Фрагмент для ознакомления
2
Саморегуляция – ключевой конструкт в области психологии развития – включает в себя процессы, с помощью которых люди контролируют свои мысли, эмоции и действия для достижения долгосрочных целей [О. А. Конопкин, 1995, с. 5]. Этот контроль проявляется через последовательность корректировочного поведения, которое инициируется, когда индивиды воспринимают несоответствие между своим текущим состоянием и стандартами или целями. По мнению И. Г. Алмазовой и О. Е. Ельниковой, саморегуляция в образовательных контекстах, особенно связанных с проектной деятельностью, в значительной степени зависит от когнитивных стратегий, используемых учащимися для управления и руководства процессами обучения, что позволяет говорить о значительном совпадении когнитивной регуляции и саморегулятивных практик [2021, с. 179].
Дальнейшее исследование показывает, что саморегуляция – это не монолитная черта, а сложный, многомерный конструкт, который сильно варьируется среди людей, особенно в молодых группах, таких как подростки. В. Н. Кондрахина, Г. В. Тазова и Н. Н. Макарова подчеркивают роль проектной деятельности в развитии саморегуляции у школьников, утверждая, что такая деятельность предоставляет учащимся уникальные возможности для отработки и развития регулятивных навыков через решение реальных задач [2019, с. 128]. Эти виды деятельности, требующие планирования, контроля и оценки, тесно связаны с теоретическими основами саморегуляции, которые включают постановку целей, выбор стратегий, контроль прогресса и внесение необходимых корректировок.
На вариативность саморегуляции также влияют индивидуальные личностные особенности и когнитивные стили, о чем пишут Ю. А. Гущина и Г. И. Симонова. Они утверждают, что понимание особенностей саморегуляции у младших подростков, особенно с проблемами в развитии, такими как СДВГ, может помочь адаптировать образовательные методики для лучшей поддержки этих людей в условиях проектно-ориентированного обучения [2020, с. 518]. Такая адаптация крайне важна, поскольку она подчеркивает необходимость приведения образовательных практик в соответствие с конкретными регуляторными потребностями каждого ученика, тем самым повышая как результаты обучения, так и личностное развитие.
Кроме того, развитие саморегуляции неразрывно связано с более широким психологическим и нейроразвивающим ростом подростков. Исследования Е. О. Ивановой и И. М. Осмоловской показывают, что современное дидактическое поле должно постоянно развиваться, чтобы учитывать эти идеи и тем самым обеспечивать соответствие образовательных стратегий последним научным представлениям о развитии подростков [2021, с. 72]. Такое согласование особенно важно в контексте неочевидных нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА), когда физические ограничения могут уникальным образом пересекаться с когнитивными и регуляторными способностями.
Итак, концепция саморегуляции занимает центральное место не только в психологической теории, но и в практических образовательных вмешательствах. Ее изучение предлагает глубокие последствия для совершенствования образовательной практики, особенно с помощью проектного обучения, которое служит как средством, так и целью эффективных стратегий саморегуляции. Интегрируя эти теоретические знания с эмпирической практикой, педагоги могут создать среду, которая не только бросит вызов, но и поддержит подростков в том, чтобы они стали более эффективными регуляторами своего обучения и поведения.
В исследованиях саморегуляции в педагогических и психологических науках основополагающие работы, в частности О. А. Конопкина, раскрывают структурно-функциональные аспекты психической саморегуляции, которые определяют способность регулировать свое поведение через внутренне поставленные цели, контролируемые контурами обратной связи, которые корректируют действия в соответствии с желаемыми результатами [O. A. Konopkin, 1995, p. 6]. Эти теоретические основы предполагают, что саморегуляция – это не просто реактивный процесс, а проактивная схема, включающая стратегическое развертывание когнитивных ресурсов для оптимизации поведенческих результатов.
