Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Актуальность темы курсовой работы и проведённого в её рамках исследования определяется тесным взаимодействием между школой и семьёй в процессе формирования личности школьников. Важным является сотрудничество между школой и семьёй в обеспечении правильного развития ребёнка. Также важно влияние образовательной среды школы и семейного окружения на формирование ценностей, навыков и характера школьника.
По мнению исследователя В.М. Целуйко, семья представляет собой важнейший институт социализации подрастающего поколения. Семья всегда является первым воспитателем и педагогом по отношению ко всем последующим воспитателям и кураторам. В семье подрастающий ребёнок приобщается к семейным ценностям, культурным ценностям и именно в семье ребёнок осваивает различные социальные роли.
Исследования A.Г. Асмолова и B.И. Панова, которые считали, что одним из важнейших условий самореализации, является образовательная среда и в первую очередь, среда семьи. По мнению исследователей И.В. Гребенникова, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухиной и др., семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни ребёнка. С семьёй прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается на этапе раннего детства в семье.
Пути повышения педагогической культуры родителей обстоятельно изучали ученные И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Семья и образовательные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их постоянное взаимодействие.
Необходима координация усилий педагогов и родителей для эффективного воспитания и обучения детей. Также роль обучения родителей в вопросах педагогики, психологии очень важна для поддержания учебного процесса. В современной образовательной среде развитие личности каждого субъекта играет большую роль.
Очевидно, что от совместной слаженной работы образовательных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы организаций с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует внедрение в образовательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей, где большая роль отводится семье. Путём оптимальной организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность сочетать различные формы и методы воспитательной работы совместно с семьями воспитанников.
Объект исследования: совместная деятельность и взаимодействие семьи и школы.
Предмет исследования: средства и способы при взаимодействии семьи и школы.
Цель исследования: изучить и обосновать необходимость взаимодействия семьи и школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ понятия взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить возможные средства и способы взаимодействия семьи и школы.
3. Описать организационно-педагогические условия взаимодействия семьи и школы.
3. Предложить методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
1.1. Анализ понятия взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС
Личностное развитие школьника предполагает, прежде всего, овладение умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении и осознавать самоценность собственной личности. Речь также идёт об осознании роли других людей и выражении чувств по отношению к миру в соответствии с культурными традициями общества.
По мнению методистов, во многих образовательных организациях педагоги недостаточно внимания уделяют балансу между индивидуальными особенностями ребенка и организованной учебной деятельностью. Использование в образовательных процессах инновационных педагогических технологий, в том числе, механизмов взаимодействия семьи и школы, позволяет учитывать индивидуальный подход при формировании личности каждого, отдельно взятого ребёнка.
В образовательной организации необходима соответствующая развивающая среда, которая учитывала бы личностно ориентированный и деятельностный подходы к процессам воспитания и развития школьника, помимо его обучения [13].
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой современной образовательной средой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
ФГОС на каждой образовательной ступени сегодня, помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными.
Можно говорить, что формирование УУД в образовательном процессе школы - это один из современных приоритетов образования и соответствующее проектирование развивающей образовательной среды педагогом. Это заключается в необходимости формирования у школьника всего комплекса УУД.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы. Это обеспечит способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [19]. Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании ребёнка.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться. Е.В. Бондаревская определяла ключевую компетенцию как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 18.05.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 18.05.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf(дата обращения: 18.05.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 18.05.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И.П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
15. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 18.05.2024).
16. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
17. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 18.05.2024).
18. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
19. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 18.05.2024).
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2010. - С. 81-89.
21. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
22. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
23. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- № 6. - С. 52-54.
24. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2010. - 192 с.
25. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 18.05.2024).