Фрагмент для ознакомления
2
Одним из видов восприятия является восприятие пространства, под которым понимается восприятие положения предмета относительно других объектов. В процессе восприятия пространства формируются пространственные представления – представления о положении объектов, их величине, расстоянии между ними, взаимосвязи.
Пространственные представления дают возможность ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка – это умение определять пространственные отношения, находить место субъекта по отношению к окружающим объектам. Умение ориентироваться в пространстве выступает как одно из направлений интеллектуального развития детей [13].
Ориентировка в пространстве осуществляется с помощью зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов, которые в совокупности способствуют формированию пространственных представлений у детей. В качестве материальной основы пространственного ориентирования выступает деятельность данных анализаторов, в результате которой образуются условные рефлексы.
При восприятии пространства у детей формируются представления о следующих параметрах объекта: величина, форма, расположение относительно других объектов, протяженность, объем и другие. Пространственные представления также включают умение оценивать расстояние между предметами, их взаимное расположение в пространстве, размер [11].
Пространственные представления включают в себя ориентировку в схеме собственного тела, в теле человека напротив, ориентировку на листе бумаги, ориентировку в пространстве, в том числе ориентировку на местности.
Пространственная ориентировка на местности включает в себя следующие характеристики:
точка стояния – место, в котором находится человек относительно окружающих его предметов и объектов;
местонахождение различных объектов и предметов окружающей действительности относительно человека, ориентирующегося в пространстве;
расположение предметов и объектов относительно друг друга, их пространственных взаимоотношений [13].
Формирование пространственных представлений происходит последовательно в процессе онтогенеза.
На этапе младенческого возраста происходит развитие зрительного и слухового анализатора, кинестетического и вестибулярного аппарата, которые играют важную роль в формировании пространственных представлений. В первый месяц у детей еще не развиты дифференцированные реакции на раздражители, поэтому пространственные ориентировки не сформированы. По мере того, как развивается зрительный анализатор (фиксация взгляда на лице взрослого, направление взгляда за рукой, поворот головы), слуховой анализатор (ориентировочный рефлекс – поиск источника звука), у детей формируются элементарные пространственные представления. К полугодию у детей накапливается сенсомоторный опыт, что способствует развитию движений тела, изменению положения в пространстве. В 9 месяцев дети способны следить за предметом, движущимся по кругу, что показывает начало формирования освоения глубины пространства.
Освоение ходьбы расширяет возможности детей в пространственной ориентировке. Накопление двигательного опыта, освоение предметной деятельности, формирование сенсорных эталонов формы, величины предметов позволяет изучать пространственные характеристики предметов. У детей накапливаются представления о пространственных отношениях предметов окружающего мира. Значительную роль в развитии пространственных представлений играют зрительные, вестибулярные и мышечно-суставные ощущения, которые в совокупности формируют целостный образ предметов. Дети начинают осваивать такие характеристики, как удаленность предметов, расстояние до предмета, местоположение предмета относительно других.
В раннем возрасте у детей формируется умение ориентироваться на себе, различать части своего тела, при этом не выделяя правую и левую сторонах. Начинают формироваться первые словесные характеристики пространства, дети в речи используют предложно-падежные конструкции. Развитие словаря, грамматического строя речи к трем годам способствует формированию у детей представлений о пространстве и включению в речь словесных обозначений пространственных ориентировок.
В младшем дошкольном возрасте дети осваивают правую и левую сторону, учатся выделять ведущую руку, но при этом могут допускать ошибки в дифференциации понятий «правое» и «левое» ввиду их абстрактности. К 4 годам дети способны определять положение предметов на листе бумаги на вертикальных и горизонтальных линиях. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется пространственная ориентировка в расстоянии на основе зрительного восприятия. Дети могут определять положение предметов относительно себя, называть пространственные характеристики, обозначать направление движения. К 6 годам у детей завершается процесс «дифференциации» собственного тела, правой и левой стороны. Завершение процесса формирования пространственных представлений происходит в младшем школьном возрасте в процессе обучения [4].
