Фрагмент для ознакомления
2
Крупнейшее прогрессивно-демократическое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) - было создано русскими художниками и скульпторами реалистического направления. Возникновение товарищества было во многом обусловлено кризисом академического салонного искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы 19 века и было обусловлено деятельностью возглавляемого Крамским Св. Подготовлен Петербургским художественным обществом художников-демократов, ставшим в 1870 году одним из основателей Союза русских художников. Партнерство, его лидер и вдохновитель [12].
Артель вольных художников, основанная в 1863 году после демонстративного ухода из Академии ее выпускников, борющихся за большую золотую медаль ("Восстание четырнадцати"), была своего рода центром искусств в Санкт-Петербурге, центром Академии и ее искусства, далекого от требований жизни, современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, Маковский, Прянишников, Саврасов предложили в конце 1869 года петербургским художникам всем объединиться и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность.
На момент основания товарищества Санкт-Петербургская артель практически прекратила свое существование, и некоторые ее члены присоединились к новому объединению. Главное, что удалось сделать членам партнерства, - это организация независимых выставок и их передвижение по городам России. "Странники", как называли членов ассоциации, ставили своей задачей максимально способствовать развитию искусства и социально-эстетическому воспитанию масс. В середине XIX века, в отличие от ложного классического искусства, насаждаемого Императорской академией художеств, произошел тесный подход демократического искусства к жизни. Русская русская литература, музыка, театр и общественная мысль развиваются с появлением передвижников в едином направлении, образуя мощный поток русской демократической культуры, вдохновленный передовыми общественными идеями своего времени.
В 70-х и 80-х годах 19-го века деятельность товарищества достигла своего апогея. Ведущее место в передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова.
В своем творчестве они отразили важнейшие явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречивости. Передвижники оказали большое влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов и экспонентов ассоциации были художники разных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов [7].
Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие из величайших передвижников много лет преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Перьев, Саврасов, Пряников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 г. Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а затем Киселев, Дубовская и другие художники входили в преподавательский состав Санкт-Петербургской академии художеств, что значительно повысило роль и авторитет Академии как центра художественного образования.
Передвижники были художниками-реалистами и членами крупнейшего в России прогрессивно-демократического объединения - Товарищества передвижных художественных выставок (1870-1923). Основанная по инициативе Г.Г. Мясоедова ("Косари"), Г.Е. ("Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе"), Перова ("Поездка в сельской карете на Пасху"), И.Н. Крамского ("Христос в пустыне"), на протяжении многих лет была идейным и организационным руководителем передвижников. Партнерство включило в свой состав ведущие силы российской демократической художественной культуры. Партнерство представляло собой принципиально новую, оригинальную творческую организацию художников.
В 70-е годы в центре официального учебного заведения - Санкт-Петербургской академии художеств - развернулась борьба за право искусства обращаться к реальной жизни, вылившаяся в так называемое "14-е восстание". Ряд выпускников академии отказались писать заявления о приеме на работу. Ведущие художественные силы Санкт-Петербурга.
Искусство передвижников стало выражением революционно-демократических идей в русской художественной культуре второй половины 19 века. Бытовой жанр в лучших произведениях странников лишен анекдотичности. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи.
Странники ставили перед собой задачу социального и эстетического просвещения масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В состав товарищества в разное время входили Левитан ("Март"), Поленов ("Московский двор"), Репин ("Бурлаки на Волге", "Мы не ждали"), Саврасов ("Прилетели погремушки"), Серов ("Девушка с персиками"). "Похищение Европы"), Сурикатов ("Утро стрелецкой казни"), Шишкин ("Рожь"). Верещагин и Коровин ("Вокруг света") участвовали в выставках передвижников [9].
В своей работе "Странники", основанной на реалистическом методе, прежде всего глубоко и всесторонне отразили современную жизнь русских рабочих. Ведущую роль в ее творчестве играл истинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистикой. Многие из работ передвижников посвящены русской истории, в которой особое внимание им было уделено драматическим национальным движениям. (Сурикаты "Утро Стрелецкой казни", "Боярыня Морозова").
