Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Русская земля - край щедрой природы, нерушимых традиций и богатой событиями истории. Патриоти-ческое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важ-нейших задач современной школы, поскольку в этом возрасте есть все предпосылки для того, чтобы привить святое чувство любви к Родине.
Патриотизм - одна из важнейших характеристик всестороннего раз-вития личности на основе важнейших, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Это важнейшее интеллекту-альное свойство личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в активной самореализации на благо Отечества. Ученики должны развивать в себе чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к их великим достижениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека, про-истекающих из любви к своей «малой Родине». Патриотические чувства, пройдя ряд ступеней на пути к своей зрелости, поднимаются к националь-но-патриотическому сознанию, к осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм - это любовь к Отечеству, преданность своему Отече-ству, желание служить его интересам и готовность, вплоть до самопожерт-вования, защищать его. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая черта человека, которая выражается в его миро-воззрении, моральных идеалах и нормах поведения. Патриотическое вос-питание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриотичного гражданина Отечества, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Роль шко-лы в этом отношении неоценима. Одним из школьных предметов, вовремя преподавания которого эффективно воспитание патриотических чувств у школьников, является предмет биологии.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия осуществления патрио-тического воспитания школьников на уроках биологии в 8 классе.
Объектом исследования являются особенности осуществления пат-риотического воспитания школьников на уроках биологии в 8 классе.
Предметом исследования является патриотическое воспитание школьников на уроках биологии в 8 классе.
Цель исследования: выявить эффективные условия осуществления патриотического воспитания школьников на уроках биологии в 8 классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть патриотизм: его понятие и виды.
2. Описать важность патриотического воспитания в школе.
3. Проанализировать воспитание патриотических чувств и граждан-скую позицию учащихся средствами биологии и экологии в 8 классе.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Патриотизм: понятие и виды
По словам Джорджа Бернарда Шоу, патриотизм - это чувство веры и гордости за страну, в которой ты родился, потому что ты родился в этой стране, а не в какой-либо другой стране. В настоящее время понятие слова патриотизм в современном обществе имеет несколько основных трактовок. Ученые во многих странах делятся на две категории.
Некоторые считают, что этот термин относится к одному из основ-ных компонентов управления массовым сознанием, который состоит из сложной структуры и служит предметом изучения социальных наук, в частности политологии, истории и социологии. Патриотизм - это прежде всего часть базового самосознания народа и цивилизации, привитая путем навязывания определенных приобретенных ценностей. Другие ученые счи-тают, что это понятие возникло задолго до начала новой эры в истории человечества [12].
Я склоняюсь к тому, что понятие патриотизма есть не что иное, как духовное наследие внутреннего состояния человеческой души, основанное на уважении и благодарности к стране, на которой родился человек. Не-обходимое ощущение жизни каждого человека, плавно переходящее в це-лостную индивидуальность народа, цивилизации. Чувство патриотизма сродни инстинкту самосохранения национального богатства и националь-ной идентичности.
В данном случае патриотизм преследует благую цель - сохранить и укрепить государственное и культурное единство. Патриотизм - это наци-ональная духовная сила, которая укрепляет и формирует потенциал и единство народа, а именно его языковое и культурное наследие. Патрио-тизм - это бесконечное желание служить исключительно интересам Отече-ства, любовь и преданность своей Родине. Ответственность за будущее своего Отечества, за религиозное и национальное наследие, а также за культурное наследие. Патриотизм (греческий) Πατριώτης - морально-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого явля-ется любовь к Отечеству и готовность подчинить его частные интересы своим интересам. Патриотизм означает гордость достижениями и культу-рой своей родины, желание сохранить свой характер и культурные осо-бенности и отождествлять себя с другими представителями народа, жела-ние защищать интересы своей родины и своего народа.
