Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение к ребенку играют важнейшую роль в жизни каждого человека, чувства, которые окрашивают детско-родительские отношения особенные, отличные от других эмоциональных связей. Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания самой жизни ребенка и потребность в родительской любви – это действительно жизненная необходимость для каждого человека, на определенном этапе. Любовь ребёнка, в свою очередь безусловна и безгранична, и, если в первый год жизни она обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то в юности, родительская любовь в большей степени становится функцией социального поддержание и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира человека, не смотря на активное формирование личностной идентичности и потребность в сепарации.
Семья – первичный институт социализации. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Основы и потенциал благополучного состояния закладываются именно в детско-родительских отношениях и достаточно значимым периодом этого становления является юность, когда личность активно входит в социум; определяясь профессионально, выстраивая социальные связи и Я-Образ, закрепляя ключевые отношения личности. Благоприятные детско-родительские отношения, основанные на любви и повседневном гармоничном общении, становятся источником и гарантией психологического благополучия человека и поддержания его телесного и психологического здоровья.
По мнению ряда ученых, как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С.Выготский, М.Р. Гинзбург, Н.И.Сарджвеладзе, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д. Эльконин, О.В. Кузнецова, Н.И. Колесникова и др.), юношеский возраст во многом характеризуется тем, что в данный период жизни, значимо изменяется отношение личности к окружающему миру и к самому себе. Личность приобщается к новым социальным условиям, которые требуют установления конструктивных и позитивных отношений с другими людьми (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С.Мухина, О.В.Хухлаева, Э.Эриксон), к способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и самим собой (В.С.Мухина) и т.д. Юноше важно двигаться и адаптироваться в социально-личностном развитии с опорой на мнение и поддержку значимых взрослых, которая опосредует особенности психологического благополучия личности на данном этапе и в дальнейшем.
Как любая крайность, и отвержение и слияние, включающее личность в отношения созависимости в детско-родительских отношениях являются крайне неблагоприятными тенденциями в отношении ее формирования. Зачастую, для выхода из неблагоприятного сценария детско-родительских отношений, требуется профессиональная помощь психолога, потребность в которой может стать очевидной на этапе юношеского возраста, когда проблемы, ранее нивелированные, провоцируют переход в острую стадию кризиса. Таким образом, проблему исследования составляет поиск эффективных путей диагностики коррекции детско-родительских отношений.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений».
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: детско-родительские отношения как фактор становления личности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что особенности детско-родительских отношений оказывают значимое влияние на становление личности: неблагополучные детско-родительские отношения (инфантилизация, отвержение, эмоциональная отдаленность, строгость, авторитарность в воспитании) способствует появлению тревожности, снижению самооценки.
Цель исследования: изучение направлений диагностики и коррекции детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие и виды детско-родительских отношений.
2) Описать детско-родительские отношения как фактор становления личности.
3) Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений и выявить направления коррекции.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение, сравнение и систематизация, моделирование.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографический список, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие и виды детско-родительских отношений
В межличностных отношениях М.И. Лисина выделяет три значимых компонента – отношение к себе, отношение к «Другому» и отношение к предметному миру. Автор также подчеркивает, что наиболее полное представление о себе складывается у индивида во взаимоотношениях с другими людьми, с помощью получения обратной связи, взаимодействия в социуме, в котором каждый из нас, отражается как в зеркале[16].
В целом в отечественной психологической школе межличностные отношения рассматриваются как часть сложного комплекса отношений личности к различным сторонам действительности. Они имеют субъективную значимость, наполнены эмоциональными и когнитивными представлениями людьми друг друга, в которых отражается внутренне состояние строящих данные репрезентации. Межличностные отношения имеют двустороннюю природу и следующие характеристики: уровень совместимости, взаимовлияние, понимание друг друга, возможность работать совместно (срабатываемость), полюс отношения к партнеру[8].
