Фрагмент для ознакомления
2
Словообразование является одним из наиболее продуктивных и, как следствие, одним из наиболее важных способов пополнения лексики английского языка, в связи с чем, его изучение в различных аспектах представляется перспективным исследовательским направлением. Понятие «словообразование» имеет несколько вариантов трактования. С одной стороны, словообразование - это раздел языкознания, который занимается изучением процессов формирования лексических единиц. Если говорить конкретнее, то данное научное направление исследует основные аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов [6, с. 467].
В этом свете главной целью словообразования представляется выявление существующих закономерностей различного порядка (например, формальных или семантических) в процессах образования лексических единиц. Для достижения обозначенной цели необходимо производить подробный анализ продуктивности отдельных словообразовательных моделей.
С другой стороны, словообразование - это сам процесс образования лексических единиц. В данном случае «словообразование» является синонимичным таким терминам, как «словопроизводство», «словотворчество», «деривация». По алгоритмам закреплённых в языке паттернов слово претерпевает определённые модификации, в результате чего образуются новые однокоренные лексические единицы, которые могут принадлежать к различным частям речи. Именно процесс словообразования влияет на развитие и значительное пополнение словарного состава языка, о чём пишут Вендина Т. И. [1, c. 218], Куликова И. С. [2, c. 271] и другие. В этом свете словообразование представляется одним из лучших способов пополнения лексикона.
Посредством овладения способами словообразования учащиеся получают возможность анализировать лексическую информацию, что, в свою очередь, способствует развитию навыков устной и письменной речи. Кроме того, понимание и использование механизмов словообразования необходимо тем учащимся, которые заинтересованы в сдаче основного государственного экзамена и, в последующем, единого государственного экзамена по английскому языку. В связи с наличием подобных заданий ключевой задачей педагога является решение вопроса о том, каким образом сформировать у учащихся соответствующие компетенции.
Для начала учащихся необходимо познакомить с основными видами словообразования и словообразовательными моделями, поскольку в данной теме важна грамотная комбинация понимания с запоминанием. Традиционно выделяемые в английском языке виды словообразовательных паттернов - это аффиксация, конверсия и словосложение.
Аффиксация - это процесс образования новых слов посредством присоединения аффиксов (префиксов и/или суффиксов) к корню. Этот способ хорош тем, что является весьма простым, понятным и удобным, в связи с чем, его, в частности, активно используют уже на ранних стадиях изучения языка. Для того, чтобы в полной мере понимать сущность данного типа словообразования, рассмотрим подробнее понятие «морфемы». Это наименьшая, далее не членимая структурно-смысловая часть слова, выделяемая на сновании сопоставления слов друг с другом [5, c. 16].
При этом морфема обладает значением, и, если её разъединить, останутся отдельные звуки, которые не способны передать какое-либо значение. Несмотря на наличие такого компонента, как собственное значение, морфемы несамостоятельны, т.е. используются в языке исключительно в составе слов.
Морфемы принято разделять на лексические и грамматические. Первые соотносятся с лексическим значением слова, а вторые являются средством выражения грамматического значения. Иначе грамматические морфемы называют словоизменительными (это название связано с представлениями ряда учёных о делении морфологии на словообразовательную и словоизменительную). Несмотря на то, что в английском языке нет таких категорий, как род, склонение или спряжение, грамматические морфемы могут отражать, например, значения числа, времени и залога, т.е. они помогают различать словоформы. В этом и заключается одно из основных различий грамматических морфем с лексическими: если c лексической точки зрения важна принадлежность морфем к определённой парадигме и, как следствие, предоставляемая ими возможность определения принадлежности слова к определённому грамматическому классу, то с грамматической точки зрения больше важна способность морфем различать формы внутри парадигмы и, как следствие, образовывать систему исключительно грамматических форм.
