Фрагмент для ознакомления
2
Новое время - особый период всемирной истории, который начинается с XVI века и заканчивается началом XX века.
Эту эпоху принято разделять на два больших периода:
1. Первый начинается эпохой Великих географических открытий и завершается Великой французской революцией конца XVIII века.
2. Второй период охватывает XIX и начало XX века.
Рубежным событием Нового и Новейшего времени является Первая мировая война 1914–1918 годов.
Новое время стало периодом грандиозной трансформации во всех сферах жизни не только европейского общества, но и остального мира, в том числе и стран Азии .
Новое время стало эпохой расцвета всех видов искусств: музыки, литературы, живописи, скульптуры. В эпохи Древнего мира и Средневековья европейцы знали только страны, расположенные в Европе или по берегам Средиземного моря.
Европейцы считали, что Китай или Индия — это страны из сказки. Товары, которые привозили в Европу из этих стран, например специи, — стоили дороже золота. Но попасть в Индию, перемещаясь по суше, было невозможно .
Стремление добраться до Китая или других стран и разбогатеть, привозя оттуда товар, привело ко многим открытиям. Эти открытия меняли представление человечества о мире и его устройстве. Время, когда совершались такие путешествия, историки назвали эпохой Великих географических открытий .
Особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. В период оформления государственности, возникли философские течения древнего Китая, первоисточником которых были божественные мифы, а затем социальные и политико-правовые идеи. Философские и политические учения древнего Китая представляют огромный интерес и в настоящее время.
КНР занимает важное место в истории развития человечества, поскольку именно в Китае берет свое начало одна из древнейших цивилизаций мира – на ее основе достаточно быстро развивается культура достаточно самобытная, без которой невозможно сегодня представить и мировую культуру .
Дипломатия в каждом отдельно взятом государстве имеет всегда свои особенности, обусловленные преимущественно национальным самосознанием, политическими факторами и пр. Говоря о китайской форме дипломатии, следует отметить ее основную особенность – на протяжении длительного времени она воспринималась в качестве детерминантного варианта защиты интересов нации.
Примечательно, что китайская дипломатия не всегда проявлялась в виде военных столкновений или конфликтов, а также для нее характерны несиловые методы. Впервые данного рода тактики публичной дипломатии нашли свое отражение в работах Конфуция и Дао дэ Цзин. В работах мыслителей впервые были предложены несиловые методы дипломатии посредством применения хитрости и доброжелательности без использования агрессии. Длительное время предложенные принципы были в основе системы правления Китая. Считалось высшим искусством заставить соперника без применения силы подчиниться воле со стороны. Также для китайской дипломатии характерна такая черта как стратагемность. Она представляет собой определенную изначально последовательность действий, которые в обязательном порядке направлены на решение определенных задач с учетом особенностей сложившейся ситуации.
Самопознание человечества не представляется возможным без признания наследия культуры и опыта формирования нового Китая. Особенность развития Китая на протяжении огромного количества столетий – то, что прошлое в Китае являлось тем мерилом, по которому сейчас оценивается настоящее. Прошлое КНР позволяет и делать прогнозы на будущее развитие Китая. И это происходит на всех уровнях – на уровне народа, на уровне государственных решений .
Конфуцианский Китай и государственность в нем – это пример долгого существования, устойчивости. Два века эта государственность сохраняла свой вид и качество практически неизменно.
Тем не менее, история Китая в Средневековье являлось изменчивой. Китай тогда трансформировался. Он и процветал, и испытывал на себе бедствия, кровопролитные восстания, единство и раздробленность .
В древности историки Китая говорили о том, что страна будет характеризоваться периодами развития, определенной логикой развития, четкостью механизма часов в этой сфере. Каждая династия, существовавшая в Китае, начинала новый цикл и руководствовалась эффективными способами действий. Тем не менее, спустя определенное время Китай все сильнее и сильнее погружался в упадок. Так, крестьянство ждало разорение, чиновники становились коррупционерами, а крупные собственники земли начинали отстаивать свою независимость от государственной власти. В результате всеобщий упадок завершался восстанием народа, кто требовал смены правящей династии .
В таких обстоятельствах жестокого кризиса в экономике, социальной сфере, голода, упадка административной структуры, восстаний - в 206 г. до н. э. начинает свою жизнь первая конфуцианская империя, которой правила династия Ханъ. Основал данную империю крестьянин, кто руководил восстанием. Новая династия интегрировала страну. Были отменены многие казарменные законы прошлого, были понижены налоги. В управленческую структуру вводились нормы конфуцианства, приоритет делался не только на насилие, но и на соблюдение принципов морали, прошлые изученные и известные традиции и правила. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.
В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Но в конце того же века была попытка вернуться к объединению их, но новая династия Цинь смогла интегрировать Китай только на несколько десятков лет. Уже в начале IV в. с севера на Китай стали нападать орды кочевников, это были и гунны. Население бежало из районов, что занимали чужеземцы. На севере Китая стали создаваться мелкие государства под руководством захватчиков. Эти государства достаточно быстро китаизировались, перенимали китайскую культуру, традиции и структуру управления.
