Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Проектная деятельность является одним из эффективных методов обучения, способствующих формированию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), таких как умение самостоятельно добывать, анализировать, обрабатывать и представлять информацию. Реализация проектной деятельности на уроках информатики позволяет углубить знания и практические навыки обучающихся, развивать их творческие способности и критическое мышление. Из-за количества задач и планирования, которые педагоги должны выполнять ежедневно, можно заметить, что у них остаётся мало времени для изучения новых инициатив, которые возникают каждый день благодаря развитию технологий. А без внедрения чего-то нового, заинтересовать сегодняшнего школьника очень сложно. Но необходимо. И учителю приходится все время находится в поиске нового, и интересного материала, или методики. Ведь помимо таких навыков, как математика, чтение или письмо, также необходимо уметь управлять временем, синтезировать информацию и использовать технологические инструменты. Другими словами, для учащихся, которые стремятся стать руководителями своих школьных проектов, образовательные проекты позволяют осуществлять эффективный, актуальный процесс обучения на практике и, конечно же, при поддержке и руководстве квалифицированного учителя.
Реализация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики в основном общем образовании играет ключевую роль в формировании компетенций учащихся в области информационных технологий. Проекты на уроках информатики позволяют учащимся применять теоретические знания на практике, развивать навыки анализа, решения проблем, коммуникации, сотрудничества и креативного мышления. Благодаря проектной деятельности обучающиеся могут освоить различные программные средства, научиться программировать, создавать веб-сайты, разрабатывать цифровые презентации и мультимедийные проекты. Этот подход к обучению информатике стимулирует интерес к предмету, повышает мотивацию к обучению и формирует у учащихся навыки, необходимые для успешной адаптации в информационном обществе. Проектная деятельность на уроках информатики также способствует развитию у учащихся критического мышления и самостоятельности. При работе над проектами дети вынуждены самостоятельно искать решения задач, анализировать информацию, принимать решения и отвечать за результат. Это помогает им развивать навыки саморегуляции, уверенности в собственных силах и ответственности за свои действия.
Кроме того, проекты на уроках информатики обучают учащихся работать в команде. В процессе совместной деятельности они учатся слушать мнение других, договариваться, распределять обязанности, адаптироваться к различным точкам зрения. Это помогает им развивать навыки эффективного сотрудничества, что важно не только в учебной среде, но и в будущей профессиональной деятельности.
Наконец, проекты на уроках информатики способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Благодаря возможности самостоятельно выбирать тему проекта, его формат и содержание, дети могут проявить свою индивидуальность, экспериментировать, искать нестандартные решения. Это помогает им развивать креативное мышление, умение мыслить нестандартно и находить новые подходы к решению задач.
Данной темой в разное время занимались такие ученые как: Д. Дьюи, У. В. Н. Шульгина, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьева и др.; среди современных ученых, исследователей можно выделить –, В. Д. Симонентко, Е. С. Полат, Г. И. Кругликов, В. Рубцова, В. В. Гузеев, В. Н. В. Матяш и др. Проектная деятельность в школе, нашла отражение и в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [1, 3, 5, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 22, 26, 27].
Объектом данной работы является – учебный процесс по информатике в основном общем образовании.
Предмет – Реализация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики в основном общем образовании.
Цель разработать и описать процесс реализации проектной деятельности на уроках информатики
На основании цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектной деятельности обучающихся;
2. Провести анализ реализация проектной деятельности по информатике в средней школе;
3. Рассмотреть реализацию метода проектов на уроках информатики;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
§1. Теоретические основы проектной деятельности обучающихся
История возникновения и внедрения проектов в образовательную деятельность
Проект как метод обучения возник в 20-е годы прошлого века. Метод проектов продвигал Уильям Х. Килпатрик (1871–1965). Рабочие проекты, по его мнению, а также по мнению его учителя, представлены как призыв к изобретательности, воображению и приключениям в преподавании и обучении. Это образовательная концепция, целью которой является дать учащимся возможность решать новые задачи и связывать новые знания и проблемы со своим опытом [23].
