Фрагмент для ознакомления
2
Экологический туризм - это путешествия, в которых человек приобщается к природе, местной культуре и традициям. При этом делается всё, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду, сохранить природный ландшафт или даже помочь с его восстановлением.
Международные критерии экологического туризма весьма размыты. Экологический туризм, включающий многие спортивные и экстремальные виды и разновидности туризма, пешеходные, автомобильные, велосипедные и иные туры с экзотическими элементами [8,c.132].
В настоящее время выделяют четыре вида экологического туризма:
1. Научный туризм - туристскими объектами здесь выступают особо охраняемые природные территории, заповедники, заказники, национальные парки. В ходе научных экологических туров туристы участвуют в различных исследовательских экспедициях, ведут полевые наблюдения.
2. Туры истории природы - совокупность учебных, научно-культурных и туристских экскурсий, которые осуществляются по специально образованным экологическим маршрутам, главным образом такие экологические туры организуются по территориям заповедников, национальных парков, по туристским территориям и акваториям.
3. Приключенческий туризм. В него можно включить следующие туры: отдаленные регионы; краткосрочные туры на велосипедах; пешеходные маршруты по сложной местности; путешествия со значительными физическими нагрузками; путешествия на специально переоборудованных для жилья автомобилях.
Данный вид экотуризма объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, сюда также относятся следующие: альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный, горнолыжный туризм, конный туризм, дайвинг, парапланеризм. Многие из этих видов туризма появились недавно и относятся к специальному виду туризма – экстремальному.
4. Путешествия в природные заповедники и резервации, которые имеют много уникальных и экзотических природных объектов и явлений, что и привлекает множество туристов.
Основные виды экологического туризма представлены на рис.1.1.
Рисунок 1.1 - Тематика экологического туризма
Экологический туры, как следует из названия, предполагают получение туристами новых ярких и неожиданных впечатлений, подчас трудно прогнозируемых, но всегда четко проработанных организаторами, в том числе в плане техники безопасности.
Сегодня это малый, но растущий и достаточно перспективный сегмент
туристского рынка. Новые потребности туристов вызывают необходимость разработки соответствующего им турпродукта [11,c.95].
Экологический и экстремальный туризм - два достаточно близких направления туристской деятельности. Между тем, отличия весьма существенные. Экстремальный туризм можно считать одной из крайних форм экологического туризма, но он зачастую организуется туристами самостоятельно и сопряжен с серьезным риском для здоровья и жизни туристов.
Экстрим – понятие для экологического туризма относительное и зависит от опыта путешественников, квалификации гидов и что не менее важно – используемого снаряжения. Так один и тот же вело маршрут может быть экстремальным для начинающего велосипедиста и всего лишь прогулкой для чемпиона мира по велокроссу, а сплав по порожистой реке при прохождении одних и тех же водных препятствий иметь различную степень риска в зависимости от типа судна.
Для кого-то настоящим приключением являются восхождение на высочайшие вершины мира или рафтинг по Замбези, для других – сафари в Серенгети, джип-тур в Иордании с посещением древней Петры, велотур по Золотому кольцу или сплав на катамаранах по неторопливой Угре. Экологический туризм можно подразделить на экологический спорт и путешествия [13,c.82].
Экологический спорт:
- дайвинг (подводное плавание со специальным снаряжением);
- вейкбординг (комбинация водных лыж, сноуборда).
- водные лыжи (это вид водного спорта на поверхности, в котором человека тянут за лодку над водоемом, скользя по поверхности);
- серфинг (катание на волне на специальных легких досках);
- каякинг (сплав по бурной реке на каяке);
- рафтинг (спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах);
- трекинг, или пешеходный туризм;
- альпинизм (восхождение на вершины гор);
- горнолыжный отдых;
Активные путешествия:
- джипинг – это экстремальная поездка на джипах и других автомобилях высокой проходимости, которая проходит, как правило, по бездорожью;
- спелеология — комплексная наука, занимающаяся всесторонним исследованием и изучением пещер;
- спелестология (проникновение в какие-либо подземные городские
структуры, недоступные либо неинтересные для остальных);
- баллонинг, полеты на воздушном шаре - это развлекательный и соревновательный приключенческий вид спорта, связанный с полетами на воздушных шарах;
- рыбалка как вид туризма;
- туры на подводных лодках (кроме подводных лодок во многих туристских центрах используются суда с прозрачным дном);
- джайлоо-туризм - жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта;
- путешествия в районы, где пребывание человека может считаться опасным в связи с природной обстановкой по какому-либо параметру, например, путешествие к «полюсу холода», в районы с высокой степенью засушливости или туры по непроходимым таежным лесам Сибири;
- организация туров в район Чернобыльской аварии (в специальных костюмах в сопровождении специалистов с дозиметрами).
