Фрагмент для ознакомления
2
Проблема формирования правильной осанки у младших школьников занимает центральное место в системе физического воспитания и оздоровления детей. По данным НИИ физиологии ребенка и подростков РАН, у 79,8% учащихся с первого по десятый класс наблюдались нарушения осанки, преимущественно нестабильного функционального характера [11]. По данным Института гигиены и профилактики детских болезней ведущее место в структуре патологических поражений у детей школьного возраста занимают опорно-двигательный аппарат и соединительные ткани: позвоночник, плоскостопие и др.
В соответствии с требованиями «Программы физического воспитания учащихся I-XI классов» занятия по физическому воспитанию учащихся I-IV классов заключаются в совершенствовании осанки, а в V-IX классах - в совершенствовании навыков правильной осанки. В то же время многие специалисты в области физического воспитания обращают внимание на оздоровительные формы физического воспитания с целью развития осанки учащихся. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия физической культурой и занятия специальной коррекционной гимнастикой по своему содержанию связаны с воздействием на процессы роста и развития организма школьников. Однако в практической деятельности педагоги часто не уделяют внимания формированию правильной осанки у школьников, особенно в средних и старших классах.
Осанка – это нормальное положение тела в пространстве, которое объясняется позиционными, конституциональными и наследственными факторами, зависящими от мышечного тонуса, состояния связочного аппарата и тяжести физиологических изгибов позвоночника [6].
Правильная осанка – один из главных признаков гармонично развитого человека, внешнее проявление его физической красоты и здоровья.
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможно только при соблюдении правильной осанки. Правильное положение определяется следующими признаками:
- вертикальное положение головы, подбородок приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и уха.
-шейно – плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и над плечом, схожи.
-плечи находятся на одном уровне, немного опущены и разведены, грудная и клетка симметрично и немного выступает, живот подтянут, лопатки придавлены к телу, расположены в одной горизонтальной линий [5].
В правильной осанке плечи ребенка расположены горизонтально, лопатки сжаты сзади, а не вперед.
В.Н. Вавилова считает, что осанка – это нормальное положение тела человека в процессе стояния. Осанка определяется положением головы, плечевого пояса, позвоночника, формой груди и живота и голеней [4].
В соответствии с А.П. Горкиной, осанка – это основное удобное положение тела, которое человек сохраняет во время отдыха и движения. Как правило, позвоночник имеет равномерные физиологические изгибы (спереди в брюшном и поясничном отделах, сзади в грудном и крестцовом отделах), голова расположена вертикально, верхняя и нижняя части симметричны, лопатки плотно прилегает к груди. При нарушении этого взаимодействия частей тела возникает плохая осанка (плоская спина, сколиоз и т. д.). Плохая осанка часто обратима и может быть исправлена с помощью ЛФК, корректирующих устройств (корсетов, ремней) и массажа [6].
Физиологические изломы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшено, перед грудной клеткой видна наружная поверхность брюшной стенки. Правая и левая половины тела симметричны. Остистые отростки находятся на средней линии, ноги прямые, плечи низкие и ровные. Грудь симметрична, у девочек и мальчиков соски симметричны и расположены на одном уровне. Треугольники талии, различия между руками и туловищем хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, прилегает к груди. Хорошо выражены физиологические изломы, поясничный лордоз у девочек и грудной кифоз у мальчиков [10].
2.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, влияющие на формирование осанки
В младшем школьном возрасте осуществляется совершенствование всех систем организма.
Развитие физической формы учащихся начальной школы значительно отличается от развития старших учащихся.
В этом возрасте ткани продолжают формироваться, и они все еще растут. Хотя темпы роста в длину замедляются по сравнению с предыдущим периодом, масса тела увеличивается. Каждый год рост увеличивается на 4-5 см, а вес - на 2-2,5 кг. Объем грудной клетки заметно увеличивается и приобретает форму конуса, направленного вверх. Благодаря этому емкость легких увеличивается. В среднем, у мальчиков в возрасте 7 лет емкость легких составляет 1400 мл, у девочек - 1200 мл [2].
У мальчиков в возрасте 12 лет емкость легких достигает 2200 мл, у девочек такого же возраста - 2000 мл. Ежегодное увеличение емкости легких составляет 160 мл как у детей мужского, так и женского пола.
Однако функция дыхания все еще недостаточно совершенна: из-за слабости мышц дыхания, дыхание детей этого возраста относительно поверхностное и учащенное; выдыхаемый воздух содержит только 2% углекислого газа (взрослые содержат 4%).
Это означает, что дыхательная система детей работает менее эффективно. В сравнении со старшими детьми или взрослыми, они поглощают меньше кислорода (около 2%) по объему проветриваемого воздуха.
Опоздание и проблемы с дыханием у детей во время физической активности приводят к быстрому снижению уровня кислорода в крови (гипоксемии). Поэтому важно научить детей правильно дышать во время занятий и синхронизировать дыхание с движениями тела. Это одна из основных целей занятий с детьми школьного возраста.
Дыхательная система тесно связана со системой кровообращения. Кровеносная система поддерживает уровень обмена веществ в тканях, которые включают газообмен.
