Фрагмент для ознакомления
2
Рэп музыка как музыкальный жанр возникла в конце 1970-х годов в районах Южного Бронкса и Гарлема в Нью-Йорке, США в контексте хип-хоп культуры. Этот жанр сформировался под влиянием социальных и экономических проблем, с которыми сталкивались афроамериканцы в тот период времени. Распространение насилия, бедности и неравенства в этих районах послужило толчком к появлению рэпа как формы самовыражения и протеста.
Английский глагол rap имеет различные значения, в том числе «наносить удар, особенно быстрым, умным или лёгким ударом», а также «произносить резко или энергично: произносить команду». В «Кратком оксфордском словаре английского языка» указан 1541 год для первого зарегистрированного использования слова со значением «произнести (особенно клятву) резко, решительно или внезапно».
Словарь американского сленга Вентворта и Флекснера даёт значение «говорить, узнавать или признавать знакомство с кем-либо», датируемое 1932 годом, а более позднее значение — «разговаривать, особенно в открытой и откровенной манере». Именно из этих значений вытекает музыкальная форма рэпа, и это определение может быть дано в результате укорочения остроумного ответа. Слово рэпер относится к исполнителю, который «читает рэп». К концу 1960-х годов, когда Хьюберт Г. Браун сменил своё имя на Х. Рэп Браун, рэп был сленговым термином, обозначающим речь или высказывание, и был распространён среди «модной» толпы в протестных движениях, но он не ассоциировался с музыкальным стилем в течение ещё десятилетия.
Рэп использовался для описания разговоров на пластинках ещё в 1971 году, на альбоме Айзека Хейза Black Moses в названиях таких треков, как «Ike’s Rap», «Ike’s Rap II», «Ike’s Rap III» и так далее. Del the Funky Homosapien аналогичным образом утверждает, что рэп использовался для обозначения речи в стилистической манере в начале 1970-х годов: «Я родился в 72-м… тогда рэп означал, по сути, то, что ты пытался передать, пытался убедить кого-то. Вот что такое рэп, это то, как ты говоришь.».
Одной из ключевых фигур в развитии рэп музыки был DJ Kool Herc – человек, который начал организовывать вечеринки с музыкой, сопровождаемой ритмическими речитативами. Такой стиль исполнения музыки, сочетающий элементы речитатива, рифмы и импровизации, послужил основой для развития рэпа как отдельного жанра. Постепенно рэп стал неотъемлемой частью хип-хоп культуры, объединяющей элементы музыки, танца, моды и искусства.
Грэндмастер Флэш, известный как крестный отец рэпа, усовершенствовал технику Херка, добавив в нее скрэтчинг – звуковые эффекты, полученные при перемещении проигрывателя по пластинке. Он основал группу "Фьюриос Файв", которая выпустила первый сингл "Суперрэпинг" и открыла новую эру в музыке. Рэп стал доступным для всех благодаря простоте его исполнения – достаточно двух проигрывателей, умения рифмовать и фантазии. Молодежные группы начали исполнять свою музыку как на улицах, так и в клубах, рассказывая о жизни в бедных кварталах городов. Тексты в основном были посвящены тяготам жизни в бедных кварталах больших городов.
Исследования показывают, что рэп музыка не только отражает социальные проблемы и неравенство, но и служит средством самовыражения и протеста для афроамериканцев. Её ритмичный стиль исполнения и тексты, содержащие социально-политические послания, делают рэп музыку мощным инструментом для передачи сообщений о социальной справедливости и равенстве.
Рассмотрение феномена рэп-культуры предполагает обращение к понятию субкультуры в социогуманитарном аспекте. Анализ понятия «субкультура» с точки зрения философии позволяет выявить два основных подхода к этому феномену. Согласно одному из них, субкультура рассматривается с позиции тех или иных отличительных особенностей выделяющейся в обществе группы: системы норм и ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей (например, молодёжные субкультуры в контексте национальной культуры) [7]. Согласно другому подходу, каждая субкультура, имея свою систему ценностей, коммуникативную среду, входит в общую систему культуры [8], то есть рассматривается как способ локализации национальной культуры в составе более «крупной» культуры — глобальной. В связи с этим можно сказать, что рэп-культура выступает способом отражения определённого уровня исторического развития общества, творческих сил, возможностей и способностей человека.
В зарубежных исследованиях рэп преимущественно рассматривается как часть хип-хоп-культуры. Соотношение данных понятий определяется нами следующим образом: хип-хоп-культура включает в себя, помимо рэпа, культуры диджеев, танца, граффити. Хип-хоп-культура — более широкое понятие, чем рэп-культура, хип-хоп — это то, что определяет образ жизни рэпера. Кроме того, рэп изучается преимущественно с позиции культурологии. В этом отношении особенно актуальным оказывается рассмотрение рэпа как явления глобальной культуры, а также факторов, обусловивших его появление.
