Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где процессы глобализации и цифровизации влияют на все сферы жизни, особую актуальность приобретают вопросы совер-шенствования системы образования. Это касается как общего образования, так и его отдельных направлений, в том числе физического воспитания де-тей дошкольного возраста. Дошкольный период играет ключевую роль в формировании основ здорового образа жизни, развитии физических ка-честв и двигательных навыков ребенка. Именно в этом возрасте заклады-ваются базовые представления о важности физической активности, форми-руются предпосылки для дальнейшего совершенствования в области фи-зической культуры и спорта. В связи с этим актуализируется необходи-мость поиска современных подходов и эффективных методов работы педа-гогов дошкольных образовательных учреждений в сфере физического воспитания. Традиционные способы организации физкультурно-оздоровительной деятельности требуют переосмысления и адаптации к по-требностям и особенностям развития современных дошкольников.
Цель: Анализ существующих подходов в реализации методов современ-ного образования дошкольников в области физической культуры, выявле-ние их преимуществ и недостатков, а также формулирование рекоменда-ций по совершенствованию системы физического воспитания в дошколь-ных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы физического воспитания детей дошколь-ного возраста, его цели, задачи и принципы.
2. Проанализировать традиционные и инновационные подходы в реализа-ции методов физического воспитания дошкольников.
3. Выявить преимущества и недостатки существующих подходов к физиче-скому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
4. Рассмотреть успешные практики внедрения современных методов физи-ческого воспитания дошкольников в отечественном и зарубежном опыте.
5. Обосновать значение использования инновационных подходов и мето-дов в физическом воспитании дошкольников для их гармоничного разви-тия и формирования здорового образа жизни.
Объект исследования: процесс физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя следующие ключевые аспекты:
1. Формирование у детей знаний о физической культуре, здоровом образе жизни, пользе занятий физическими упражнениями.
2. Развитие основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений, быстроты реакции.
3. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие и др.
4. Воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижными играми.
5. Укрепление здоровья, закаливание организма, повышение работоспо-собности.
6. Создание условий для активной двигательной деятельности дошкольни-ков в режиме дня.
7. Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, осанки, плоскостопия.
8. Организация рационального питания, соблюдение гигиенических требо-ваний.
9. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания ребенка.
10. Подготовка детей к выполнению программных требований по физиче-ской культуре для успешного обучения в школе.
Предмет исследования:
Современные методы и подходы к организации физического воспитания дошкольников, а также их влияние на физическое и психоэмоциональ-ное развитие детей.
ГЛАВА 1. Теоретические основы физического воспитания дошколь-ников.
1.1. Значение физической культуры в дошкольном возрасте
Физическая культура играет важнейшую роль в развитии ребенка до-школьного возраста. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма. Физические нагрузки повышают сопротивляемость детского организма к неблагопри-ятным факторам внешней среды, снижают риск возникновения различных заболеваний. Физическая культура содействует гармоничному физическо-му развитию. Развиваются основные физические качества, совершенству-ются двигательные навыки. Она обеспечивает нормальное функциониро-вание всех систем организма, оказывая благоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервной и дру-гих систем. Физические упражнения способствуют правильному формиро-ванию осанки, стопы, костно-мышечного аппарата, предупреждают нару-шения осанки, плоскостопие, искривления позвоночника. Происходит раз-витие психических процессов: активизируются внимание, память, восприя-тие, совершенствуется способность к анализу движений, ориентировка в пространстве. Физическая культура воспитывает волевые качества лично-сти: настойчивость, целеустремленность, решительность, выдержку, само-стоятельность, инициативность. В процессе совместных игр и упражнений дети учатся взаимодействовать друг с другом, заводить друзей, что спо-собствует их социализации и коммуникации. Физическая активность помо-гает поддерживать жизнерадостное, бодрое настроение, повышать эмоци-ональную устойчивость, справляться со стрессом.
