Фрагмент для ознакомления
2
Одним из традиционных источников духовно-нравственного развития является патриотизм.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [10, 41].
Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, и это развитие социальной педагогики, отражающее постоянное позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество [1, 109].
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя:
1) чувство привязанности к местам, где находится человек, родился и вырос;
2) относиться с уважением к языку своего народа;
3) заботиться об интересах Родины;
4) Осознавать свой долг перед Родиной, защищать ее честь и достоинство, свободу и независимость (защищать Родину);
5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6) социальная и культурная гордость
7) Гордитесь своей Родиной, символами государства, своим народом;
8) уважайте Отношение к историческому прошлому, народу, обычаям и обычаям Родины;
9) ответственность с целью посвятить свое будущее, свой труд, свой талант судьбе Родины и своего народа
10) Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [6, 48].
Иное предположение высказывает И.Ф. Харламов. Автор рассматривает патриотизм как взаимосвязанный набор моральных чувств и поведенческих характеристик. Он предполагает любовь к Родине, активную работу на благо Родины, стремление к труду и его приумножение обращайте внимание на народные обычаи, обращайте внимание на исторические памятники и традиции своего родного города, проявляйте любовь и привязанность к своему родному городу, желание укрепить честь и достоинство Родины, желание быть готовым защитить его, это проявление воинской доблести, отваги и самоотверженности, братства и дружбы народов, расовой а национальная нетерпимость - это недовольство, уважение к традициям и культурам других стран и народов, с ними желание сотрудничать [23, 58].
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
В своей статье «Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях» Н.В. Ипполитова определяет понятие «патриотическое воспитание» как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [10, 55].
Чтобы обратиться к патриотическому воспитанию детей должно выполнять следующие основные задачи:
- научно-обоснованная организаторская деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей;
- воспитывать у детей осознание и чувство патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культуре и патриотизм по отношению к прошлому, традициям России, к повышению престижа государства и, в частности, к военной службе;
- механизм, обеспечивающий эффективную работу целостной системы патриотического воспитания школьники [14, 44].
Таким образом, патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования социально-ценного отношения к своей родине, народу, культуре, языку и традициям. Такое отношение проявляется в желании и стремлении познать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо своей Родины. Патриотическую воспитанность можно измерить при помощи трех критериев: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Следовательно, в процессе патриотического воспитания школьников приобщаю к национальной культуре, ее традициям и ценностям.
1.2 Психолого-педагогические особенности старшеклассников
В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека. Чтобы лучше понять поведение учащихся 9-11 классов, подробно проанализируем возрастные особенности детей 14-18 лет.
Период перехода от подросткового возраста к юношескому – самый трудный период в жизни ребенка, это «подростковый кризис». Характеристикой девятого класса, старшего из подростковых лет, является его переходная, определенная возрастная характеристика - пересечение подросткового и подросткового возраста [4, 46].
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:
1. Основными потребностями старшеклассников являются объединение потребностей подростка в проявлении зрелости и общении со сверстниками, типичных для раннего подросткового возраста: самосознание и самоопределение. С одной стороны, старшеклассники, как правило, являются «внешними» взрослыми, для которых характерны изменения во внешности под влиянием взрослой моды, гендерных проблем, а также курения, употребления алкоголя и наркотиков. Подростки, притворяющиеся взрослыми, не позволяют обращаться с собой как с детьми, их унижают и унижают, полны равенства, подлинного уважения и других отношений со взрослыми. С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно сменяется потребностью быть таковым: девятиклассники серьезно задумываются о своем профессиональном и личном будущем и часто сталкиваются с проблемами взрослой жизни: жизнью с серьезной первой любовью [12, 64].
2. Старшеклассники смотрят на свой внутренний мир и связывают его с миром внешним: «Кто я? Что я? Каково мое место среди других? Это «Я» является доминирующим представлением старшего подростка как объекта взаимодействия с собой и «Другими» [12, 75].
Стремление подростков лучше понять себя, свои чувства, настроения, мысли и отношения приводит к интересу к психологическим переживаниям этих личностей. Это создает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (выражению в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.
Подростки критикуют свои отрицательные характеристики, беспокоятся о чертах, которые мешают дружбе и отношениям с другими людьми, а гнев и конфликт возникают, когда учителя или родители комментируют их отрицательные характеристики.
2. Это означает интенсивное развитие внутренней жизни подростка: предательство сменяется дружбой, стараются вести интимные дневники, начинаются первые злоупотребления. Восприятие себя как человека определенного пола интенсивно развивается и определяет соответствующие формы поведения. Интерес одноклассников друг к другу более заметен: мальчики постепенно начинают участвовать в физическом и социально-психическом развитии вместе со сверстниками [16, 85].
3. Потребность в общении и его «география» расширяются. «Старшие подростки ценят новые возможности, которые социальное пространство может предоставить для общения в разных видах деятельности, в отличие от молодого поколения». С одной стороны, это хорошо, что одноклассники хотят пообщаться после школы, но с другой стороны, вполне понятно, что это общение может сопровождаться различными асоциальными действиями: распитием спиртных напитков, вступлением в сомнительные группы [4, 85].
4. Поведение старшеклассника часто выражается в различных формах протеста против взрослых (негативные показатели характера, несоблюдение требований, стремление избежать нежелательных контактов). Это означает конфликты с учителями и родителями и хаос без неприятных субъективных переживаний. Отношения с учителями и родителями могут развиваться по-разному: от противостояния или безразличия («если не мешает») до потребности в признании и даже тайном общении.
5. Очевидна и противоречивость коммуникативного поведения девятиклассников: с одной стороны, стремление подражать другим, во всяком случае следовать нормам, принятым в их среде, с другой стороны, стремление к терпению; с одной стороны, желание завоевать уважение. репутация и репутация коллег, с другой стороны, обнажают слабости человека [21].
6.Значимой деятельностью для старшеклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа.– 2019.- № 6.– С.109-110.
2. Бакланова Т.И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России // Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции «Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях».– Белгород, 1995.– С. 9-18.
3. Богословский В.В., Степанова А.А. Общая психология. - М.: Просвещение, 1981. – 364 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995. – 286 с.
5. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
6. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития. М. : Просвещение, 1993. - 319 с.
7. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2003. – 605 с. – (Образование в документах и комментариях).
8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 25 с.
9. Данцевич Н.Ю. Организация среды патриотического воспитания в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2018. - № 7. - С. 116-117.
10. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с.
11. Котруца Л.Н Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3. - С. 176-183.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
13. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-57.
14. Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях : учебно-методическое пособие. Новосибирск : НГПУ, 2014. - 96 с.
15. Мордвинова Е.А. Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования // Поволжский педагогический вестник. - 2018. - №3 (20). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-v-usloviyah-regionalizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 19.05.2024).
16. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
17. Подгорнова С.В. Культуро-ориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2020. –113 с.
18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб.для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО С, 2014. –574 с.
19. Рожкова Л. В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения. - № 3 (121) май – июнь, 2014. – с. 123 – 127. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvennost-i-patriotizm-kak-osnovaniyasotsialnoy-konsolidatsii-rossiyskogo-obschestva (10.05.2024).
20. Рокич М., А.Гоштаус, М.А.Семенов, В.А. Ядов. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: «Петроком», 1992. - 23 с.
21. Склярова Т.В. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в условиях гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. - 2015. - №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-starsheklassnikov-v-usloviyah-gumanizatsii-shkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.05.2024).
22. Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя средствами народной педагогики: допрофессиональный этап образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2006. -174 с.
23. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 58.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. – М.: Просвещение, 2019. – 33 с.
25. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. - 217 с.