В дошкольном возрасте дети осваивают следующие пространственные представления:
3-4 года: ориентировка в собственном теле (голова сверху, ноги снизу, рука левая и правая), пространственные направления от себя, понимание слов «сзади – спереди», «внизу – вверху», «справа – слева»;
4-5 лет: ориентировка в собственном теле (правая и левая сторона), направления движения от себя, понимание слов «налево – направо», «вперед – назад», «вверх – вниз», «далеко – близко»;
5-6 лет: определение своего местоположения среди других людей, предметов, определение положения предметов по отношению к другим, движение в заданном направлении, умение изменять направление по сигналу, движение в соответствии с указателями маршрутов, формирование умений ориентироваться на листе бумаги;
7 лет: ориентировка на листе бумаги в клетку, умение графически изображать пространственные отношения, составление простого плана, схемы движения в пространстве, умение двигаться в пространстве по заданному маршруту [15].
В дошкольном возрасте дети умеют ориентировться на себе и принимать свое тело как точку отсчета, ориентироваться от себя, от других предметов, ориентироваться на плоскости (на листе бумаги), двигаться в соответствии с заданными ориентирами, пользоваться в речи словами, обозначающими пространственные характеристики (наречия, предлоги и другие части речи, которые отражают пространственные представления детей).
Таким образом, пространственные представления – это представления, которые включают в себя умения ориентироваться в пространстве, определять собственного положение в пространстве, положение других предметов, их положении, расстоянии между ними. Пространственные представления формируются постепенно, на всех этапах онтогенеза благодаря развитию зрительного, слухового кинестетического и кинетического анализаторов. В норме дети к началу младшего школьного возраста осваивают пространственные представления и умеют ориентироваться в схеме собственного тела, ориентироваться на бумаге, определять положение объектов в пространстве, пользоваться словами, обозначающими пространственные характеристики. Особым путем идет формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Далее рассмотрим клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития и особенности формирования у них пространственных представлений.
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психических нарушений среди современных детей при наличии у них значительных потенциальных возможностей.
Выделение детей с ЗПР из общего числа детей с нарушениями в развитии в обособленную категорию стало возможным благодаря исследованиям ученых Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской. Термины «задержка психического развития» (ЗПР), «замедленный темп психического развития» были предложены Г.Е. Сухаревой (1959 год).
В.В. Лебединский дал определение задержки психического развития, которое широко используется в настоящее время. Под задержкой психического развития он понимал замедление темпа развития ребенка, которое выражается в ограниченности представлений об окружающем мире, недостаточном запасе знаний, отставании от нормативных значений показателей мышления, внимания, речи, быстрой пресыщаемости в различных видах деятельности. При поступлении в школу у детей преобладают игровые интересы и недостаточно сформирована мотивационная и интеллектуальная готовность [6].
Задержка психического развития, по мнению К.С. Лебединской, понимается вид дизонтогенеза, при котором психические функции формируются с отставанием от норм для данного возраста [19]. При этом отмечается, что у детей могут быть сохранными отдельные функции, но в целом для детей характерны инфантильные черты поведения и личности, что подчеркивает П.С. Певзнер.
Исследователи Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Г.Р. Новикова, У.В. Ульенкова и др. подчеркивают, что данное нарушение носит временный характер и может быть компенсировано при максимально возможной ранней диагностике и коррекции. Этиология ЗПР может быть вызвана разными причинами, которые можно разделить на биологические, социальные и наследственные. Биологические: негрубые внутриутробные поражения ЦНС, нетяжелые родовые травмы, недоношенность, близнецовость, инфекционные и хронические соматические заболевания матери; социальные факторы, это, прежде всего, неблагополучные условия воспитания, ранняя социальная депривация, недостаток информации с раннего детства, влияние длительных психотравмирующих ситуаций и т.п., которые усугубляют отставание в развитии, но не являются его основной или единственной причиной; генетическая обусловленность – наследственные болезни обмена, наследственные формы инфантилизма, генные мутации.
Причины и виды ЗПР рассматриваются в работах таких авторов, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.В. Ковалев, Е.Е. Сухарева и другие.