1.2. Условия развития экологического туризма
Во многих странах мира туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики и является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. Кроме того, следует подчеркнуть и роль туризма в создании большого числа новых рабочих мест.
В России до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась как второстепенная отрасль, хотя практика других стран свидетельствует об огромном потенциале данной индустрии бизнеса. Состояние туристской отрасли России без поддержки и эффективного участия со стороны государства привело к тому, что Россия, главным образом, является поставщиком туристов в другие страны, где туризм особо развит. Следствием такого состояния дел в туризме выступает отток за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма [10,c.157].
В последнее время набирает все большую популярность экологический и спортивный туризм, как направление, вовлекая все большее количество туристов. Предполагается, что в ближайшем будущем число участников спортивных туров может существенно увеличиться. Суть экологического туризма состоит в том, что он является таким видом, который стал развиваться, главным образом, в последние десятилетия. Центрами развития экологического и спортивно-оздоровительного туризма являются спортклубы туристов - так называемые турклубы. Многие туристы занимаются им самостоятельно.
В России формирование направлений экологического туризма стало составляющей общей туристической стратегии в развитии регионов. Экологические туры туристической сферы становятся важным показателем формирования положительного имиджа и инвестиционной привлекательности территории регионов.
Экологический туризм как активный отдых на природе стал развиваться в первой половине 20-го века. Само же понятие появилось в 1983 году. Так мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаллос-Ласкурейн назвал специальное направление в туризме, цель которого — популяризация и восстановление разрушенных природных комплексов [5,c.121].
Жители развитых стран ранее предпочитали пляжный отдых, путешествия по нетронутым уголкам природы, в основном заповедникам и национальным паркам. Эта тенденция продолжает набирать обороты: ежегодно растет число кемпингов и глэмпингов и популярность турпоходов.
На первый план в природно-экологическом туризме выходит единение с природой, изучение и поддержка местных культурных традиций, а также помощь в сохранении природы: от соблюдения правил посещения природных территорий до участия в волонтерских мероприятиях.
Среди первых проектов экотуризма в России - пешеходный маршрут «Кругобайкальская железная дорога».
Другие популярные территории экологического туризма в России — Алтай, Дальний Восток, Кавказ, Камчатка, Карелия, Красноярский край.
В России есть множество мест для экологического туризма, например:
1. Озеро Байкал.
2. Куршская коса.
3. Русский Север.
4. Горный Алтай.
5. Приэльбрусье.
Экологические маршруты могут быть проложены как по территории национальных парков и заповедников, так и просто по живописным природным местам. Туристы могут останавливаться у местных жителей, в простых кемпингах или в более современных и оборудованных местах отдыха [13,c.139].
Понятие экологического туризма в России несколько отличается от Европейского. Здесь он все больше приобретает экстремальный характер. Часто он ассоциируется со спортивными походами, однако, это только один из видов спортивно-оздоровительного туризма.
В нашей стране каждый может выбрать близкий для себя вид экологического туризма. Это может быть и горнолыжный спорт, и сплавы по рекам, охота или рыбалка, а также всевозможные походы (пешие, горные, лыжные) и прочее. Зачастую из-за недостаточной инфраструктуры экологический туризм в России осуществляется самодеятельно, туристы самостоятельно организуют походы в интересующие их места: в горы, восхождения на вершины, сплавы по рекам, велотреки, изучение памятных в истории мет (места сражений, проживания древних племен, и прочее) [3, c. 142].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Псковской области «О туристской деятельности в Псковской области» от 19.12.2013 г.