Историческим источником патриотизма является стабильное суще-ствование отдельных государств на протяжении веков и тысячелетий, ко-торое формирует привязанность к родине, языку и традициям. В контексте становления наций и национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания и отражает национальные моменты в его развитии. В толковом словаре Владимира Даля указано, что патриот - это любящий Отечество, ревнитель его блага, любитель Оте-чества, отечества или отечества, предков.
В настоящее время трудно с уверенностью дать точное определение понятию патриотизм, которое бы очень точно и лаконично передавало и описывало смысл и содержание этого понятия, охватывало все его сторо-ны и определяло точные границы, присущие патриотизму как высшему чувству. Различные литературные источники интерпретируют это опреде-ление по-разному, хотя оно очень часто встречается в различных статьях, словарях и научных трудах. Однако большинство литературных источни-ков сравнивают это определение с чувством любви и уважения. Хотя мно-гие из них описывают понятие патриотизма как своего рода моральный и политический принцип [15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об обра-зовании в Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный вы-пуск № 303(5976). 31 декабря 2012 г.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета – Федеральный выпуск № 122(6693). 8 июня 2015 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт ос-новного общего образования. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
4. Афанасова И.М. Патриотическое воспитание учащихся млад-шего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006. 20 с.
5. Бугачев А.В. Патриотическое воспитание в рамках экологиче-ского образования школьников // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka. ru/issues/2017/06/83894.
6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподава-ния биологии: учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. ин-тов. М.: Просве-щение, 1976. 384 с.
7. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. Липецк, 2002. 27 с.
8. Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристко-краеведческой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 20 с.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духов-нонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.
10. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психо-лого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
11. Ильичев Н.М. Патриотическое воспитание молодежи // Вестник РФО. – 2003. № 3. – С. 87
12. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего до-школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2002. 19 с.
13. Колыванова Л.А., Носова Т.М., Шведов В.Г. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения биологии // Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи в 21 веке как ресурс личностного развития человека: традиции, инновации, перспективы исследования: материалы всероссийского научно-исследовательского, ме-тодического семинара-практикума с международ- ным участием / сост. и отв. ред. Е.И. Тихомирова. Самара: СГСПУ, 2018. С. 307–314.
14. Куршев А.В. Проблема гражданственности в современной оте-чественной научной литературе // Современная наука: теоретический и практический взгляд. М.: Перо, 2014. С. 57–60.
15. Кучменко Н.А. Формирование патриотического отношения обучающихся к природе родного края // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сборник статей международной научно-практической конференции (14–17 ноября 2017 г.). Вып. 15(2), Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 104–107.
16. Лебедев О.В. Патриотическое воспитание – верноподданниче-ское или гражданское? // Педагогика. 2003. № 9. С. 77–82.
17. Лутовинов В. Патриотизм: его признаки и содержание / В. Лу-товинов // Основы безопасности жизни. — 2009. — № 6. — С. 3.
18. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. 2011. № 11 (130). С. 196–200.
19. Милованов К.Ю. К.Д. Ушинский и эпоха великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Пробле-мы современного образования. 2014. № 3. С. 22–28.
20. Николаев А. Спасение коллекции Н.И. Вавилова в дни блокады Ленинграда // Археология Великой Отечественной войны (1941–1945): сборник статей. СПб., 2016. Вып. 9. С. 60–65.
21. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / сост. А.Д. Тюриков. Иваново, 2008. 427 с.
22. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. 2007. № 2. С. 39–44.
23. Ромин М. К. Защитники Родины / М. К. Ромин // Военные зна-ния. — 2014. — № 7. — С. 12.
24. Семчук Н.М. Методика патриотического и интернационально-го воспитания на экологическом материале курса общей биологии: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1992. 173 с.
25. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое вос-питание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.
26. Чиркунова А.Е., Сорокина И.Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 706–709.
27. Шейкин З. Творческий подход в патриотическом и нравствен-ном воспитании учащихся / З. Шейкин, Л. Сенькова // Основы безопасно-сти жизни. — 2014. — № 10. — С. 61.
28. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время де-тям // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. С. 223–246.