Объединение проектного обучения в рамках этой системы позволяет выявить сложную динамику, в которой учащиеся, особенно с особенностями развития, вовлекаются в непрерывный цикл планирования, выполнения и рефлексии, тем самым повышая свои регулятивные способности [И. Г. Алмазова, О. Е. Ельникова, 2021, с. 179]. Данная методология, основанная на теориях когнитивной регуляции, подчеркивает преобразующий потенциал структурированной образовательной деятельности для укрепления саморегуляции школьников. Влияние этих подходов распространяется и на развитие профессионального самоопределения, на что указывают Л. В. Байбородова и Л. Н. Серебренникова, утверждающие, что реализация проектной деятельности способствует более глубокой связи между процессами саморегуляции учащихся и формирующейся профессиональной идентичностью [2014, с. 66].
Также роль творческого мышления в развитии саморегуляции у младших подростков подчеркивают О. А. Городнова и Л. Н. Белоногова, которые утверждают, что развитие креативности через проектную деятельность может существенно повлиять на развитость саморегулятивных практик [2019, с. 45]. Этот аспект особенно важен, поскольку он связывает когнитивную гибкость с мастерством саморегуляции, предполагая симбиотическую связь между творческим решением проблем и усилением контроля над процессами обучения.
В аналогичном ключе Ю. А. Гущина и Г. И. Симонова рассматривают организационные аспекты проектной деятельности, подчеркивая необходимость адаптации этих образовательных парадигм к специфическим саморегуляционным потребностям младших подростков, тем самым подтверждая важнейшую роль индивидуализированных образовательных вмешательств в развитии эффективной саморегуляции [2020, с. 520]. Специфика такой адаптации имеет решающее значение, поскольку она позволяет согласовать образовательные практики с особенностями развития отдельных учащихся, повышая эффективность вмешательств, направленных на развитие способностей к саморегуляции.
Дополнительно, знания из области нейропсихологии позволяют глубже понять биологические основы, поддерживающие саморегуляцию. Исследования межполушарной асимметрии у детей с нарушениями развития, проведенные С. О. Брызгаловой и Г. Е. Найдановой, свидетельствуют о том, что неврологические факторы играют важную роль в формировании саморегуляционных способностей личности, что позволяет применять более тонкие подходы к поддержке образования, учитывающие вариативность нейроразвития [2014, с. 36].
В итоге интеграция этих разнообразных моделей и подходов – от когнитивно-поведенческих стратегий и обучения на основе проектов до нейропсихологических представлений – создает прочную теоретическую и практическую основу для понимания и развития саморегуляции. Этот междисциплинарный синтез не только обогащает академический дискурс, но и служит практическим руководством для педагогов и психологов, стремящихся воспитать более устойчивых и самонаправленных учеников.
1.2. Особенности саморегуляции у младшего подростка с НОДА
Теория индивидуального стиля саморегуляции, сформулированная В.И. Моросановой, подчеркивает уникальные способы управления индивидами своим поведением, эмоциями и когнитивными процессами для достижения личных целей. Согласно этой теории, саморегуляция не является единым навыком, а существенно различается у разных людей под влиянием личностных особенностей и факторов среды. Такая вариативность требует дифференцированного подхода в образовательном и терапевтическом контекстах, особенно при разработке вмешательств, направленных на развитие способностей к саморегуляции [В.И. Моросанова, год не указан].
В основе модели Моросановой лежит положение о том, что саморегуляция включает в себя несколько ключевых компонентов: постановку целей, мониторинг прогресса, выработку стратегии и оценку результатов. Каждый компонент может проявляться по-разному у разных людей, что приводит к появлению различных стилей саморегуляции. Эти стили очень важны для понимания того, как подростки участвуют в образовательной деятельности и получают от нее пользу, особенно в той, которая требует высокой степени когнитивного контроля и личной инициативы.
Н-р., в контексте проектно-ориентированного обучения согласование заданий со стилем саморегуляции подростка может значительно повысить вовлеченность и результаты обучения. Исследования И. Г. Алмазовой и О. Е. Ельниковой показали, что при согласовании проектной деятельности со стилем саморегуляции учащихся наблюдается заметное повышение мотивации и успеваемости [2021, с. 180]. Такое соответствие крайне важно, поскольку оно поддерживает естественные склонности учащихся, позволяя им справляться с трудностями более эффективно и с большей внутренней мотивацией.