Иначе говоря, кровь доставляет питательные вещества и кислород во все клетки нашего организма, а также удаляет оттуда важные продукты. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с увеличением массы тела. Вес сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на каждый 1 кг общей массы тела. Однако пульс остается учащенным и составляет 84-90 ударов в минуту (у взрослых - 70-72 удара в минуту). Из-за быстрого кровообращения кровообращение органов у детей почти вдвое больше, чем у взрослых. Высокий уровень обменных процессов у детей также связан с большим количеством крови по отношению к массе тела: 9% по сравнению с 7-8% у взрослых [10].
Сердце у младшего школьника лучше справляется с работой, поскольку просвет артерий в этом возрасте относительно больше.
Артериальное давление у детей обычно немного ниже, чем у взрослых. В 7-8 лет оно составляет 99/64 мм рт. ст., а в 9-12 лет - 105/70 мм рт. ст. Во время интенсивных мышечных нагрузок сердце детей сокращается заметно чаще, обычно более 200 ударов в минуту.
После соревнований, сопровождающихся сильным эмоциональным возбуждением, пульс еще больше повышается - до 270 ударов в минуту.
Основной чертой данного периода является повышенная возбудимость сердца, в результате которой возникает аритмия под влиянием разнообразных факторов. Регулярные тренировки, как правило, способствуют улучшению функционирования кардиоваскулярной системы и повышению физических возможностей детей младшего школьного возраста.
Выживаемость организма, включая двигательную активность, обеспечивается обменом веществ. Углеводы, жиры и белки расщепляются в результате окислительных процессов, обеспечивая необходимую энергию для нормального функционирования организма.
Выделение тепла, рост и мышечная активность требуют значительных энергетических затрат. Для таких издержек требуется интенсивность окислительных процессов. У детей младшего школьного возраста относительно низкая способность работать в условиях анаэробной активности (нехватка кислорода). Занятия спортом и участие в соревнованиях требуют от юношей гораздо больше энергии, чем от старшеклассников и взрослых [10].
Поэтому при организации уроков со школьниками младшего возраста необходимо учитывать высокие энергетические расходы, связанные с ростом организма и высоким уровнем обмена веществ. Дети должны получать достаточное количество энергии для "развивающих" процессов, терморегуляции и физической активности.
Регулярные физические упражнения способствуют более эффективному протеканию "развивающих" процессов, что положительно сказывается на физическом развитии детей.
Однако позитивное влияние на обмен веществ оказывают только оптимальные нагрузки. Исключительно интенсивная работа или недостаток отдыха могут нарушить обмен веществ, замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому тренер должен придавать большое значение планированию рабочей нагрузки и составлению расписания занятий для учащихся младшего возраста.
Формирование органов двигательной системы - костей, мышц, сухожилий и связок - играет значительную роль в процессе развития детского организма.
Развитие осанки на разных возрастных этапах уникальны. Для детей дошкольного возраста недостаточно объяснен переход линии груди к животу на 1-2 см, а также физиологические изгибы позвоночника. Положение школьников обычно показывают физиологические изгибы позвоночника: голова слегка выдвинута вперед, угол наклона таза у девочек у мальчиков 28, у девочек 31 [8].
У детей младшего школьного возраста мышцы все еще слабы, особенно спина, и не способны долго поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища неэффективно удерживают позвоночник в покойных позах. Кости скелета, особенно позвоночника, обладают высокой гибкостью [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамишвили Г. А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / Г.А, Абрамишвили, В. Ю. Карпов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2014. – №. 11 (117).- С.7-12.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер-М. : Академия, 2012. - 416 с.
3. Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе / Г.П.Болонов.-М.: Сфера, 2005.-128 с.
4. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – Москва, 2008. – 512 с.
5. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей : учебное пособие / В.К. Велитченко. – Москва : ФиС, 1999. – 345 с.
6. Гришин, Т.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах / Т.В. Гришин, С.В. Никитин. – Москва, 2000. – № 3. – С. 38-42
7. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебник для вузов / Г.В. Гуровец, В.И. Селиверстов . - М.: ВЛАДОС, 2013. - 433 с.
8. Демидова И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников / И. В. Демидова // Молодой ученый [Электронный ресурс]. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/299/67773/, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
9. Зациорский В.М. Исследование взаимосвязи между физическими качествами. Теория и практика физ. культуры [Текст] / В.М. Зациорский, Н.Г. Кулик, Ю.И. Смирнов. -Москва, 1969. - с. 28-33.
10. Калб, Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб. – Тула, 2001. – 420 с.
11. Котешева, И.К.Оздоровительная методика при сколиозе : учебное пособие / И.К. Котешева. – Москва : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
12. Лях В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2006. – № 2. – С. 2 – 6.
13. Методика преподавания физической культуры / Сост. А.А. Кожемов и А.Н. Коноплева. - Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2005. - 108 с.
14. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.А. Бойнович. – М.: Детство-Пресс, 2014.
15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] : 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 256 с.
16. Педагогика физической культуры: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семенова, С. Н. Бекасовой. - М.: КноРус, 2012. - 319 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
18. Федотова, Т.Д. Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте : учебное пособие / Т.Д. Федотова, В.С. Пайданов. – Москва, 2018. – 280 с.
19. ФЗ от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российском Федерации» // Российская газета. - 2007. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2007/12/08/sport-doc.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.