Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития общества семью рассматривают как малую социальную группу. Члены семьи проживают совместно и ведут домашнее хозяйство. В каждой семье присутствует особая эмоциональная связь и обязанности по отношению к каждому члену семьи [9].
По мнению исследователя В.М. Целуйко, семья представляет собой важнейший институт социализации подрастающего поколения. Семья всегда является первым воспитателем и педагогом по отношению ко всем последующим воспитателям и кураторам. В семье подрастающий ребёнок приобщается к семейным ценностям, культурным ценностям и именно в семье ребёнок осваивает различные социальные роли.
С.Н. Бурова называет жизненный цикл семьи закономерной последовательностью стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Когда в семье появляется ребёнок – это всегда радует всех членов семьи, но при этом существует также большая ответственность при воспитании детей в семье. Именно от семьи зависит, насколько в дальнейшем будет социализирован и воспитан ребёнок.
Внесемейных институтов воспитания существует много. К ним относятся все образовательные организации, начиная с дошкольного образовательного учреждения. Если у ребёнка нет каких-либо особых проблем со здоровьем, дети, в зависимости от возраста посещают образовательные организации. Даже в этом случае семейное воспитание будет всегда первичным [18]. Семья – это главный социальный институт.
Семьи бывают разные, по своему качеству и количеству членов семьи и семья прививает ребенку интерес к статусам всех членов семьи. Семья выполняет мощную защитную функцию по отношению к ребёнку. Именно в семье человек чувствует физическую, психологическую и экономическую защиту. От семьи зависит очень многое и всё дальнейшее развитие ребёнка зависит именно от семьи. Ребёнок всегда должен чувствовать поддержку и заботу со стороны семьи. Внимательные и заботливые родители всегда чувствуют и понимают, насколько важна их поддержка для ребёнка.
Исследования A.Г. Асмолова и B.И. Панова, которые считали, что одним из важнейших условий самореализации, является образовательная среда и в первую очередь, среда семьи. В психологии часто говорят о внутренней активности личности. Это очевидный ресурс для того, чтобы в ходе общего развития личность обеспечивала свою самореализацию. Без активной самореализации невозможно развитие отдельной личности. Каждый родитель стремится к тому, чтобы его дети были ответственными, самостоятельными, целеустремлёнными [11].
В.М. Минияров рассматривал в своих работах механизмы формирования личности ребёнка в семье. Им были рассмотрены психолого-педагогические основы формирования личности в семье.
Именно родители всегда являются примером для подражания подрастающих детей. От родительских позиций зависит благополучие каждого ребёнка. От мотивов родительского воспитания также зависит, насколько успешно ребёнок сможет в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Многое в этих процессах зависит от стилей семейного воспитания (Минияров Валерий Максимович. Педагогическая психология / https://tuimazimcb.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=17925)
Существуют родительские установки и соответствующие им типы поведения. Это может быть:
-«принятие и любовь»;
-«явное отвержение»;
-«излишняя требовательность»;
-«чрезмерная опека».
Именно стили семейного воспитания закладывают привычки детей в будущем. Люди не испытывают негатива в том случае, если у них сформирована привычка. В работе также рассматривается классификация по внешним поведенческим проявлениям.
Семья – это институт воспитания. В современном социуме много вопросов посвящено социальной защите семьи и детства. Есть в такого рода процессах кризисные явления, в частности, цивилизационный кризис, информационный кризис, системный кризис, нравственный кризис.
Исследователи отмечают, что в настоящее время сильно изменилась роль семьи как института воспитания. Достаточно много проблем испытывают родители при воспитании детей.
Далеко не все родители сегодня в состоянии обеспечить необходимый уровень воспитания и развития своим детям. Снижение стартовых возможностей детей из бедных семей ведет к потере части интеллектуального потенциала. Здесь также важно отметить, что государственная политика относительно проблем семей, в том числе, семей многодетных сегодня непрерывно претерпевает изменения, чаще всего – положительные.
На уровне РФ разрабатываются и принимаются законы о социальном обслуживании. Непрерывно обеспечивается изучение и учет потребностей семьи. Создаётся система мер по обеспечению конкурентоспособности женщин на рынке труда и др. Об этом свидетельствуют многие государственные документы и постановления.
Даже те семьи, где, казалось бы, нет проблем с воспитанием детей, достаточно часто не всегда правильно подходят к вопросам семейного воспитания. Одни дети страдают от нехватки родительского внимания, а другие страдают от чрезмерной родительской опеки, которая далеко не всегда может быть продуктивной. Многие родители, мотивируя свои действия родительской любовью ограничивают свободы детей и чрезмерно педантично исполняют свои родительские обязанности.
Опасения родителей, безусловно можно понять, поскольку существует достаточно большое количество примеров негативного воздействия среды на детей. Тем не менее, сегодня важно просвещать родителей по многим вопросам воспитания и содействовать такого рода процессам должны образовательные организации.
Именно родители формируют нравственные ценности ребёнка. Если родители будут использовать правильные подходы в процессе воспитания детей, будут доверять своим детям и считаться с их мнением, им удастся избежать большого количества проблем, в частности
-у ребёнка не будет преобладать тревожный тип личности;
-будет преобладать гармоничный тип личности;
-будет сформировано правильное отношение к собственной деятельности;
-правильное отношение к собственным обязанностям;
-будут сформированы коммуникативные навыки общения в социуме и др.
В этом случаям многим родителям удастся избежать множества негативных процессов, которые могут привести ребёнка к психосоциальной дезадаптации. Станет меньше педагогически запущенных детей и подростков. У детей станет меньше нервных нарушений различного рода и не будет острой необходимости привлечения к процессам воспитания педагогов-психологов и социальных педагогов.
Здесь важно отметить, что родителям, в случае необходимости всё-таки важно сразу обращаться к специалистам, если вдруг по каким-либо причинам ребёнок ведёт себя неадекватно, или странно. Особенно часто такие процессы могут возникать в подростковом возрасте детей, когда они особенно уязвимы и взрослые часто не в состоянии детям помочь.
По мнению В.М. Миниярова, семья как институт воспитания играет в этом процессе ведущую роль. Воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от типа семьи. Очевидно, что, если семья находится в группе риска, говорить об успешном воспитании и развитии ребёнка говорить не приходится. (В.М. Минияров, лекция 1).
В современном социуме семья должна обеспечить ребёнку возможность самореализации. Чтобы обосновать природу такого феномена, как самореализация, нужны разносторонние подходы. По мнению российских педагогов и психологов, в самореализации доминирующая роль принадлежит ее сущностным силам, которые содействуют интериоризации – экстериоризации, но было отмечено, что здесь существует большое разнообразие подходов, чего нельзя сказать о практической стороне решения проблемы [16].
Интерпретация понятия самореализации зачастую связана с реализацией личного потенциала субъекта. Сложно сказать однозначно, представляет ли эта категория собой свойство, потребность, процесс, явление или нечто другое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 18.05.2024).
5. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 18.05.2024).
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 18.05.2024).
7. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 18.05.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 18.05.2024).
9. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 18.05.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 18.05.2024).
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 18.05.2024).
12. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 18.05.2024).
13. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 18.05.2024).
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 18.05.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 18.05.2024).
16. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 18.05.2024).
17. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 18.05.2024).
18. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 18.05.2024).
19. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL:
https://moodle.org/ (дата обращения: 18.05.2024).
20. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – N9. – С. 19-24.
21. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208-212.
22. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 18.05.2024).
23. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 18.05.2024).
24. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 18.05.2024).
25. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 18.05.2024).