Система внутренних отношений личности имеет в своей основе опыт межличностных отношений индивида, который может быть положительным, либо отрицательным. Первичными и базовыми для личности становятся отношения с родителями. На основе полученного опыта в детско-родительской триаде / диаде строятся такие личностные образования, как самооценка, образ Я, значимая часть идентичности личности и др. Самоотношение в детстве становится результатом отношения к ребенку значимых взрослых, а самооценка строится на основе оценки ребенка взрослыми, как отмечают отечественные авторы (Б.Г. Ананьев, А.И. Захаров, В.В. Столин) [1]. Отношения в родительской семье является базовым образованием, на котором личность формирует общую установку к миру социальных отношений и собственного «Я» [17].
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений обращаются многие авторы, (А.Спиваковская, А.Захаров, Ю.Б.Гиппенрейтер, М. Буянов, З.Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фрамм, Р.Снайдер и др.). При этом, несмотря на большой интерес к данной проблеме содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено, подчеркивают Икрянникова Т.Н., Скворцова О.В. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить два подхода к понятию детско-родительских отношений.
В первом подходе эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (З. Матейчек, А. Фрамм, Ю. Гиппенрейтер).
Второй подход определяет детско-родительские отношения как подструктуру семейных отношений, включающую в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношений ребенка к родителям (А. И. Захаров, А. Я. Варга, Н. И. Буянов, О. А. Карабанова, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская и др.) [11]. Различия в подходах, очевидно, оказывают влияние и на становление концепций влияния детско-родительских отношений на личность ребенка.
А.Я.Варга, рассматривая детско-родительские отношения на теоретическом и прикладном уровне. Автор выделяет эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты детско-родительских отношений и их влияния. Комплексное детско-родительское отношение представляет собой комплексную многоаспектную систему в которой выстраиваются коммуникативные конструкты, реализующиеся во взаимодействие со своим ребенком [10]. Кроме того, родители уникальным образом воспринимают, интерпретируют и понимают своего ребенка, «видят» либо «не видят» его.
В целом, детско-родительские отношения – феномен, который включает три комплексных компонента, на основе сочетания которых можно говорить об определённом типе детско-родительских отношений:
1)принятие-отвержение ребёнка;
2)близость и контакт и выраженность его в детско-родительских отношениях и
3)формы контроля /оценки поведения [11].
Немаловажным в науке принимается и вопрос теоретического и прикладного исследования «родителей из группы риска», потенциально «девиантных» матерей: с нарушенной идентичностью, имеющих травматичный опыт и другими факторами, определяющие неадекватное взаимодействие с ребенком и имеющих риск негативным образом повлиять на развитие ребенка (A.A.Бодалев, Г.Т. Хоментаускас, Л.Л.Баз, Г.В.Скобло и др.). Также, разрабатываются и исследуются факторы благоприятного воздействия на развитие ребенка со стороны матери (Е.И.Исенина, Е.В. Попцова, H.H. Авдеева, O.A. Копыл, Г.Г. Филиппова, Фролова С.В. и др.) [12; 40; 43; 45].
При рассмотрении детско-родительских отношений важным является понятие социальной роли ребенка в семье. Роли могут быть различными, и их содержание будет определяться потребностями родителей, которые ребёнок удовлетворяет. Реализуемых через ребёнка потребностей может быть целый спектр. Приведем несколько примеров: ребёнок может компенсировать неудовлетворенность супружеских отношений он будет выступать средством для усиления роли и/или своей позиции в семье одного из родителей; ребёнок может быть символом, знаком социального благополучия («у нас всё как у людей»); ребёнок может рассматриваться как элемент, связывающий семью и объединяющий ее, но только деструктивно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Андрушко Т.А. Создание психологического комфорта в процессе адаптации студентов – первокурсников // Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Л. Воротникова. — Саратов: Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, 2013. — 540 с. С. 312-318.
3. Андикян Б. Д. Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте / Б. Д. Андикян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60988/ (дата обращения: 26.02.2021).