Причем взаимодействие между саморегуляцией и личностными характеристиками является одним из ключевых направлений. По мнению Ю. А. Гущиной и Г. И. Симоновой, эффективность саморегуляции также модулируется базовыми личностными характеристиками, которые могут либо способствовать, либо препятствовать процессу регуляции [2020, с. 519]. Такое взаимодействие предполагает, что образовательные стратегии должны не только соответствовать стилям саморегуляции, но и быть адаптированы к более широким личностным характеристикам студентов для оптимизации среды обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л. С. Цветковой. М.: НПО МОДЭК; Московский психолого-социальный институт, 2001. 296 с.
2. Алмазова, И. Г., Ельникова, О. Е. Специфика когнитивной регуляции процесса обучения школьников посредством проектной деятельности: методологический аспект // Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 177-184.
3. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. № 1. С. 23-31.
4. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 2. Том II. С. 65-70.
5. Брызгалова, С. О., Найданова, Г. Е. Особенности межполушарной асимметрии у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. № 1. С. 34-43.
6. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С. 169-175.
7. Городнова, О. А., Белоногова, Л. Н. Развитие творческого мышления младших подростков в проектной деятельности: теоретический аспект // Педагогика и психология: теория и практика. 2019. № 4 (16). С. 42-47.
8. Гусакова, М. А. К вопросу о развитии субъектности младших подростков в процессе обучения // Вопросы науки: теоретический и практический аспекты: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 29 апреля 2017 года. Самара: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научных исследований и консалтинга», 2017. С. 24-26.
9. Гущина, Ю. А., Симонова, Г. И. Организация проектной деятельности младших подростков с учетом особенностей саморегуляции // Педагогика и психология в XXI в.: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 23 апреля 2020 года / Вятский государственный университет. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 516-523.
10. Захальская, А. А. Особенности формирования самооценки младших подростков в условиях проектной деятельности // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы IV Международной научно-практической конференции, Брянск, 11-12 апреля 2019 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2019. С. 19-22.
11. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М. Изменение исследовательского поля современной дидактики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 1. С. 68-76.
12. Кондрахина, В. Н., Тазова, Г. В., Макарова, Н. Н. Проектная деятельность как средство саморазвития и самоорганизации деятельности школьников // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 3 (4). С. 126-129.
13. Конопкин, О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
14. Конопкин, О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
15. Крюковская, Н. В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в 1-м классе // Нижегородское образование. 2016. № 2. С. 89-95.
16. Кутугина, В. И., Игнатова, А. И., Гавриленко, Л. С. Развитие субъектности обучающихся посредством проектной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 26-30.
17. Мазурчук, Е. О., Мазурчук, Н. И., Ситникова, И. И. Развитие навыков взаимодействия подростков в проектной деятельности // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15-16 апреля 2021 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 161-165.
18. Майер, А. А. Социально-педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 65-76; URL: http://spf.kemsu.ru/portal/sr2004/2.1.htm.
19. Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 28-34.
20. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. 4-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2016. 160 с.
21. Осницкий, А. К. Деятельность, сознание, саморегуляция // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. Москва: Институт психологии РАН, 2018. С. 1996-2006.
22. Петрова, Г. Н. Теоретические подходы в педагогике и образовании (системный, синергетический, антропологический, феноменологический): учебно-методическое пособие. Владивосток: Профессиональная наука, 2021. 123 с.
23. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология; 050701 (033400) — Педагогика. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2010. 368 с.
24. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология; 050701 (033400) — Педагогика. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2010. 368 с.
25. Рындак, В. Г., Аллагулов, А. М., Челпаченко, Т. В. Педагогическое познание сквозь призму синергетического подхода // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 73-78.
26. Симонова, Г. И., Гущина, Ю. А. Проблемы саморегуляции в младшем подростковом возрасте // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 3. С. 287-293.
27. Симонова, Г. И., Гущина, Ю. А. Проблемы саморегуляции в младшем подростковом возрасте // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 3. С. 287-293.
28. Скрипник, Н. М. Развитие субъектности младшего подростка через построение поддерживающей образовательной среды // Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты, Самара, 15-17 октября 2015 года / под ред. Г. В. Акопова, Е. Л. Чернышовой, С. Г. Ихсановой. Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2015. С. 344-346.
29. Тарита, Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГУПМ, 2000. 21 с.
30. Ядыгина, Р. Б., Пчела, И. В. Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 91.