Одно из направлений в зарубежных исследованиях связано с осмыслением предпосылок появления и развития хип-хопа и рэп-культуры. Так, в статьях Альберта Шаренберга «Глобализм и национализм в афро-американском хип-хопе» и Арно Шольца «Культурная гибридность и стратегии присвоения на примере романского рэпа под влиянием Франции» культура хип-хопа и музыкальное явление рэпа рассматриваются как культурные феномены, возникшие в качестве ответа на глобализацию, то есть как продукт процесса культурной гибридизации [11]. Появление в обществе глобальной субкультурной модели рэпа обусловлено увеличением пространственной сегрегации и экономической маргинализации социальных классов и этнических групп, в частности чернокожих американцев, а также «запуском» процесса экономической реструктуризации, ведущей к укреплению исключительных прав американского общества [14]. А. Шаренберг утверждает, что основной идеей культурного глобализма для рэп-культуры является «геттоцентризм» как символ протеста, связанный в первую очередь с расовой дискриминацией [Ibid.].
Таким образом, история возникновения рэп музыки связана с социокультурным контекстом афроамериканцев в конце 1970-х годов, а ее развитие отражает стремление к самовыражению, протесту и социальной трансформации. Исследования в этой области продолжаются с целью достижения более глубокого понимания роли рэп музыки в современном обществе.
Слово «рэп» происходит от английского to rap – резко говорить, выкрикивать; слегка ударять. В Новейшем большом толковом словаре русского языка можно найти два толкования этого слова:
1. декламация, речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку;
2. танец под такую музыку.
В 80-е года 20 века. рэп распространился по всей территории Америки, а затем вышел далеко за её пределы. Со временем тематика рэперских текстов всё больше стала приобретать социальную окраску, а рэп – оформляться в полноценный музыкальный жанр, сравнимый по популярности с поп- и рок музыкой.
Безусловно, рэп – это не просто тексты, но и «различные лингвистические приёмы передачи смысла». Тексты эти «включают множество слов и оборотов речи, многозначных по своей природе; одно слово или словесный оборот употребляется в различных смыслах, а его понимание зависит от контекста». Выявление лингвистического своеобразия американских рэп-композиций видится нам особенно актуальным на современном этапе ввиду нескольких причин:
1. рэп-жанр приобрёл широкую популярность среди молодёжной аудитории и, следовательно, может оказывать серьёзное влияние на формирование её мировоззрения;
2. за счёт свободного доступа к интернету молодые люди могут знакомиться с творчеством рэп-исполнителей различных стран, в том числе американских, что может привести к формированию искажённых ценностей;
3. анализ лингвистических особенностей композиций современных популярных американских рэперов (в том числе их стилистической окраски) поможет выявить механизмы воздействия исполнителей на аудиторию и выработать паттерн адекватного восприятия их иноязычного творчества.
Хип-хоп-музыка официально не записывалась для воспроизведения на радио или телевидении до 1979 года, причиной тому являлась из-за бедность во время появления жанра и отсутствия признания за пределами районов гетто[6]. 1980-е годы ознаменовали собой диверсификацию хип-хопа, так как жанр развил более сложные стили и распространился по всему миру. «Ньюскул» хип-хоп был второй волной этого жанра, отмеченной электро-звуком, и привёл к золотой эре хип-хопа, прогрессному периоду между серединой 1980-х и серединой 1990-х. В это же время приобрёл популярность поджанр гангста-рэп (gansta - человек, который, по мнению других, чтобы быть незначительной или незаконным), чьи текста были основаны на насильственном образе жизни и нищих условиях жизни афроамериканской молодёжи в бедных района города.
В начале-середине 1990-х в хип-хопе Западного побережья преобладал джи-фанк, в то время как в хип-хопе Восточного побережья доминировал джаз-рэп, альтернативный хип-хоп и хардкор-рэп. В то время хип-хоп продолжал диверсифицироваться с появлением других региональных стилей, таких как южный рэп и хип-хоп Атланты. Хип-хоп стал самым продаваемым жанром в середине 1990-х годов и самым продаваемым музыкальным жанром к 1999 году.
Популярность хип-хоп-музыки сохранялась до конца 1990-х годов — середины 2000-х годов, в так называемую «эру украшений», и хип-хоп повлиял на другие жанры популярной музыки, такие как неосоул, ню-метал и R&B. В США также наблюдался успех региональных стилей, таких как кранк, южный жанр, который подчёркивал биты и музыку больше, чем лирику, и альтернативный хип-хоп, который начал закрепляться в мейнстриме, отчасти благодаря кроссовер-успеху его исполнителей. В конце 2000-х и начале 2010-х, в так называемую «эру блогов», рэперы смогли завоевать популярность с помощью онлайн-способов распространения музыки, таких как социальные сети и блоги, а мейнстрим хип-хоп получил более мелодичное, чувствительное направление после коммерческого упадка гангста-рэпа. Поджанры трэп и мамбл-рэп стали самой популярной формой хип-хопа в середине-конце 2010-х и начале 2020-х годов. В 2017 году рок-музыка уступила хип-хопу место самого популярного жанра в США.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданов, А. В. Лингвокультурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.19 /- 2005. — 26 с. Лингвистический энциклопедический словарь / гл.ред.