Далее Китай централизовался уже при династии Суй – она в конце VI в. Интегрировала север и юг, но она же была свергнута в начале VII в.
Время истинного расцвета Китая начинается при династии Тан, что правила долгое время (с начала VII по начало X в.) и династии Сун (X—XIII вв.) . Тогда в Китае появляются много дорог, каналов, новых городов. Развивается ремесло и торговля, изящные искусства и поэзия. Правление династии Сун заканчивается трагически – новые кочевые племена вторгаются и династия перестает существовать.
В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280—1368).
Экономическая жизнь вследствие долгого ведения войн (сорок лет войны с монголами) было в упадке. Требовали ремонта ирригационные сооружения, от которых зависело развитие сельского хозяйства. Тогда же огромная часть населения Китая стала рабами .
Несмотря на то, что монголы достаточно быстро китаизировались, недовольство их руководством только увеличивалось. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, интегрировала восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет) .
Правительство Мин реабилитировало экономическую сферу. Рабство теперь было упразднено, а налоги – уменьшены. Представители «низов» теперь обладали огромными возможностями продвигаться по лестнице иерархии. Но в конце XVI в. Наступает очередной кризис, который заканчивается драматично: в начале XVII в. небольшое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, стало нападать на Китай. Во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры постепенно очень органично стали вписаны в структуру империи Китая и их культуру. Скорее всего, это и являлось причиной того, что династия просуществовала до начала прошлого века .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Законодательно-нормативные акты
1. Закон Китайской Народной Республики «О государственных служащих». Принят на 15-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 апреля 2015 г., указом
2. Временное положение ГАУ КНР о делопроизводстве и архивном деле в государственных учреждениях; Временные правила ГАУ КНР о сроках хранения архивных материалов в действующих учреждениях. 1822.12.1956.1956. 12. 18-22.
2. Учебная и научная литература
14. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. М.: Издательство восточной литературы, 1958. 312 с.
15. Городищев Н.Н. Экономическое развитие стран Восточной и Южной Азии: современное состояние, проблемы, пути совершенствования: Сборник трудов участников региональной научно-практической конференции 25 октября 2013 г., г. Липецк) / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.В. Лаптева, канд. юрид. наук, доц. А.Д. Моисеева. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. – 232 с.
16. Гао Жуйкай. Укрепление сотрудничества Китая и России: история и перспективы / Жуйкай Гао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105764/ (дата обращения: 31.05.2024).
17. Ефимов Г.В. По новой и новейшей истории Китая. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1951. 576 с.
18. Ермакова Л.И., Хазыкова К.Б. Исторические подходы к исследованию российско-китайских отношений / Л.И. Ермакова, Хазыкова К.Б. // В собрнике: Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 98-100.
19. Ермакова Л.И., Хакунова Ж.А. Спорные вопросы в российско-китайских методологических подходах к исследованию двусторонних отношений / Л.И. Ермакова, Ж.А. Хакунова // В сборнике: Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 100-102.
20. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – 5-е изд., перераб. - М.: Норма, 2017. – 1080 с.
21. Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Институциональная эволюция экономических реформ в Китае и России: взаимный обмен опытом // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2015. - № 4. - С. 192-218.
22. Кулешова Н.С., Хао Л. Особенности трансформации экономики Китая в новых экономических условиях // Вестник ТГУ. – 2015. - Выпуск 4 (144). - С. 24-33.
23. Капица М.С. Советско-китайские отношения. М.: Госполитиздат, 1958. 424 с.
24. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Наука, 1966. 496 с.
25. Печёркина, О. В. Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект / О. В. Печёркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54221/ (дата обращения: 31.05.2024).
26. Справочник по архивному делу. Пекин: Архивное издательство, 1988. 346 с.
27. Сивинцева О.В. Эволюция экономики в КНР: формирование китайского «гибрида» // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. - 2014. - С. 278-285.
28. Симоновская Л.В. Очерки истории Китая. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1956. 424 с.
29. Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение: проблемы истории, теории и методологии. М: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. 332 с.
30. Старостин Е.В., Чудиновский В.А. Архивы и архивное дело по истории Китая. Свердловск, 1991. – 380 с.
31. Ткаченко П.Д. Мировая экономика: восточный разрез. М.: Кнорус, 2017. – 450 с.
32. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М.: Наука, 1976. 359 с.
33. Ван Шучуань. История Китая. Пекин: Издательство Китайского народного университета, 1989. 519 с.
34. Гао Пэнюнь. Организация работы с научно-техническими документами и материалами. Пекин: Архивное издательство, 1985. 198 с.
35. Чжан Шуцэ. Практический справочник по архивному делу. Пекин: Высшее образование, 1991. 325 с.