Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации усиливает судебную, законодательную и исполнительную власть, что имеет важное значение для формирования правового государства в России. Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации, одной из гарантий эффективной, полной и справедливой судебной защиты является право рассматривать дела судов и судей, уполномоченных рассматривать их. Конституция Российской Федерации требует, чтобы подсудность дела определялась законом, оформленным как субъективное право каждого, то есть ст. 47 Конституции РФ гласит, что никто не может быть лишен права рассматривать дела судов и судей, юрисдикция которых определена законом [1]. Это полностью соответствует международному праву. Согласно ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [11] и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах [12], все люди равны перед законом и судом. Эти положения относятся к общепринятым принципам и стандартам международного права, и право каждого на судебную защиту гарантируется законом независимым и беспристрастным судом, что, в частности, означает, что дела должны рассматриваться соответствующим образом.
Судебная защита, предоставляемая уполномоченными для этой цели органами, является, пожалуй, наиболее важным правовым инструментом восстановления нарушенных прав и интересов. С практической точки зрения правосудие, его эффективность, законность приговоров и приговоров являются важным и судьбоносным решением не только для лиц, обратившихся в суд, но и для общества в целом. В результате судебной реформы 2014 года Верховный суд Российской Федерации стал высшей судебной инстанцией по различным категориям дел, в том числе по делам, находящимся в ведении Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Поэтому Верховный суд Российской Федерации, включая теорию и практику, которые за последние 10 лет своего существования развились в новом качестве, безусловно, заслуживает его внимания с теоретической, правовой и практической позиций.
Целью настоящей работы является анализ судебной власти и конституционной защита прав личности. Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих задач:
рассмотреть сущность судебной власти;
описать судебную власть и верховенство права;
изучить охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности как система защиты правового статуса гражданина;
определить проблемы обеспечения охраны и защиты конституционных прав и обязанностей граждан.
Объект исследования - правовые отношения, складывающиеся в рамках деятельности судебной власти. Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие понятие, содержание и систему судебной власти РФ.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положен диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с ним общенаучные и частные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Методологической основой для разработки данной темы явились нормативные документы, публикации ведущих специалистов в периодической печати, а также учебные пособия отечественных и авторов.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации [1], международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Содержание судебной власти
Судебная власть является одной из трех ветвей власти, защищает права человека и гражданина и разрешает конфликты между субъектами правоотношений. Она играет важную роль в государственном аппарате (или в государстве в целом), поскольку регулирует важнейшие аспекты жизни каждого гражданина. Это напрямую связано с федеральной пенитенциарной системой (которая устанавливает наказания для правонарушителей). Судебные органы являются активными субъектами. Судебная власть драссматривается как система государственных учреждений, основной задачей которых является отправление правосудия. Конституционный суд и Верховный суд являются высшими органами судебной системы. Они также включают в себя наличие дисциплинарных судов. В то же время система имеет множество ветвей и подсистем. Например, особая роль досталась прокуратуре Российской Федерации. Это отдельная государственная структура. Одной из его задач является контроль за соблюдением законов и конституций. В суде прокуратура выступает в качестве прокурора и устанавливает наказания [8].
Прокуратура имеет право осуществлять свои полномочия без знания судебной, административной или законодательной систем, поскольку она не применяется ни к одной из них. Законодательные, исполнительные и судебные органы законодательные органы формулируют, пересматривают и принимают различные законопроекты по контролю за общественным порядком. Стоит отметить, что законодательная и судебная системы тесно связаны: законодательная система издает законопроекты, судебная система утверждает и поддерживает законопроекты.
Законодательная власть играет важную роль в определении правового статуса судов и всей системы государства. Законодательством назначаются руководящие должности и осуществляется бюджетный контроль. Исполнительная власть установила правила, обеспечивающие соблюдение национального закона. Если говорить о взаимоотношениях с судебной системой, то здесь все по-другому.
Целью судебной власти является обеспечение защиты жизни граждан общества, защита их интересов и поддержание порядка. Суд контролирует интересы исполнительной власти, что, в свою очередь, обеспечивает материальную основу и создает благоприятные условия для судебной деятельности. Российская Федерация характеризуется широкой судебной системой, представляющей собой объединение судов с общими функциями и деятельностью.
Согласно закону «О судебной системе Российской Федерации» на территории ее функционирования все судебные субъекты делятся на федеральные суды–Верховный и конституционный, областной, областной, военный, специальный и областной в пределах города федерального значения. Судебная власть в Российской Федерации считается самоуправляемой и не имеет законодательной и исполнительной власти.
В России существуют следующие судебные системы: правовая и конституционная (во главе с Конституционным Судом) - осуществляющая конституционный контроль; общая юрисдикция (главный Верховный Суд)-осуществляющая все виды судопроизводства; арбитражная (главный Высший Арбитражный Суд)-судебная система отрасли выполняет множество задач, направленных на установление справедливости, правосудия и нормативного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1995. — 5 апр.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок // Российская газета. – 04.07.2020 г. - № 144 (актуальная редакция)
3. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2014. – No 30 (ч. I). – Ст. 4213.
4. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2014. –№ 14. – Ст. 1536
5. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
6. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900
7. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие) [Электронный ресурс] режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/(дата обращения: 08.03.2024)
8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие) [Электронный ресурс] режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/185477/(дата обращения: 08.03.2024)
9. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) [Электронный ресурс] режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/(дата обращения: 08.03.2024)
10. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс] режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/ (дата обращения: 08.03.2024)
11. Абдулов И. В. Стандарты доказывания при принятии предварительных обеспечительных мер / И. В. Абдулов // Арбитражный и гражданский процесс. - 2019. - № 3. - С. 30-35. – № 4. - С. 39-45.
12. Авакьян, С. А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1.: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 864 с.
13. Бозоров, У.В. Личные права и свободы человека и гражданина / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. – № 6 (45). – С. 32-33.
14. Власова, Г. Б., Цечоев, Г. Х. Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества // Молодой ученый. – 2020. – №10. – С. 900-903.
15. Гончарова С. Г. К вопросу обеспечения прав и свобод человека и гражданина: теоретический и проблемный аспекты // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obespecheniya-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-teoreticheskiy-i-problemnyy-aspekty (дата обращения: 20.11.2022).
16. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
17. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Дубоносов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 379 с.
18. Мамишева З.А., Удычак Ф.Н., Чеботарева И.Ю. Критерии дифференциации правового статуса личности и ее виды // The Scientific Heritage. 2019. №39-3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-differentsiatsii-pravovogo-statusa-lichnosti-i-ee-vidy (дата обращения: 08.03.2024).
19. Московская, А. В., Петина О. В. Актуальность знания прав человека для современной России // Юный ученый. – 2018. – №6. – С. 27-28.
20. Резер, Т. М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие / Т. М. Резер, Е. В. Кузнецова, М. А. Лихачев / [под общ. ред. Т. М. Резер] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 110 с.
21. Роднухина Ф. В. Развитие свобод как важнейший процесс становления института прав человека // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. - №7 (82). – с. 37-41.
22. Романова П.А. Личные права и свободы человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. – №11-4. – с. 110-112.
23. Суслов Е.В. Трудности реализации прав человека в современном мире: причины и следствия // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. – №3 (15). – с. 1-8.
24. Шахларлы О. Ш. Понятие правового статуса личности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 29-32.