Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде происходят непрерывные изменения. Различного рода преобразования происходят также в системе дошкольного образования. Функции дошкольных организаций в области воспитания и развития детей непрерывно совершенствуются. Также совершенствуются формы и методы взаимодействия педагогов ДОУ и семей воспитанников.
От совместной и слаженной продуктивной деятельности взрослых, педагогов и родителей зависят достаточно многие процессы. Прежде всего, от процессов взаимодействия субъектов зависит родительская компетентность. Использование совместных продуктивных форм и методов взаимодействия педагогов дошкольных организаций и семей воспитанников позволяет говорить о росте педагогической культуры родителей воспитанников.
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС на всех образовательных уровнях, начиная с детского сада, педагогические работники используют различные образовательные педагогические технологии. В этих условиях развитие каждого ребёнка может рассматриваться как индивидуальный ресурс. Личностно ориентированный и дифференцированный подход рассматривается сегодня как необходимое требование ФГОС ДО.
Педагогическая наука в области дошкольного образования первое десятилетие ребёнка рассматривает как фундамент, который в дальнейшем определяет успешность обучения субъекта в течение всей его жизни. Это возможно лишь в том случае, если в ДОУ, совместными усилиями педагогов, психологов, логопедов и иных специалистов, у детей формируется психическое здоровье, развиваются их различные способности и творческая деятельность. На каждого из воспитанников большое влияние оказывает наличие соответствующей психологически комфортной среды, которую организуют специалисты в области дошкольного образования. Комфорт среды ДОУ может значительно повысить развивающий потенциал детского сада, созданный благодаря продуктивному и успешному взаимодействию педагогов, воспитанников и их родителей. Для этого необходимо полное взаимопонимание педагогов, родителей и всех взрослых участников воспитательно-развивающего процесса ДОУ.
Понятие психологически комфортной и безопасной среды в психолого - педагогической литературе теоретического характера, рассмотрено достаточно подробно. Что касается практики, педагогам не всегда удаётся найти оптимальные дидактические и методические материалы, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию психологической комфортной среды в ДОУ.
Основное требование к образовательной среде каждой дошкольной организации – это создание необходимых условий для психологической безопасности каждого воспитанника. Именно к этому должен стремиться каждый педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, совместно с родителями воспитанниками.
Цель работы: теоретически обосновать и выявить современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс взаимодействия всех субъектов воспитательно-развивающего процесса в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формы и способы вовлечения родителей в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Рассмотреть роль родителей в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности взаимодействия субъектов (педагогов, родителей, воспитанников) в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
3. Описать современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить наиболее предпочитаемые формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I. ВАЖНОСТЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Роль родителей в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации
В области дошкольного образования вопросы успешного детского развития исследовали многие педагоги и психологи. О.М. Дьяченко и Г.Г. Григорьева в своих работах рассматривали необходимость развития творческих способностей детей, которые успешно повлияют на развитие всей личности дошкольника. Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова, Л.В. Виноградова и др., рассматривали необходимость взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников. Многие учёные и исследователи в своих трудах указывали на необходимость плодотворного сотрудничества семьи и детского сада.
Такого рода взаимодействие семьи воспитанника и педагогов ДОУ всегда будет положительно влиять на воспитание и развитие дошкольников. В современной образовательной среде, согласно требованиям ФГОС ДО ведущими подходами считаются личностно ориентированный подход и системно-деятельностный. Речь в данном случае идёт о необходимости индивидуального и дифференцированного подхода к каждому воспитаннику. Такого рода процессы позволяют учитывать индивидуальные возможности каждого воспитанника ДОУ. Большую роль при этом играет развитие способностей детей, в том числе, творческих. Именно они будут определять становление личности дошкольника.
Исследователи отмечают, что дошкольный возраст является возрастом усиленного развития каждого субъекта дошкольного образования. В дошкольном возрасте происходят достаточно активные изменения личности воспитанника. Правильно подобранные педагогические образовательные и развивающие технологии позволяют говорить о многих прогрессивных изменениях во всех психических и физических процессах детей. К ним можно отнести развитие речи ребёнка, его памяти, мышления, внимания, произвольности и др. [4, с. 202].
Педагоги в системе дошкольного образования решают единую дидактическую задачу и реализуют заданный путь обучения и развития способностей и формирования личностных качеств дошкольников. Используя различного рода технологии, техники и методики, педагоги ДОУ разрабатывают продуктивные творческие задания для детей.
Разноуровневый подход к обучению и развитию дошкольников позволяет говорить о необходимости развития самостоятельности детей, возможности ими импровизировать, комбинировать и создавать новые продукты творческой деятельности детей. Педагоги ставят перед детьми посильные творческие задачи и нацеливают его ресурсы на личностное самовыражение. Реализация индивидуального подхода позволяет говорить о полном раскрытии творческого потенциала каждого из воспитанников и развитии самых разнообразных способностей. Эти процессы должны проявляться в любой деятельности дошкольников, но прежде всего, в игровой, поскольку именно игровая деятельность является для дошкольников ведущей деятельностью.