Когда мы говорим о парадигмах лексических морфем, то в первую очередь подразумеваем две, наиболее крупные, которые выделяются всеми исследователями - это корневая и аффиксальная. Ядро лексического значения - это корневая морфема. Зачастую она совпадает с основой исконно английских непроизводных одноморфемных или корневых слов. В таком случае её называют свободной морфемой. Однако подобное совпадение имеет место не всегда, поэтому путать корневую морфему с основой неправильно. Так, помимо корневой морфемы основа может включать в себя либо ещё одну корневую морфему, когда речь идёт о сложных словах, либо аффиксы, когда речь идёт о производных. Отсюда также следует, что корневая морфема способна присоединять аффиксальные морфемы. Последние хотя и осуществляют словообразовательную миссию, сами по себе не могут образовывать слова, для этого им необходимо присоединение к корневой морфеме. По этой причине аффиксальные морфемы иначе называют связанными лексическими морфемами. Говоря о разнице между двумя типами морфем, стоит отметить, что аффиксальные морфемы обладают обобщённым лексическим значением и способны отражать грамматическое значение части речи.
Деление морфем на корневые и аффиксальные не является исчерпывающим. Так, аффиксальные морфемы или аффиксы подвержены последующей классификации на суффиксы (следуют за корневой морфемой) и префиксы (занимают позицию, предшествующую корню). Они, в свою очередь, могут быть разделены на основании продуктивности. Так, например, на сегодняшний день в английском языке насчитывается более ста продуктивных суффиксов [3]. Наряду с ними выделяют непродуктивные или малопродуктивные суффиксы. Однако понятие продуктивности или словообразовательной активности представляется весьма относительным и на практике доказывается посредством анализа большого количества слов, появившихся в определённый период времени. Именно поэтому одни и те же аффиксы могут терять или же, наоборот, приобретать продуктивность с течением времени.
Кроме того, лексические аффиксы в отличие от грамматических не обладают универсальностью и регулярностью в процессе словопроизводства. Это означает, что такие морфемы не всегда могут свободно присоединяться к абсолютно любой корневой морфеме. Например, малопродуктивный суффикс -ess, обладающий значением женского рода, не может выполнять своё назначение в паре с любой корневой морфемой, в которой изначально заложен условный мужской род. Так, при сложении «host» и «ess» мы получаем слово «hostess», которое действительно существует в английском языке. Однако, если мы попробуем проделать аналогичную процедуру, с тем же самым суффиксом, но взяв при этом в качестве корневой морфемы «guest», то, очевидно, что получившееся «guestess» не даёт нам желаемого результата - данного слова в английском языке на сегодняшний день нет и появление подобного вызывает большие сомнения, в особенности если мы проведём такой словообразовательный эксперимент не с одной-двумя морфемами, а с целым рядом для большей объективности.
Хорошее знание аффиксов может помочь учащимся определить часть речи: существительные «-er / -or» - teacher, doctor; прилагательные «-ful» - beautiful, wonderful; наречия - «-ly» hardly, warmly и др. При этом, за аффиксами могут скрываться ещё и определённые семантические значения. Так, обозначенный нами суффикс «-er / -or», как правило, используется в словах, обозначающих профессиональную принадлежность. Префиксы так же обладают семантическим значением, например: отрицание «un- / in- / im- / ir- / dis-» - active/inactive, moral/ immoral; повторение «re-» - read / reread.
Словосложение. При словосложении новое слово образуется либо путём соединения слов, состав которых представляет собой только корневые морфемы (например, school + boy = schoolboy; house + wife = housewife), либо путём соединения слов, одно из которых состоит лишь из корневой морфемы, а другое является производным, т.е. включает в себя ещё и аффикс (например, baby + sitter = babysitter).
Эти два варианта словообразования наиболее актуальны для изучения в школе, особенно, в рамках подготовки к государственной аттестации. Обучение данным видам словообразования, как правило, выглядит как:
• составление словообразовательных гнёзд или деривационных семейств;
• работа с текстом (письменным или устным):
• заполнение пропусков в предложениях недостающими словами, составление таблицы с получившимися словоформами, дополнение таблицы недостающими словоформами с использованием словаря;
• обсуждение заданной темы, составление списка ключевых слов, составление словоформ, систематизация в виде рядов / таблиц.
