Фрагмент для ознакомления
2
Развитие политической сферы в обществе оказывает важное воздействие на изменения в политической системе . Изменения могут включать в себя переход от недемократического режима к демократии, замену политической элиты и другие изменения. Политические события и их структура постоянно изменяются, а отношения и связи между ними также подвержены постоянным изменениям. Данные изменения обычно характеризуются как общее движение вперед в политических событиях и могут быть связаны с формированием новых элементов в политических отношениях.
Политическое развитие является сложным и многомерным процессом, в котором взаимодействие различных политических сил приводит к изменениям в политическом поведении, политической культуре и политической системе. В рамках стабильных политических процессов часто применяется линейная модель развития, которая опирается на известные модели, такие как социализм, либерализм и консерватизм. Например, марксистская модель развития системы власти предполагает коллективное владение средствами производства, в то время как либералы придают большое значение правам человека и ограничению власти государства в отношении гражданского общества. Консерваторы подчеркивают моральные стимулы, сохранение традиций и норм организации общества.
Использование таких концептуальных моделей при развитии политических режимов позволяет анализировать преимущества политической модернизации. Тем не менее, незавершенные политические процессы могут затруднить применение этих моделей и даже противостоять им. Например, институционализация демократических процедур и расширение плюрализма могут привести к деспотизму и потере общего направления в управлении обществом, а также к другим негативным последствиям.
Необходимо подчеркнуть, что начало XXI века свидетельствует о глубоких трансформациях в технологической, социальной и политической сферах по всему миру, что представляет собой период перехода к новому мировому порядку. Поэтому при разработке и реализации реалистичной и адекватной политики развития необходимо учитывать выраженную нелинейность и турбулентность современного политического развития как в национальных, так и в международных контекстах. Нелинейная природа развития социально-политических систем включает в себя несколько важных аспектов: во-первых, существование ключевых точек изменения в политической траектории, в которых меняется направление политического развития; во-вторых, наличие возможности для разнообразных траекторий развития системы; в-третьих, эволюция сложных структур изначально малых флуктуаций и хаоса.
Строителей политической теории и исследователей, работающих в области политического развития, часто ускользает важность нелинейности, масштабов и глубины сдвигов, происходящих в современной политике, особенно если эти явления не соответствуют установившейся линейной, прогрессивной парадигме с западоцентричной ориентацией. Однако выход за рамки этой парадигмы позволяет выявить множество критических точек в глобальном, региональном и национальном политическом развитии, частота которых увеличивается ближе к настоящему моменту . Эти явления свидетельствуют о приближении переломного и переходного периода в мировом политическом развитии.
Особые точки изменения, связанные с изменением тренда в политической динамике России и мировых актеров, проявляются в периоды нестабильности развития и служат наглядными примерами нелинейной политической и социально-экономической эволюции на Западе, в России и в других странах в конце XX - начале XXI века. Особое внимание к анализу динамики социальных систем вблизи этих ключевых точек обусловлено потребностью разработки адекватной и реалистичной политики развития в периоды, когда меняются характер и структура международных отношений.
Исторический опыт подтверждает необходимость точного определения целей и разработки общего плана развития для успешной политики, учитывая интересы государства или крупных социальных групп. Этот план должен сначала получить поддержку активной меньшинством и затем большинством общества. Следует отметить, что для успешной реализации политики развития необходимо не только наличие значительных человеческих, природных и экономических ресурсов, но и их целенаправленная концентрация и мобилизация. Если субъекты, такие как государство, корпорации, социальные группы или сообщества, не способны обеспечить такую концентрацию и мобилизацию ресурсов, то цели и задачи политики развития могут оставаться невыполненными или выполняться с большими затратами и ошибками, что наблюдается во многих случаях в постсоветской России.
На сегодняшний день политические элиты или правящая элита играют ключевую роль в завоевании и удержании власти в различных сферах политического процесса . Они имеют прямой доступ к властным ресурсам и принимают легитимные решения. Важным является определение стратегии и взаимоотношений правящей элиты с другими участниками политического процесса, что содействует легитимности власти. Политическая практика свидетельствует, что политическая элита применяет различные методы и средства удержания власти, влияя на длительность ее пребывания у власти. Успех правящей элиты также зависит от ее способности формировать политические взгляды, идеалы и настроения в обществе и влиять на их отношение к элите и принимаемым политическим решениям.