2. Постановление Администрации Псковской области от 28.10.2013 г. № 501 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 - 2020 годы»
3. Приказ Государственного комитета Псковской области по культуре «О создании Общественного совета по туризму при Государственном комитете Псковской области по культуре»
4. Постановление Администрации Псковской области от 17.02.2015 № 69 «О создании координационного совета по развитию детского туризма в Псковской области при Администрации области».
5. Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник. – Москва: Экзамен, 2017. – 243 с.
6. Барышников Н.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. – Москва: Финансы и статистика, 2018. – 375 с.
7. Балашова Е.А. Туристический бизнес. Как достичь безупречного сервиса. - Москва: Вершина, 2019. - 375 с.
8. Багдасарян, В. Э. История туризма: экологический туризм / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
9. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 230 с.
10. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
11. Виноградова М. В., Панина, З. И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. – Москва: Приор, 2021. - 348 с.
12. Гостиничный и туристский бизнес. Под ред. проф. Чудновского А.Д./ - Москва: ЭКМОС, 2018. – 290 с.
13. Гуляев В.Г. «Организация туристкой деятельности». - Москва: Кнорус, 2018. – 237 с.
14. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
15. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
16. Ефремов М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. Москва: Ось – 89, 2019. – 314 с.
17. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина; – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2019. — 288 с.
18. Красиков А.Н. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Москва: Приор, 2018. - 387 с.
19. Лескин Д.Л. Туристский маркетинг: теория и практика максимизации продаж. – Москва: Инфра-М, 2019. - 390 с.
20. Носырева З.А. Управление персоналом на предприятиях туристского бизнеса. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 310 с.
21. Организация и управление туристским бизнесом: Учебник / Под ред. А. Л. Лесника, А. В. Чернышева. - Москва: БЕК, 2018. Т. 2. - 485 с.
22. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов; под. ред. Ю. С. Путрика. - Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
23. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
24. Скобцев С.Д. Маркетинг и продажа в туристском бизнесе: Учебно-практическое пособие. - Москва: Юристъ. 2019. - 224 с.
25. Стахова Л.В Основы туризма : учебник для вузов / Л. В. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 327 с. — (Высшее образование). // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519853 (дата обращения: 01.10.2023).
26. Феоктистов В.В. – Туризм. /В.В.Феоктистов. – Москва: Финансы и статистика, 2021.-659 с.
27. Филимонов Г.Е., Шмелева Н.Я. Экономика и организация в туризме. – Москва: Финансы и статистика, 2020. – 233 с.
28. Хлеборобов С.П. Руководство персоналом как разновидность власти. - Москва: Академия, 2019. – 340 с.
29. Черных Н.А. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов /Н.А. Черных. – Москва: Кнорус, 2019. – 324 с.
30. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. /А.Д. Чудновский. - Москва: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2019. – 168 с.
31. Чеботарь, Ю.М. Туристический бизнес / Ю. М. Чеботарь. – Москва: Аспект Пресс, 2018. – 123 с.
32. Чукавин В.Р. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. - Москва: Академия, 2019. -168 с.
33. Шаповал, Г. Ф. История туризма./ Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперспектива, 2019. - 237 с..
34. Шимова Ю.Б. Туристский бизнес. Москва: БЕК, 2020. - 215 с.
35. Цыплаков Э.А. Основы маркетинга: Учебное пособие для вузов. –Москва: Норма, 2018. – 446 с.
36. Юрков В.Н. Менеджмент в туризме. – Москва: Финансы и статистика, 2019. – 396 с.
37. Яблоков А.П. Правовое регулирование международного туризма. [Текст] : учеб. пособие /А.П. Яблоков. –СПб.: Питер, 2019. – 119 с.
Электронные ресурсы:
38.Оздоровительно-спортивный комплекс [Электронный ресурс]: http://oskomplex.ru/services/baza-otdykha-volna/baza-otdykha-volna
39.www.yandex.ru
40. www. world-tourism. Org
41. www. turizm. ru - российская туристская газета.