Г.Е. Сухарева выделяет виды ЗПР по этиологическому принципу, то есть по причине возникновения. Виды ЗПР:
1. Задержка психического развития, вызванная неблагоприятными условиями воспитания, социальной среды или патологией поведения.
2. Задержка психического развития, вызванная длительными астеническими состояниями ребенка вследствие соматических заболеваний.
3. Задержка психического развития, обусловленная различными формами инфантилизма.
4. Задержка психического развития как вторичные нарушения вследствие поражения систем зрения, слуха, а также нарушений речи.
5. Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы [19].
В.В. Ковалев в своей классификации задержки психического развития выделяет:
– дизонтогенетическую форму – искаженное или задержанное развитие ребенка;
– энцефалопатическую форму – результат органического повреждения мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
– задержка психического развития – результат сенсорной депривации вследствие недоразвития зрительного и слухового анализаторов, а также речи;
– задержка психического развития – результат педагогической запущенности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей [Текст] / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова // Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
2. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития [Текст]: монография / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников. – М.: Наука, 2020. – 212 с.
3. Бедарева, И.А. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация [Текст]/ И.А. Бедарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – Горно-Алтайск, 2019. – С. 273-278.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
5. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика [Текст]: монография / Н.Ю. Борякова. – Ярославль: Канцлер, 2017. – 169 с.
6. Бочарова, И.О. Формирование оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений [Текст]/ И.О. Бочарова // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 138-141.
7. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов [Текст] / А.Н. Булыко. – М.: Мартин, 2015. – 848 с.
8. Войнова, Е.Э. Особенности оптико-пространственных функций у детей с нарушениями речи [Текст] / Е.Э. Войнова // Вестник магистратуры. – 2020. – № 4-3 (103). – С. 133-134.
9. Гудиева, И.З. Особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития [Текст] / И.З. Гудиева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 190-194.
10. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы [Текст]: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова. – М.: Добрый мир, 2018. – 331 с.
11. Емелина, Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) [Текст]/ Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
12. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. – 163 с.
13. Инденбаум, Е.Л. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2021. – 47 с.
14. Камардина, И.О. Методы развития графомоторных и оптико-пространственных функций. Нейропсихологический подход [Текст] / И.О. Камардина, А.Р. Агрис // Когнитивные исследования на современном этапе: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. – Архангельск, 2018. – С. 137-140.
15. Коршуневская, Н.И. Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики [Текст] / Н.И. Коршуневская // Научное образование. – 2020. – № 2 (7). – С. 108-110.
16. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития [Текст] / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, Ю.М. Миланич. – СПб.: Эко-Вектор, 2017. – 539 с.
17. Матвеева, О.С. Особенности дошкольников с задержкой психического развития: клинические классификации [Текст] / О.С. Матвеева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 4 (12). – С. 41-44.
18. Мертвищева, К.З. Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей со стертой формой дизартрии [Текст] / К.З. Мертвищева // Молодой ученый. – 2018. – № 42 (228). – С. 65-67.
19. Неретина, Т.Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Т.Г. Неретина. – М.: Инфра-М, 2021. – 307 с.
20. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
21. Новикова, Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР [Текст] / Е.Ю. Новикова, М.П. Григорюк // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – Уфа, 2018. – С. 110-112.
22. Павалаки, И.Ф. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения [Текст] / И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1 (16). – С. 175-183.
23. Самодурова, Н.С. Особенности коррекции оптико-пространственных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.С. Самодурова // Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. – Воронеж, 2020. – С. 156-159.
24. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 168 с.
25. Судакова, С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития по адаптированным основным образовательным программам [Текст] / С.В. Судакова // Научный Лидер. – 2021. – № 22 (24). – С. 34-38.
26. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994. – 230 с.
27. Шошина, Е.И. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР [Текст] / Е.И. Шошина // Вопросы теории и методики профессионального образования / под ред. М.В. Новикова. – Ярославль, 2019. – С. 81-84.
28. Шуваева, Д.О. Классификация ЗПР как итог научной деятельности К.С. Лебединской [Текст] / Д.О. Шуваева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2018. – С. 201-202.