Политическое сознание субъектов политики, в значительной степени, выражается через их политическую активность и определяет политическую систему, типы политического процесса и политический режим. Можно предполагать, что результат политической деятельности субъекта политики, особенно правящей элиты, может быть причиной формирования и развития политического сознания в обществе, в зависимости от характера и результатов этой деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
I. Источники
1. Helsinki Final Act, 1975 // Office of the Historian, Foreign Service Institute United States Department of State [Электронный ресурс] – URL: https://history.state.gov/milestones/1969-1976/helsinki (дата обращения: 15.05.2024)
2. 1969–1976: The Presidencies of Richard M. Nixon and Gerald R. Ford // Office of the Historian, Foreign Service Institute United States Department of State [Электронный ресурс] – URL: https://history.state.gov/milestones/1969-1976/foreword (дата обращения: 15.05.2024)
3. Exhibit: Nixon and Watergate // National Archives and Records Administration [Электронный ресурс] – URL: https://www.archives.gov/exhibits/american_originals/nixon.html (дата обращения: 15.05.2024)
4. Watergate // FBI [Электронный ресурс] – URL: https://www.fbi.gov/history/famous-cases/watergate (дата обращения: 15.05.2024)
5. Watergate and the Constitution // The U.S. National Archives and Records Administration [Электронный ресурс] – URL: https://www.archives.gov/education/lessons/watergate-constitution (дата обращения: 15.05.2024)
II. Монографии и статьи на русском языке
6. Атажанова А.А. Об определении понятия «политическая система» // Юность и знания - гарантия успеха -2020: сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции: в 3 томах, Курск, 17–18 сентября 2020 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 264-266.
7. Высокова В.В., Киселев М.А. Государственно-политическое развитие // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2022. – С. 24-38.
8. Гаджалыев Э. Б. о. Политическое развитие и политическая модернизация // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1(20). – С. 38-41.
9. Даулетова З.М. Классификации политических систем // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 2-1(41). – С. 138-140.
10. Дундуков М.Ю. Разведка США в 70-е годы XX века: эпоха скандалов и реформ // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 9(117). – С. 93-96.
11. Пантин В.И. Политическое развитие и политика развития: тенденции, вызовы, перспективы // История и современность. – 2018. – № 3(29). – С. 32-50.
12. Сангинов К.Х. Политическая деятельность как фактор развития политического сознания: теоретический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. – № 2. – С. 187-192.
13. Ситников Е.С. Понятие политической системы общества // NovaUm.Ru. – 2016. – № 1. – С. 20-23.
14. Станкевич А.М., Наумов В.В. Определение основных подходов к пониманию понятия политической системы общества // Проблемы экономики и информатизации образования. – 2017. – С. 295-300.
15. Троицкий И.А. Проблема импичмента в США на примере Уотергейтского скандала // Сlio-science: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. – 2020. – С. 207-212.
16. Уткин А.В. Развитие института президентской власти в США в конце XX века // Cовременная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2019. – С. 25-28.
17. Шамаров В.М. Политическая система общества: понятие, институциональные основы, классификация категории // Военное право. – 2020. – № 6(64). – С. 57-67.
IV. Монографии и статьи на иностранном языке
18. Berger S., Tausanovitch A. Lessons From Watergate Preparing for Post-Trump Reforms // Center for American Progress. – 2018. – P. 1-20.
19. Chouinard K. The Watergate Scandal and Its Aftermath // Journal of Political Sciences & Public Affairs. – 2017. – P. 1-3.
20. Invernizzi G. Political Scandals // Columbia University. – 2015. – P. 1-25.
V. Электронные ресурсы
21. Perlstein R. Watergate scandal [Электронный ресурс] – URL: https://www.britannica.com/event/Watergate-Scandal/Watergate-trial-and-aftermath (дата обращения: 15.05.2024)
22. The Impact of the Watergate Crisis [Электронный ресурс] – URL: https://courses.lumenlearning.com/wm-ushistory2/chapter/the-impact-of-the-watergate-crisis/ (дата обращения: 15.05.2024)