Истоки этого метода проектов мы находим в Новой школе. Это движение возникло в конце XIX века и его целью было совершить революцию в области преподавания, порвав с жесткой методологией, не принимавшей во внимание детей, и уступив место активной, привлекательной методике. мотивирующий. Его основной предпосылкой было обучение людей, а не наполнение голов. Декроли, один из известнейших представителей «Новой школы» постулировал принцип глобальности, в котором он объясняет, что мышление ребенка синтетическое, а не аналитическое. Ребенок воспринимает реальность глобализированно. Глобальная перспектива становится наиболее подходящей для того, чтобы обучение, которое получают мальчики и девочки, было значимым. Он предполагает, что обучение — это продукт установления множества связей между тем, что является новым, и тем, что уже изучено.
Метод проекта, который находится в рамках глобализирующего подхода, можно определить как процедуру обучения, которая позволяет достичь целей посредством практического предложения ряда действий, взаимодействия и ресурсов для решения ситуации или проблемы.
В России одновременно с американскими педагогами были разработаны идеи проектного обучения. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, под руководством С. Т. Шацкого (русского педагога), который пытался активно использовать методы проектов в педагогической практике [33].
В 1988 году под научным руководством Л. Венгера, группа исследователей, разработали методику работы с одаренными детьми, в следствии чего, получило название проектная деятельность. Венгер строил свои исследования на основе теории Л. Выготского. Согласно работам Выготского, развитие ребёнка происходит постепенно, начиная с вхождения в культуру через овладение ее инструментами, то есть через исследование мира и взаимодействие с ним. В свою очередь инструменты культуры помимо изменения взаимодействия ребёнка с ними они оказывают влияние и на изменение личности ребёнка. А. Н. Леонтьев (2000) установил, что процесс обучения различным видам деятельности, а именно игра и продуктивная деятельность происходит в самом процессе, что определяет психологическое развитие ребенка, иными словами развитие ребенка обусловлено деятельностью и происходит во время нее. Следовательно, предполагается, что продукты деятельности детей не оказывают серьезного влияния на их развитие.
Описание метода проектов.
Как мы упоминали ранее, пропагандистом метода проекта был североамериканец Уильям Х. Килпатрик (1871-1965), который, в свою очередь, был учеником и соратником Джона Дьюи, отца демократического образования и прагматизма. Дьюи (2004) считал, что индивидуальные различия, с которыми учащиеся начинали, были очень важным аспектом, который следует принимать во внимание, а также автор защищал необходимость поощрять студенческий интерес и действия, а не интеллектуализм, иными словами метод Килпатрика был основан на действии и раскрытии индивидуальных сильных сторон учащихся.
По мнению автора Паймала [2008, стр. 242], разработка проекта — это «ось, генерирующая идеи, и важный инструмент процесса обучения. Эта деятельность борется с искусственными средствами, используемыми в обучении, чтобы максимально приблизить школу к реальности. Проект – это целенаправленная деятельность, требующая плана работы и выполнения индивидуальных и социальных задач, добровольно предпринятая Учеником или группой Учеников. Разрабатывая проекты, у Учеников пробуждается инициатива, стремление к исследованиям, творчество, ответственность и стремление к самореализации, а также обеспечивается возможность развития дивергентного мышления.
Точно так же в нескольких других трудах объясняют, что посредством проектов дети учатся осмысленным и глобальным образом, будучи сами ответственными и управляющими своим обучением. По мнению авторов, Килпатрик отстаивает важность активности обучающегося в процессе обучения (поскольку он проектирует, разрабатывает, создает, экспериментирует, разрабатывает и воображает), исходя из своих интересов и мотиваций. По мнению автора, еще одной особенностью метода Килпатрика является создание условий обучения, максимально приближенных к реальной жизни учеников. Установите глобальное обучение, в котором отправной точкой является ситуация или проблема, известная учащимся и вызывающая определенный интерес или беспокойство в ее решении.
Отсюда с помощью учителя дети дают возможные ответы на первоначальные глобальные потребности, уточняя, анализируя и интегрируя информацию. Вискайно И. (2008) показывает некоторые определения проектов разных авторов:
• Труэба, Б.: «Рабочие проекты отвечают организованному намерению придать форму естественному желанию учиться. Они начинаются с открытого глобалистического подхода, чтобы спровоцировать существенное обучение, основанное на интересах мальчиков и девочек, а также их предыдущем опыте и знаниях».
• Малагуцци, Л.: «Самое главное, чтобы дети могли использовать свои способности для создания проектов и организации работы. Таким образом, это метод, который позволяет детям оказаться внутри множества туннелей, которые им придется постепенно преодолевать, покидать и заменять. Благодаря их огромной способности к переговорам между ними родится форма разнообразного интеллекта с различными взглядами, способными сходиться, чтобы произвести множество идей в качестве плодов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ, 2008 – 671 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/ Л.С. Выготский –М.:Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.
