Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом при достижении целей и задач предприятия осуществляется посредством кадровой политики, то есть на основе принципов кадрового менеджмента. Кадровая политика является главным направлением в системе управления персоналом, включающей систему основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой хозяйствующего субъекта. Поэтому можно сказать, что кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения компании в эффективном управлении персоналом.
Современная рыночная экономика существенно скорректировала фундаментальные принципы и содержание кадровой политики, поэтому ее можно охарактеризовать как целенаправленную деятельность по созданию успешного трудового коллектива предприятия, который бы оптимально сочетал его цели и задачи в целом, и его сотрудников в частности.
Любая организация в условиях рыночных отношений и в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно совершенствовать свою деятельность на основе рационального использования всех видов ресурсов, находящихся в ее распоряжении, среди которых главными являются ее сотрудники, от которых зависит успешная деятельность организации, от их знаний, навыков, профессионализма и компетенций.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что кадровая политика на современном предприятии, независимо от формы собственности, является ключевым инструментом обеспечения конкурентоспособности и развития организации. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в такой системе работы с кадрами, которая позволяла бы управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры. Успешная кадровая политика дает возможность предприятию не только контролировать ситуацию, но и моделировать необходимые реорганизации структур управления, обусловленные изменениями его среды функционирования.
Объектом исследования выступает Центр Занятости Населения (ЦЗН) «Моя работа» г. Москва, в сферу деятельности которого входит трудоустройство граждан.
Предмет исследования – кадровая политика организации.
Целью исследования данной работы является изучение теоретических и практических основ кадровой политики организации, анализ состояния кадровой политики учреждения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию
Задачи исследования:
-изучить содержание, цели и задачи кадровой политики организации;
-привести классификацию кадров организации;
-рассмотреть количественных и качественных покупателей кадров;
-дать краткую общую характеристику деятельности предприятия;
-анализировать современное состояние кадровой политики учреждения;
-представить рекомендации по совершенствованию кадровой политики.
Методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как А.Д. Абрамцева, В.В. Адамчука. А.Н. Соломатина, и других авторов.
Работа состоит из введения, основной части, которая включает три главы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Содержание, цели и задачи кадровой политики организации
Под политикой организации понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в эту организацию. Важнейшей составной частью стратегии организации является ее кадровая политика, посредством которой осуществляется реализация целей и задач управления персоналом. Кадровая политика представляет собой принципы управления персоналом, которые лежат в основе конкретных локальных нормативных актов - положений, регламентов, технологий [5].
Кадровая политика представляет собой совокупность правил и норм, целей и задач, которые определяют направление и содержание работы с персоналом, через нее осуществляется их реализация, поэтому кадровую политику считают центром системы управления персоналом.
Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкование.
В широком смысле – она представляет систему сформулированных правил и норм, которые приводят человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией фирмы.
При широком понимании кадровой политики необходимо учитывать особенности реализации властных полномочий и стиля руководства в компании, что косвенно содержится в коллективном договоре и правилах внутреннего распорядка фирмы. Поэтому все мероприятия по работе с кадрами, а именно отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - могут планироваться заранее согласно стратегическим целям и текущим задачам организации.
В узком смысле кадровая политика представляет собой набор конкретных правил, нормативов, ограничений, которые реализуются в ходе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, и между работниками и организацией в целом.
Кадровая политика реализуется через кадровую работу, поэтому ее выбор связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов для ее проведения.
Рис. 1.1. Место и роль кадровой политики в стратегии
организации [4.c.67]
Необходимость разработки кадровой политики обусловлена желанием руководителей и собственников организаций расширить управленческий менеджмент более конкретной информацией о системе управления персоналом.
Цель кадровой политики организации состоит в обеспечении оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава работников согласно потребностям самой организации, требованиям действующего законодательства и состояния рынка труда [9].
На каждом предприятии определяются собственные цели кадровой политики, которые включают следующие направления:
-цели, связанные с отношениями предприятия с внешней средой: рынком труда, экологии, взаимодействием с государственными и местными органами власти, профсоюзами и прочими;
-цели, реализация которых направлена на укрепление взаимоотношений предприятия с работниками, например, их участие в управлении, изменения стиля руководства, углубление профессиональных знаний, решение социальных вопросов.
Все цели кадровой политики хозяйствующего субъекта делятся на экономические и социальные.