4. Алмазова, О.В., Дзукаева, В.П., Садовникова, Т.Ю. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // О.В. Алмазова, В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова. Знание. Понимание. Умение. Проблемы педагогики и психологии. -2015. -№2. -С. 277-290.
5. Базарова Е.Б. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.). — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, 2020. — 280 с. С.32-37.
6. Базарова Е.Б. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.). — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, 2020. — 280 с. С.32-37.
7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.
8. Варга, А. Я. Сепарация. Что это и зачем она нужна? [Электронный ресурс] / А.Я. Варга. Режим доступа: https://psynavigator.ru/publikacii/187
9. Винникотт Д. Ребенок, семья и внешний мир. Пер. О. Шиловой. — СПб.: Питер, 2019. — 272 с.
10. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2009. - 182 с.
11. Вартанян Г.А., Горбатов С.В. Детско-родительские отношения как фактор формирования неэффективных копинг-стратегий у подростков с отклоняющимся поведением // // VI-ая Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи»: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. - 1387 с. - С.973-997.
12. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 137 с.
13. Дитюк А.А. Влияние психологической сепарации на социальную адаптацию личности. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки). – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2018. – 353 с.
14. Дьякова Н.К. Влияние особенностей переживания родителями нормативных семейных кризисов на психоэмоциональное состояние ребенка // Молодой ученый. – 2022. — № 48 (443). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97103/ (дата обращения: 10.02.2024).
15. Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте. – Дисс. канд.психол. наук. – МГУ. Москва. 2016. – 263 с.
16. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
17. Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности //Психологический журнал. – №1, 2002. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/transformaciya-otnosheniy-privyazannosti-v-yunosti
18. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1988. – 300 с.
19. Кон И.С. Социологическая психология: монография / И.С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 c.
20. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. – 112 с.
21. Кляйн М. Детский психоанализ. – СПб.: Питер, 2020. – 368 с.
22. Килборн Б. Травма, стыд и страдание. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2019. – 334 с.
23. Кори Ж.-Ли Мамина нелюбовь. – М.: Бомбора, 2021. – 400 с.
24. Козлова Е.А. Ранние предикторы психологического благополучия детей: лонгитюдное исследование: автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Е.А. Козлова. – Новосибирск, 2018. – 25 с.
25. Лангмейер, Й., Матейчик, З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.
26. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Монография. — М.: Академический проект, 2020. — 338 с.
27. Малер, М., Мак-Девитт Дж. Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Психологическая хрестоматия. Классические труды. – М.: Геррус, 2005.
28. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с.
29. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 2018. – 304 с.
30. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
31. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
32. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Щербинина Л.П. Привязанность, самоотношение и мотивация достижения в юношеском возрасте // ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК, №2-3, 2006. – С. 206-212.
33. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации Дисс. канд. Психол. наук. – Государственный университет управления. Москва. 2014. – 213 с.
34. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
35. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен. – дисс.канд.психол.наук. – М., 2006
36. Старшенбаум Г.В. Самая полная энциклопедия психотерапевта. Клиническая психология. – М.: Медкнига, 2020. — 480 с.
37. Селигман М., Дарлинг Р.Д. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. – М.:Теревинф, 2021. – 368 с.
38. Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2023. – 224 с.
39. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
40. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка // Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО; Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2004. – 22 с.
41. Херманн И. Психология цепляния и отрыва. - Ижевск: ERGO, 2012. - 80 с.
42. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
43. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 270 с.
44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
45. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб. и др. : Питер, 2010. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/v-ustickis/psihologiya-i-psihoterapiya-semi-181642/
46. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. – 336 с.
47. Bowen, M., Kerr. M.E. The Emotional System in Family Evaluation. N-Y: Norton and Company, 1988.
48. Hoffman .A. Psychological separation of late adolescents from their parents / J. A. Hoffman // Journal of Counseling Psychology. – 1984. – № 31. – P. 170.