При составлении планов уроков, подборе и разработке упражнений на словообразование, важно обращать внимание на поэтапность [4]:
1. для начала работы над темой, когда превалирует ориентирующе-познавательная деятельность, возможны такие задания, как: определить принадлежность слов к конкретной части речи; объяснить, являются ли они формами одного слова и почему;
2. для более продвинутых уровней, когда акцент смещается на стереотипизирующе-ситуативный и варьирующе- ситуативный аспекты, более актуальны иные задания: выделить в словах основу, корень, суффикс, префикс, (при возможности) определить их значение; сопоставить слова с приставками, имеющими противоположное значение; подобрать однокоренные слова и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абулайсова Н.А., Шейхгасанова Г.М., Никатуева З.Ш. Продуктивные способы словообразования в английском языке на основе конверсии // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). - С. 300-301.
2. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. - М.: Высшая школа, 2000. - 218 с.
3. Арбекова, Т.И. Лексикология английского языка (практический курс) [Текст] / Т.И. Арбекова. - М.: «Высш. школа», 1977. - 240 с.
4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. - М.: Высшая школа,1986. - 259 с.
5. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. Лексикология современного английского языка: учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. шк., 1986. 295 с.
6. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 374 с.
7. Вендина Т. И. Введение в языкознание : учебник для академического бакалавриата / Т. И. Вендина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 333 с.
8. Волкова Е.А., Серикова К.В. Продуктивное конверсивное словообразование в современном разговорном английском языке // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2014. № 13. - С. 137-142.
9. Голубева А.Ю. Конверсия в классификации морфологических способов деривации // Теория языка. Филологический аспект. 2017. N° 1 (21) / Научно-издательский центр «Открытое знание».
10. Дубенец Э. М. Курс лекций и планы семинарских занятий по лексикологии английского языка [Электронный ресурс] // Московский педагогический университет: [сайт]. URL: https://mylektsii.su/9-109814.html (дата обращения: 12.04.2024).
11. Дубинец Э.М. Лексикология современного английского языка: лекции и семинары: учеб. пособие. - М., 2002. - 192 с.
12. Зыкова И.В. Практический курс английской лексикологии. A practical course in English lexicology. - М.: Academia, 2006.
13. Кабанова, И.Н. Основы лексикологии английского языка для студентов заочного отделения [Текст] / И.Н. Кабанова. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2015. - 78 с.
14. Каргина Е.М. Анализ проблемы направления производности при конверсиях в парадигмах «имя - глагол» // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 1 (459). Филологические науки. Вып. 127. С. 21-27.
15. Куликова И. С. Введение в языкознание в 2 частях. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата / И. С. Куликова, Д. В. Салмина. - М.: Юрайт, 2018. - 366 с.
16. Лебедева Е. Б. Развитие лексики английского языка : учебное пособие / Е. Б. Лебедева. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2016. - 136 с.
17. Махрова Н.Н. Исследование конверсии в английском языке // Вестник Северного (Арктического) федерального университета имени М.Ю. Ломоносова. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 21, № 5.
18. Морозова Н.Н. Семантические связи слов при морфологической кон - версии // Сборник научных трудов по итогам выполнения научноисследовательской работы в Институте иностранных языков МПГУ за 2020-2021 учебный год. М.: Принтика, 2021. С. 108-113.
19. Полонская И.П. Конверсия и сокращение как способы создания производных слов в современном английском языке // Науковий вюник Мiжнародного гумаштарного ушверситету. Сер.: Фшолопя. 2020. Т. 2, № 46.
20. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты, лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Материалы III Международной научнопрактической конференции. - Омск, 2017. - С.188- 192.
21. Прокопчук А.Р. Конверсия как продуктивный способ словообразования в английском языке // Colloquium-journal. 2019. № 12. - С. 39-41.
22. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка / А. И. Смирницкий. - Москва : Омен : МГУ, 1998. - 259 с.
23. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. - М.: Изд-во лит-ры на ин. языках, 1956. - 260 с.
24. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1957. - 287 с.
25. Филатов, Д.В. Основные способы словообразования в английском языке [Текст] / Д.В. Филатов // E-SCIO. - 2020. - № 4(43). - С. 330-341.
26. Харитончик З. А. Лексикология английского языка: учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1992. 229 с.
27. Ярцева В. Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.