Экономические цели направлены на рост прибыли и снижение затрат, они служат финансовым интересам владельцев предприятия, или уже почти не отличающимся от этих интересов индивидуальным целям менеджеров, которым собственники фирм поручили руководить предприятием.
Под социальными целями следует понимать ожидания, потребности, интересы и требования сотрудников по отношению к предприятию или же те цели, реализации которых сотрудники придают особое значение. Удовлетворение социальных целей выражается индивидуально в удовлетворенности работой, обусловленной принципиальным улучшением материальных и нематериальных условий труда на предприятии [10]
При выборе кадровой политики учитываются факторы внешней и внутренней среды предприятия, такие как:
1) требования производства, стратегия развития предприятия;
2) финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом;
3) количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
4) ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
5) спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
6) требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Структура кадровой политики включает следующие элементы: подбор кадров; обучение; оплата труда; формирование кадровых процедур; социальных отношений. Однако этот перечень не является исчерпывающим, его можно дополнить, например, формирование кадрового резерва или обеспечение безопасности персонала [13].
Таким образом, кадровую политику упрощенно можно представить, как совокупность политик выполнения функций в системе управления персоналом.
1.2. Классификация кадров организации
Рыночная конкуренция изменила подходы к решению многих экономических проблем фирм, и особенно тех, которые связаны с человеком.
В концепции управления в приоритете всегда находится человек, как наивысшая ценность, поэтому все системы управления нацелены на полное и эффективное использование потенциала работника корпорации на производстве, так как наиболее полное использование профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду работников определяет качество работы трудового коллектива той или иной организации. Кадровая политика на предприятии оформляется в виде документа - приказа по предприятию, который является доступным для коллектива, его также можно разместить на официальном сайте компании, а копию приказа вместе с другими ознакомительными документами предоставляют каждому новому работнику.
На современных предприятиях работает штат сотрудников, которые соответствует определенной классификации.
Для современных организаций характерно наличие лиц, групп, которые, не являясь их персоналом, входят в кадровое пространство (поле) этих органи¬заций, заинтересованно участвуя в их эффективном функциони-ровании, куда относятся акционеры, не работающие в данной организации, совет директоров, несущий полную ответствен¬ность за ее деятельность и принятие управленческих решений, и другие группы.
Рис. 1.2. Состав трудовых ресурсов [10,c.149]
Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия, куда относятся все работники, выполняющие производственные или управленческие операции, причем понятия «персонал», «работники», «персонал» идентичны.
Основными характеристиками персонала организации явля¬ются: численность и структура (рис. 1.3).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // http://duma.gov.ru/news/55446/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 года № 230-ФЗ (в редакции от 05.12.2022 года) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/a68c2e03d7967da86ff598906972cd025196845e/
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 28.04.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197 (в ред. Федеральных законов от 14.02.2024 N 12-ФЗ, от 06.04.2024 N 70-ФЗ)// https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=468819&ysclid=lw2tqr4ni8780797541
5. Абрамцев А.Д. Организация деятельности предприятия. М.: Юнити, 2020. – 455 с.
6. Адамчук В.В. Кокин Ю.П. Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: Финстат-информ, 2019. – 390 с.
7. Бовыкин А.В. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2018. – 218 с.
8. Бобков В.Н. Управление персоналом. М.: Дело, 2019. – 196 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 2020. - 990 с.
10. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2020. – 315 с.
11. Кабушкин А.Н. Основы менеджмента, Минск БГУ, 2018. -320 с.
12. Королев О.Б. Основы кадрового менеджмента. М.: Колос, 2019. – 390 с.
13. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2019. – 455 с.
14.Лапин В.А. Основы страхового дела М.: Дело, 2020. – 310 с.
15. Одегов Ю.Г. Эффективность системы управления персоналом. – М.: Академия, 2021. – 374 с.
16. Попов С.Г. Управление персоналом. М.: Ось-89, 2018. – 275 с.
17. Хромов П.А. Менеджмент персонала. М.: Юнити, 2021. – 416 с.
18. Шакуро Э.Ф. Налоговое планирование на предприятии. М.: МГУ, 2021. – 320 с.
19. Ясенев П.Ю. Основы кадрового менеджмента. М.: Филио, 2020. – 385 с.
20. Яковлев Р.А. Оплата труда на предприятии. М.: Дело, 2022. – 410 с.