Фрагмент для ознакомления
2
Исследования Р.М. Боскис, А.И. Дьячкова, Т.А. Григорьевой, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Е.Г. Речицкой и других показали, что потеря слуха, задержка и своеобразие формирование речи создают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. У детей с нарушенным слухом появляются трудности в мысленном оперировании образами и в их преобразовании .
В исследованиях Г.Л. Выгодской, А.А. Катаевой, Т.И. Обуховой, Ж.И. Шиф и др. показано, что сенсорная депривация, дефицит эмоционального общения, качественное своеобразие психических процессов, недостаточность представлений о явлениях окружающего мира отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности детей с нарушениями слуха, которые тесно связаны с формированием изобразительных умений .
Л. С. Выготский отмечал положительное влияние искусства на развитие ребенка с проблемами, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в творческом развитии аномальных детей в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) .
Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
При взаимосвязи обучения и творчества, по мнению Т.С. Комаровой , ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (педагог подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, на связывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта.
Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает педагог.
Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Изобразительная деятельность напрямую зависит от богатства и разнообразия пережитых человеком ситуаций и связанных с ними эмоций.
Следовательно, необходимо расширять опыт ребенка, для того, чтобы создать достаточно прочные основы в его творческой деятельности. Чем больше он увидел, услышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая деятельность.
X. Рид (1943) и Е. Крамер (1958, 1971) показывали возможность использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова в своих работах отмечают, что художественная деятельность детей способствует их сенсорному развитию, развивает способности различать цвет, форму, приводит его к восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание различных видов искусства.
Большие возможности изобразительной деятельности для развития познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, формирования и совершенствования его речи, слухо-зрительного восприятия подтверждают работы М. Ю. Pay .
Один из наиболее доступных видов работы в младшем школьном возрасте является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается индивидуальный продукт деятельности. Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, устанавливает положительные отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных возрастных этапах.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным развитием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих.
Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен и т. д.) повышает самооценку ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи - адаптации ребенка посредством художественной деятельности.
Но принимая во внимание определенный уровень восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, запаса представлений и др., можно говорить о том, что у детей с нарушенным слухом становление изобразительной деятельности отстает в своем развитии от нормально слышащих детей, либо имеет качественное своеобразие . У детей данной категории отмечаются: позднее становление и обедненность содержания предметного рисунка, большое количество стереотипных изображений.
Ребенку мешает выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия несформированность графических навыков и умений. Зачастую у младших школьников не сформировано умение рисовать с натуры: дети не умеют рассматривать и обследовать предмет с целью его изображения, не получают достаточно полных и точных представлений о нем. Они чаще руководствуются не наблюдениями, а стереотипным способом изображения данного предмета. Из-за этого школьники не видят общую форму предмета, не определяют его пропорции, не понимают особенности его строения. Все это ведет к тому, что предметные изображения слабослышащих детей напоминают схематический рисунок с упрощенной передачей формы.
Полноценное восприятие мира слабослышащим младшим школьником имеет свои особенности. По мнению Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшковой, зрительное восприятие детей с нарушенным слухом развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих детей. Но частичное отсутствие слуховых ощущений и восприятий, замедленное овладение словесной речью создают особые условия развития зрительного восприятия слабослышащих. Так как слово, которое не получает наглядной опоры, плохо запоминается.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика Учебник для студентов: Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2019.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество. – Спб.: Союз, 1997
3. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учеб. пособ. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / И.А. Грошенков. – М.: Просвещение, 1982.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2007.
5. Дмитриева Е. Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста. – М.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, 1990.
6. Езикеева В.А. Художественное воспитание средствами изобразительного искусства // Художественное воспитание в детском саду/ Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева и др. – М.: Учпедгиз, 1957.
7. Зыкова Т.С., Зыкова М.А, Носкова Л.П. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений первого вида. – М.: Просвещение, 2003.
8. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006.
9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
10. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1970.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
12. Лукашова А. А. Формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник// Современные проблемы дошкольного образования: - М., 1996.
13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. – М., 1982.
14. Медведева, Е.А., И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 248 с.
15. Обухова Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993
16. Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха. – М., 1999.
17. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС. 2014
18. Соловьев И.М., Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. Психология глухих детей. – М.: Советский спорт, 2019.