Фрагмент для ознакомления
2
Государство как основной институт политической системы, обладающий легальной возможностью применения силы, всегда находилось в центре внимания ученых и общественников. Однако в разные периоды вопрос о границах государственного вмешательства в различные сферы жизни решался неодинаково.
Если в древнейших восточных деспотиях общепринятой нормой было тотальное присутствие государства, которое ассоциировалось с обожествляемым правителем, то уже в эпоху античности мыслители стали задумываться над идеальным государственным устройством, отнюдь не совпадавшим с бесконтрольной властью одного лица.
Приблизительно в тот же период встал вопрос о государственной власти, ее сущности и пределах. С тех пор прошло много времени, но при изучении государственной власти мы до сих пор опираемся на работы античных и средневековых мыслителей, и это несмотря на то, что к настоящему моменту сложился целый пласт учений, доктрин и научных школ, занимающихся этим направлением.
Обращение к истокам, к древнеримскому праву и эталонам культуры прошлых столетий, средневековью, принято нормой в современной науке, что просматривается в работах отечественных правоведов [20, с. 69].
В современной научной литературе отсутствует единое определение государственной власти. Чаще всего под ней понимается разновидность власти социальной, которая выражается в отношениях между государством и обществом. Отмечается, что она может выступать правовым инструментом консолидации общества.
В теории права государственная власть традиционно определяется как публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение [23, с. 156]. Правоведы при анализе государственной власти нередко говорят о государственном аппарате или государственном механизме, обобщая данные понятия. На наш взгляд, такая точка зрения вызывает сомнение.
В классических теориях государственная власть рассматривается через призму системы сдержек и противовесов и разделения властей, нашедшей свое первое закрепление в конституционном законодательстве США, а затем и других стран. И до сих пор сторонники Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье видят главной задачей недопущение узурпации власти, предотвращение тирании.
В России в начале прошлого века евразийцы, рассуждая о государственной власти, делали акцент не на разделении властей, а говорили об их балансе, что было обусловлено социально-политическими условиями, в которых находилась страна на сломе эпох, страна, прошедшая войну и революцию.
В начале XXI века в научной литературе преобладает либертарно-юридический подход к определению государственной власти. Его сторонники, известные российские теоретики права – В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин, В.В. Лапаева, утверждают, что не всякое государство может признаваться таковым; так не входят в число государств те, в которых установлены тоталитарные режимы [11, с. 135]. В них нет ни свободы, ни права, ни государства. Есть только деспот с монопольной, ничем не ограниченной властью.
Соответственно, государственная власть может быть только в государстве, связанном правом, где решение любой проблемы предполагает эффективное сотрудничество не только всех ветвей власти, но и институтов гражданского общества; государственная власть – это власть социально необходимая, построенная на разделении властей и приоритете принципов права, что отмечают в своих работах юристы [19, с. 130], применяющая в управлении авторитет, убеждение и только потом принуждение, всегда обычно связанное с юридической ответственностью.
Именно такое государство способно гарантировать обеспечение основных человеческих прав, на которые так часто обращает внимание юридическая наука, обсуждая право на жизнь и здоровье [12, с. 32], обеспечение прав детей [16, с. 74], сохранность собственности, в том числе, путем наследования [13, с. 33], тут же поднимая тему функции накопления в форме денежных средств [22, с. 12].
Исходя из разных подходов к определению государственной власти, можно выделить те общие признаки, которые есть у всех них, это:
– распространяется на все общество и имеет территориальные границы;
– является публичной по своей сути;
– имеет специальный аппарат управления и легальное право на применение силы;
– устанавливает систему налогов;
– характеризуется легитимностью и легальностью.
Вышеизложенное позволяет определить государственную власть как политический и одновременно конституционно-правовой институт, оказывающий прямое воздействие на политическую систему общества в целом.
1.2 Классификация органов государственной власти
Эффективность государственной системы и достигаемые ею результаты напрямую зависят от тщательно налаженной и оптимальной структуры внутренней деятельности её компонентов.
Управление государством – это сложный процесс, осуществляемый через систему уполномоченных органов, которые обладают необходимыми полномочиями для осуществления государственной власти и выполнения действий в различных контекстах [21, с. 13].
Государственный механизм позволяет анализировать государство как динамичный процесс, оценивая эффективность и результаты работы его структур. При этом государство видится не только как набор органов, но и как совокупность задач и функций, требующих создания соответствующих органов для их реализации.
