать такого рода правовую систему.
Если взять за основу такой утилитаристский подход, то право можно рассматривать в качестве условно-произвольной совокупности правил (законов), определяемой преимущественно посредством конкретно-исторических обстоятельств. В случае такого подхода мы сталкиваемся с релятивизацией права, то есть, оно обретает статус условной категории.
Если мы будем говорить о позитивистской концепции, то здесь провозглашается фактологическая значимость права, однако материализм отличается тождественностью фактического и объективного.
Однако есть и иной взгляд на право, в том числе и на права человека. А именно, речь идет о необходимости неотчуждаемости права, как это провозглашают многие правовые документы, но таковой его статус возможен, если признать как источник права не только "обычное право", не только опыт, который сформировался в итоге "совместной трудовой деятельности", не только практические аспекты бытия, а нечто, что является трансцендентным, укоренённым в Абсолюте, в Том, кто в традиции Запада и Востока определяется как Бог.
То есть, именно в религии отмечается, что право является не только некой данностью, но и заданностью, должным, то есть, право, права человека – это то, к чему мы должны постоянно стремиться. Права человека в этом контексте являются некой объективно-значимой универсалией.
Как провозглашают многие религиозные традиции, Богом человек был создан по образу и подобию своему, а значит, человек изначально имеет достоинство, свободу. Эта идея была унаследована концепцией либерального
Фрагмент для ознакомления
3
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//СПС Консультант Плюс
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации//СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
7. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс
9. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
10. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28.04.2023 N 138-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Власенко Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. М.: Проспект. 2018. 450 с.
12. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 461 с.
13. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья / Т.Н. Грановский. М.: Наука, 1986. 427 с.
14. Комкова Г.Н. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. М. : Издательство Юрайт, 2022. 449 с. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/490197
15. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2024. 453 с.
16. Куракина, Ю.В. Соотношение прав человека и прав гражданина. Режим доступа: [https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005540009/]
17. Курданов В. О. Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В. О. Курданов, М. В. Степанюк // Молодой ученый. 2021. № 44 (334). С. 242-245.
18. Мальцев Г.В. О происхождении и ранних формах права и государства / Г.В. Мальцев. М.: Изд-во РАГС, 2000. 189 с.
19. Матузов Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права /Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2018. 528 с.
20. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в XI – XIV вв. / В.В. Момотов. М.: Зерцало-М, 2003. 416 с.
21. Наумова Н. В. Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации / Н. В. Наумова // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). С. 304-306. Режим доступа: [https://moluch.ru/archive/139/39045]
22. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Перевалов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 341 с.
23. Поляков С. А. Права человека //Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 82-85. Режим доступа: [https://moluch.ru/conf/law/archive/37/588/]
24. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история /Б.Ф. Поршнев. М.: Наука, 1978. 236 с.
25. Сюкияйнен Л.Р. Современные религиозные концепции прав человека. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-religioznye-kontseptsii-prav-cheloveka-sopostavlenie-teologicheskogo-i-yuridicheskogo-podhodov ]
26. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2020. 582 с. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. Режим доступа: [https://urait.ru/bcode/448911]
27. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 480 с.
28. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. Режим доступа: [ http://www.vostlit.info/ ]
29. Чашин А.Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2022. 262 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Режим доступа: [https://urait.ru/bcode/508092]
30. Шахларлы О. Ш. Понятие правового статуса личности / О. Ш. Шахларлы. Текст : электронный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань : Бук, 2016. С. 29-32. Режим доступа: [https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10254/]