Эти работы отличались глубиной исторических знаний о прошлом. Они также заняли важное место в искусстве портретной живописи и отличаются богатством социально-психологических характеристик. В них участвовали в основном передовые деятели культуры и представители трудового народа. Многие работы передвижников посвящены русской истории, в которой особое внимание привлекали драматические народные движения. Эти работы отличались глубиной исторических знаний о прошлом. В своих пейзажных работах путешественники обращались к простым, обыденным мотивам местной природы, создавая образы, проникнутые патриотическим чувством и большим социальным содержанием. Значительное количество произведений передвижников воспроизводило образы народного искусства и литературы.
Опираясь на материалистическую эстетику В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создали искусство критического реализма. Организация передвижников, отстаивавшая и развивавшая принципы реализма, народности и народного искусства, очень скоро превратилась в крупнейший центр художественной жизни России, оплот нового реалистического направления в живописи, и, хотя Императорская академия художеств приобретала все больший авторитет в этой области и роль лишившись главного центра, искусство потеряло место в Императорской академии художеств, хотя и оставалось официальным руководящим органом. В течение 70-х и 80-х годов 19 в. В середине XIX века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация прочно утвердилась и завоевывает все больший авторитет и популярность среди широкой общественности [3].
Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение, Ассоциация передвижных художественных выставок, было основано в 1870 году и просуществовало до 1923 года, было создано русскими художниками и скульпторами, придерживавшимися реалистического направления в своем творчестве. Возникновение товарищества было вызвано кризисом официального академического искусства, общим подъемом демократической культуры в середине 19 века и было обусловлено деятельностью Св. Петербургское художественное общество свободных художников подготовлено под руководством Ивана Николаевича Крамского, который в 1870 году стал одним из основателей товарищества..
Артель свободных художников была основана в 1863 году после того, как ее выпускники, получившие большую золотую медаль (так называемое "Восстание четырнадцати"), демонстративно ушли из академии. Это объединение уже несколько лет является своего рода центром искусств, противостоящим Санкт-Петербургской академии художеств и ее искусству, далекому от современных реалий [4].
Эта творческая свобода подразумевала абсолютную независимость от консервативной дворянской академии художеств, от ее оторванного от реальности искусства, от ее указаний, наград и наград. Партнерство означало объединение художников-единомышленников в единое творческое объединение для художественной деятельности. Большим достижением партнерства стала организация независимых художественных выставок и их передвижение по крупнейшим городам России.
Главной задачей своей деятельности "странники", как называли членов ассоциации, считали пропаганду высокого искусства и эстетического воспитания. Продажа картин на выставках также давала художникам материальную независимость от официальных заказов. Идея создания товарищества передвижных художественных выставок принадлежит Григорию Григорьевичу Мясоедову. Зимой 1868-1869 годов мясоедов, вернувшийся из Италии, предложил членам артели идею самостоятельно организовать художественную выставку силами кружка художников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дмитриенко А.Ф., Кузнецов Э.В., Петрова О.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, 1971. - 425 с.
2. Иванов, С. Москва в жизни и творчестве И. Е. Репина / С. Иванов. - М.: Московский рабочий, 2011. - 144 c.
3. Моргунова-Рудницкая, Н. Д. Илья Репин. Жизнь и творчество / Н.Д. Моргунова-Рудницкая. - М.: Искусство, 2011. - 296 c.
4. Петрова О.Ф. 50 биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, Аврора, 1971. - 284 с.
5. Пистунова, А.М. Богатырь русского искусства. И.Е. Репин / А.М. Пистунова. - М.: Детская литература, 2001. - 179 c.
6. Репин И.Е. Далёкое близкое. - М., Академия художеств, 1960. - 174 с.
7. Репродукции картин И. Репина. Академия художеств, 1995. - 325 с.
8. Рябушин, А.В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы / А.В. Рябушин. - М.: Стройиздат, 2000. - 327 c.
9. Сидоров, В. М. Край вдохновения: К 100-летию Дома творчества художников "Академическая дача" имени И. Е. Репина / В.М. Сидоров. - М.: Художник РСФСР, 2006. - 240 c.
10. Стернин Г.Ю., Репин И.Е. Возвращение не состоялось… (из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. Архивы, 1991, №3.
11. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. - М., 1997. - 472 с.
12. Шумова М.Н. Русская живопись середины ХIХ века. - М., Искусство, 1984. - 735 с.