Структурные элементы государственного механизма, такие как государственные органы, играют ключевую роль в выполнении общественных задач и функций, при этом основная ответственность за реализацию задач ложится на организационно выделенные и юридически закрепленные части этого механизма [22, с. 81].
Государственный аппарат представляет собой сложную систему организованных государственных структур, которые взаимодействуют с общественными институтами и выполняют различные внутренние и международные функции.
Важно подчеркнуть, что у каждого органа есть своя уникальная сфера компетенции, методы и формы работы, и он занимает определенное место в иерархии государственного управления.
В Российской Федерации множество государственных органов, каждый из которых играет роль в государственном механизме и функционирует в соответствии с установленными принципами и порядком. Они обладают определенным статусом, наименованием и создаются по решению соответствующего субъекта, работая в определенной области и действуя через живых людей, действующих субъектов.
Для глубокого анализа структуры государственного механизма в современной России необходимо рассмотреть классификации государственных органов, предложенные в общей теории права [22, с. 82].
Одной из ключевых является классификация, основанная на принципе разделения властей, включающая законодательные, исполнительные и судебные органы. Также существует классификация, основанная на юридическом источнике легитимности, разделяющая органы на первичные и вторичные.
Первичные государственные органы Российской Федерации, такие как Президент, Федеральное Собрание, Правительство и Суды, определены Конституцией и федеральными законами и несут ответственность за прямое выполнение государственных функций [15, с. 122].
В свою очередь, вторичные органы, включая Счетную палату и различные уполномоченные по правам человека и предпринимателей, создаются для поддержки работы основных органов. Государственные органы делятся на федеральные, охватывающие всю страну, и местные, действующие в пределах отдельных субъектов Федерации.
Отдельно стоит упомянуть, что органы местного самоуправления, согласно Конституции, не входят в систему государственной власти. Также государственные органы различаются по компетенции: общие органы занимаются широким спектром вопросов, в то время как специализированные органы фокусируются на конкретных отраслевых задачах.
В зависимости от метода принятия решений, государственные структуры классифицируются на коллегиальные (например, Совет Федерации и Государственная Дума) и единоначальные (как Президент и Генеральный прокурор). Также они делятся на постоянные, функционирующие бессрочно, и временные, создаваемые для выполнения задач в экстренных ситуациях или во время военного положения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024)
3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 31.07.2023, с изм. от 27.11.2023) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 22.04.2024 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий основы государственной службы и стандарты поведения государственных служащих
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6. Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 07.06.2021 г.)
7. Указ Президента Российской Федерации от.08.2002 г. № 885 (ред. от 25.08.2021 г.) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
8. Афанасьева Н.В. Финансовые системы и российские реформы. — СПб: СПБУЭиФ. - 2019. — 147 с.
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Учебник для вузов [Текст] – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. – С. 15-27
10. Бровкина, Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособ./под ред. М.В. Мельник. - М.: ИНФРА-М, 2019. -346 с
11. Воронин, Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М.: Финансовый контроль, 2019. - 269с
12. Гаврилюк А.Р. Право граждан на охрану здоровья / В сборнике: Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Материалы международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. 2018. С. 30 – 32
13. Гаврилюк Р.В. К вопросу о наследственном правопреемстве // В сборнике: Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. 2020. С. 31 – 34.
14. Гаврилюк Р.В. К вопросу о сущности денег в гражданско-правовых отношениях / В сборнике: Эволюция государства и права: история и современность. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета. Ответственный редактор С.Г. Емельянов. 2017. С. 84 – 86
15. Землякова Е.В., Фастович Г.Г. К вопросу о применении информационных технологий в логистических системах. // В сборнике: Логистика-евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-123
16. Носаненко Г.Ю. Понятие «несовершеннолетний» и генезис развития института прав несовершеннолетних детей / В сборнике: Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. 2020. С. 73 – 78
17. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ (Дата доступа: 06.01.2024)
18. Тепляшин И.В., Власов В.А. Общественный контроль в сфере реализации алкогольной продукции: состояние, проблемы, предложения // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2018. № 4 (77). С. 119-125
19. Уразов А.А. Аффилированность в сфере публичного и частного права, как один из признаков коррупционной составляющей. В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник 357 материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 127 – 131
20. Уразов А.А. Аффилированные лица: злоупотребление правом и виды ответственности. В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. Чебоксары, 2020. С. 69 – 73.
21. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 12-15
22. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10 (149). С. 81-8
23. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.