Большую роль в этом процессе могут сыграть родители и семья дошкольников, поскольку именно близкие для ребёнка люди могут более точно определить все его потенциальные способности и личностные качества. Если, к примеру, речь идёт о художественных способностях ребёнка, педагог ДОУ имеет возможность провести с родителями особо одарённого в этой области ребёнка и у ребёнка появится возможность больше заниматься именно рисованием, лепкой, аппликацией и др.
Развитие способностей и личностных качеств детей дошкольного возраста происходит в процессе воспитания установок на формирование у них способов и приемов продуктивной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска. Такого рода возможности индивидуального подхода к каждому субъекту дошкольного образования определяет деятельностный подход, который в современном дошкольном образовании также регламентирован требованиями ФГОС ДО [22, с.307].
В процессе продуктивной творческой деятельности дети делают для себя множество открытий, создают индивидуальные творческие продукции в виде рисунков, аппликаций, поделок и др. Всё это возможно реализовать в развивающем процессе в ДОУ за счёт создания соответствующей развивающей среды и благодаря полному взаимопониманию педагогов и родителей воспитанников. В настоящее время в ДОУ часто используют такие технологии как проектная и исследовательская. Каждая из них подразумевает индивидуальное получение каждым воспитанником полезного конечного продукта.
Проекты сегодня занимают значимое место в любом образовательном процессе, начиная с дошкольного образования. Положительные моменты подготовки проектов совместными усилиями детей, родителей и педагогов позволяет реализовать успешное взаимодействие всех участников образовательного процесса. При этом, процесс создания конечного продукта имеет первостепенное значение. Если удаётся сохранить мотивацию ребёнка при работе над проектом, он будет демонстрировать большую эмоциональную включённость в образовательный процесс.
Ребёнок и далее будет стремиться к поиск оптимального решения творческой задачи, которую поставил перед ним педагог. В перечень способностей, необходимых для успешного осуществления продуктивной и творческой деятельности детей, входит его способность к восприятию и наличие творческого мышления. У ребёнка формируется в этом процессе творческое воссоздающее воображение и творческое мышление, развиваются образная и сенсорная память, комбинаторские способности и творческая самостоятельность.
Развитие любых способностей связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Постепенно у детей развивается способность к наблюдению и сравнению, синтезу и анализу, а также, выявлению различного рода противоречий и выявление причинно-следственных связей. В данном случае можно говорить о развитии критического мышления ребёнка, и чтобы данные процессы непрерывно развивались у всех без исключения воспитанников, именно родители должны продолжать такого рода работу со своими детьми в домашних условиях. В этом случае дети научатся самостоятельно осуществлять поиск новых решений и участвовать в исследовании различных проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе образовательную среду рассматривают как подсистему социокультурной среды. Реализация типологии образовательной среды осуществляется через ее структуру. Учёные и исследователи в области дошкольного образования рассматривают несколько компонентов развивающей образовательной среды:
-физическое окружение;
- человеческие факторы;
-программа обучения как социальная часть среды;
-информационная, соматическая и предметная;
-пространственно-семантическая;
-коммуникационно – организационная.
Среди всех структурных компонентов образовательной среды, центральной является психологическая составляющая [14, с.18]. Это должно проявляться, в том числе, в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки и в становлении положительной «Я концепции».
В педагогической психологии в целом, под образовательной средой понимают условия, в которых осуществляется воспитание и обучение субъектов. В широком смысле под средой понимают совокупность влияний и условий, которые окружают человека. В. А. Ясвин писал, что образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также, возможностей для ее развития [30, с.142].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие [Текст] / В.В. Абраменкова - М.: ПерС. - 2008. - 431 с.
2. Аджимуратова, А.Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/ (дата обращения: 20.10.2024).
3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
4. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта,
Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
5. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
6. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 20.10.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 20.10.2024).
8. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство
совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова.- Детский сад от А до Я.– 2007.– N 4.– С. 114-129.
9. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в
дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Н.С. Голицына.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.
10. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
– СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
11. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
13. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей [Текст] / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
14. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте культуры личности [Текст] / И.В. дубровина. - Вестник практической психологии образования. - 2019. - N. 3. - С. 17–21.
15. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
16. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
17. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей [Текст] / Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.
18. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных
группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва :
Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
19. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
20. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Лаптева. - журнал Вестник Кемеровского государственного университета/ Лаптева Ю.А., И.С. Морозова – 2016. - С.51-53.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст] Книга для учителя / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2014. – 624 с.
23. Рогов, Е.И. Психология группы [Текст] / Е. И. Рогов - М.: Владос. - 2021. – 430 с.
24. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 20.10.2024).
25. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие дошкольника [Текст] / С.В. Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2023. – 139 с.
26. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.
27. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
28. Шумская, А.И. Психогически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка / А. И. Шумская. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 30-35. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14141/ (дата обращения: 20.10.2024).
29. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2010. – 348 с.
30. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
31. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. М. Ясвин. - М.: Смысл. - 2001. - 368 с.
32. Якобсон, С.Г. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей
детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002 – 80 с.