2. Большой китайско-русский словарь. URL: https://bkrs.info (дата обращения: 15.05.2024).
3. Борисова И. В. Современные тенденции процесса окказионального словообразования в Интернет-общении // Litera. 2018. № 3. С. 281–288.
4. Борисова И. В., 2022 Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 3 • ISSN 2224-0209 • URL: www.evestnik-mgou.ru 6. Луков В. А. Хип-хоп культура //Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 147–151.
5. В.Н. Ярцева. — 2-е изд. доп. — М.: Большая Рос. энцикл., 2002. — 709 c. Новый англо-русский словарь / В.К. Мюллер [и др.]. — 7-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 200. — 880 с.
6. Ван Сици. Культурная интерпретация развлекательной деятельности и моды: Очерки по исследованию поп-музыки. Чжэнчжоу, Издво Хэнаньского университета. 2015. 294 с
7. Гриценко Е. С. Вербальное поведение как способ конструирования молодежной идентичности: культурные коды и стилистические модели // Вестн. Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2010. № 10. С. 46—56.
8. Гриценко Елена Сергеевна, Дуняшева Лилия Гаффаровна Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-osobennosti-repa-v-aspekte-globalizatsii (дата обращения: 19.05.2024).
9. Гриценко, Е.С. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации / Е. С. Гриценко, Л. Г. Дуняшева // Журнал «политическая лингвистика». — 2013. — № 2. — С. 17 — 25.
10. Дулганова Е. О., Амгаланова М. В. Российский рэп как социально-культурный феномен // Сохранение, изучение и популяризация наследия: опыт участия и векторы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции, Улан-Удэ, 18 апреля 2019 г. / отв. ред. Е. Ю. Перова. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2019. С. 206–210. 3.
11. Дуняшева Л. Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе (на материале жанров «блюз» и «рэп»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Н. Новгород, 2012.
12. Дуняшева Л. Г. Концепт «свобода» в афроамериканском песенном дискурсе // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 6. С. 158–167.
13. Зубкова, Н. В. Лингвостилистические особенности афроамериканского английского на примере лирики рэп-исполнителей / Н. В. Зубкова. — Текст: непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва:Буки-Веди, 2016. — С. 75-81. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10526/ (дата обращения: 19.05.2024).
14. Кожелупенко Т. П. Сленг как средство субкультурного кодирования в современных американских и русских рэп-текстах: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.20 / Т. П. Кожелупенко. — Санкт-Петербург, 2009. — 117 с.
15. Колесников А. А. Особенности использования прецедентных имён в рэп-дискурсе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2014. № 5. С. 66–71.
16. Колесников А. А. Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.19 / А. А. Колесников. — Москва, 2016. — 158 с.
17. Корнева Н. А., Подберезкина Л. З. Рэп как лингвокультурный феномен (на материале творчества ATL) // Молодые лидеры – 2017: материалы VII международного заочного конкурса научно-исследовательских работ, Казань, 16 октября 2017 г. / под ред. А. В. Гумерова. Казань: Рокета Союз, 2017. С. 123–129.
18. Лу Чжэнлань. Песни и гендер: Исследования современной китайской поп-музыки. Пекин: Изд-во Китайской академии социальных наук. 2013. 252 с
19. Мензаирова Е. А. Актуализация концептов «любовь» и «женщина» в песенном дискурсе: дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2010. 187 с. 8.
20. Плотницкий Ю. Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2005. 24 с. 9.
21. Рубцов, И.Н. Афроамериканский социоэтнический диалект и его социолингвистический статус // Вестник Ставропольского государственного университета. Научный журнал. Ставрополь. — 2008. — № 56. — С. 15-21.
22. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. — М. : Астрель; АСТ, 2003. — 1582 с.
23. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. 480 с
24. Турова О. В. Лингвистические особенности «Black English» на материале романа Э. Уолкер «Цвет пурпурный» // Электронная библиотека БГУ. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/21400 (дата обращения: 27.07.2022).
25. Тюпин А. Н. Стилистические особенности афроамериканского диалекта. Нижний Новгород: Литера, 2002. 121 с. 11. Шевченко О. В. Тематическое своеобразие песенных текстов как способ реализации функций жанров песенного дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
26. Хватова С.И. Создание сочинения в условиях канона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2. С. 223-230.
27. Чен Й. Анализ элементов национальной музыки в китайской популярной музыке // Northern Music. 2017. № 37 (18). 255 р.
28. Ю Цзинбо, Ли Ган. Краткая история китайской поп-музыки. Шанхай: Шанхайский музыкальный издательский дом. 2019. 404 с.
29. Ян Сяохуэй. О связи между китайской народной музыкой и поп-музыкой // Music Creation. 2011. № 4. С. 112-114.