В начале 20 века швейцарский педагог Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания детей, которая получила название "рит-мическая гимнастика". Эта система основывалась на связи движений тела с музыкой и ритмами. Жак-Далькроз считал, что музыка и движение нераз-рывно связаны друг с другом и развитие ритмического чувства у ребенка начинается задолго до овладения им речью. Основная идея его метода за-ключалась в обучении детей управлять своим телом посредством выпол-нения свободных, естественных движений под специально подобранную музыку различного ритма и темпа. Занятия по системе Далькроза прохо-дили в виде ритмических игр, танцев, маршей, импровизированных дви-жений под музыку. Это позволяло развивать у детей физические данные, пластику, координацию, чувство ритма, музыкальный слух и артистиче-ские способности. Методика Далькроза получила широкое распростране-ние в дошкольной педагогике многих стран мира, включая Россию. Заня-тия ритмической гимнастикой рекомендовались для детей в качестве эф-фективного средства физического и музыкального воспитания. Такое ори-гинальное сочетание музыки и движения делает физическую культуру для дошкольников увлекательной и доступной, развивая не толь-ко тело, но и креатив и эмоциональную сферы ребенка.
1.2 Основные задачи физического воспитания дошкольников
Основными задачами физического воспитания детей дошкольного возрас-та являются: охрана и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физиче-ское развитие, овладение разнообразными видами движений и их совер-шенствование, воспитание физических качеств личности, формирование интереса и потребности в физическом совершенствовании, приобщение к нормам общения и взаимодействия в процессе физкультурной деятельно-сти, подготовка к обучению в школе. Физические упражнения, подвижные игры, закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма неблагоприятным факторам, способствуют профилактике различных за-болеваний. Физическое воспитание обеспечивает формирование опорно-двигательной системы организма, развитие физических качеств и двига-тельных способностей. Оно обогащает двигательный опыт, формирует правильную технику движений. Развиваются такие качества личности, как смелость, решительность, самостоятельность, уверенность, выдержка, настойчивость. Воспитывается положительное эмоционально-ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни. Физкуль-турная деятельность способствует развитию коммуникативных способно-стей, навыков взаимопомощи, сотрудничества, умения действовать коллек-тивно. Все это подготавливает ребенка к успешному обучению в школе, формируя необходимые базовые физические и психические качества. изи-ческое развитие неразрывно связано с психическим, социально-эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка. Важной задачей является развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления, восприятия через включение в занятия физическими упражнениями специ-альных игровых заданий, требующих сосредоточенности, быстроты реак-ции, воображения. Большое значение имеет социализация детей, привитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе подвиж-ных игр, эстафет, командных состязаний. Дети учатся соблюдать правила, уважать друг друга, радоваться общим успехам и переживать неудачи. Нельзя недооценивать роль физкультуры в эстетическом воспитании. Гар-мония движений, музыкальное сопровождение, использование инвентаря развивают чувство прекрасного, воспитывают хороший вкус. Таким обра-зом, грамотно организованный процесс физического воспитания обеспечи-вает гармоничное развитие ребенка, способствует формированию его лич-ности в целом. Это закладывает фунда-мент для всестороннего совершенствования человека в будущем.
Интересный факт, связанный с основными задачами физического воспита-ния дошкольников, можно привести на примере выдающегося советского педагога и психолога Василия Александровича Сухомлинского. В своей известной книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский большое внимание уделял вопросам физического развития детей. Он считал физическую культуру неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса. Ва-силий Александрович ввел в практику своей Павлышской школы такой интересный опыт: дети с самого раннего возраста приучались к системати-ческим "утренним встречам с природой". Независимо от погоды, малыши вместе с воспитателями выходили в школьный сад, где делали утреннюю гимнастику, бегали, дышали свежим воздухом. Сухомлинский утверждал, что именно эти утренние прогулки, купание солнечным светом, закаляю-щее действие воздуха оказывают уникальное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка. Они дают импульс бодрости, жизнера-достного настроения на весь день. Кроме того, великий педагог считал важной задачей физвоспитания развитие красоты движений. Он писал: "Без грации тело некрасиво: движения кажутся грубыми, неуклюжими, безжизненными". Поэтому на уроках физкультуры особое внимание уде-лялось эстетической стороне - правильному выполнению упражнений, му-зыкальному сопровождению.