3. Ганат С.А., Денисов А.П., Жильцова И.Ю., Масловская Е.В. Проектная деятельность школьников. Как успешно представить свой проект и победить в конкурсе. [Текст]/ отв.ред. Ганат С.А. -. М.:НИЯУ МИФИ, 2023.-100с.
4. Грушевская В. Ю. Развитие визуальной компетенции в проектной деятельности студентов [Текст]/ В. Ю.Грушевская // Журнал «Информатика и образование» №1’2024 Том 39 № 1 - М.:НИЯУ МИФИ, 2024 года - С.8
5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии [Текст]/ В. В. Гузеев. – М.: Высшая школа, 1996. – 368 с.
6. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли : учебник [Текст]/ Джуринский А.Н.. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 356 c.
7. Духавнева А. В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философии образования: для студентов вузов [Текст]/ А. В Духавнева., Л. Д. Столяренко– Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 479 с.
8. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. [Текст]/ Д. Дьюи – М.: Наука, 1998. – С.4;
9. Дьюи Д. Демократия и образование. [Текст]/ Д. Дьюи – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.;
10. Жильцова И.Ю., Масловская Е.В. Наставничество в проектной деятельности школьников: [Текст]// Методическое пособие. / И.Ю. Жильцова, Е.В. Масловская - М.: НИЯУ МИФИ, 2019.100с.
11. Игнатьев Б. В. О методе проектов как основном методе работы трудовой школы [Текст]/ Б. В. Игнатьев// На путях к методу проектов / под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупенина. – М.,1930;
12. Кантор К. М. Два проекта всемирной истории [Текст]/ К. М. Кантор // Вопросы философии. – 1980. – № 2. – С. 10–15;
13. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. [Текст]/ У. Х. Килпатрик – Л., 1925. – 164 с.;
14. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: 2003; Крупенина М. В. В борьбе за марксистскую педагогику [Текст]/ М. В. Крупенина, Шульгин В. Н. – М., 1929. - 185с.;
15. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. [Текст]/ В. С. Лазарев. – Сургут, 2014. – 135 с.;
16. Леонтович А. В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. [Текст]/ – М., 2005;
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд., стер. [Текст]/ – М.: Педагогика, 1983. – 386 с.;
18. Матяш Н. В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. [Текст]/ – М., 2002;
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст]/ / Е. С. Полат, М. Ю. Кухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров: Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.;
20. Пахомова Ю. Н. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. [Текст]/Ю. Н. Пахомова– М.: Аркти. 2005. 112 с.
21. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов [Текст]/ под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. —М.: Издательство Юрайт, 2020. — 392 с
22. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2023. – 191 с.;
23. Первые шаги в науке: практическое руководство по исследовательской деятельности учащихся [Текст]/сост. С.А. Ганичева, О.С. Далинина. – Вологда: БОУ ВО ВМЛ, 2020 -96 с.
24. Проектная деятельность школьников: Методическое пособие для учителя [Текст]/Под общей ред. М.В. Ковальчука. – Отпечатано в типографии ООО «Полиграфический комплекс», Москва, 3-я Хорошевская ул., д.18, корп.1, 2023. – 28 с.;
25. Пичугина Г.В. Методическое сопровождение проектной деятельности: проблемы и рекомендации [Текст]/ Г.В. Пичугина // Школа и производство. 2018. № 4. С. 12–20.
26. Смелова В.Г. Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии в условиях обновления ФГОС ООО [Текст]/ В.Г. Смелова // Биология в школе. 2023. № 1. С. 10–17.
27. Смелова В.Г. Интеграция учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях конвергентного подхода [Текст]/ В.Г. Смелова // Физика в школе. 2023. № S2. С. 103–106.
28. Ступницкая, М. А.. Творческий потенциал проектной деятельности школьников [Текст]/ М. А. Ступницкая / Департамент образования г. Москвы ; отв. ред. Л. Е. Курнешова ; [сост.: Л. Г. Порошинская, В. И. Раздин]. – М., 2006. – Вып. 3. – С. 52–57.
29. Шульгин В. Н. Статья. Журнал «Народный учитель», [Текст]/ В. Н. Шульгин. 1928, №8, - С. 69;
30. Эпштейн М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов. [Текст]/ М. М. Эпштейн– Санкт-Петербург, 2011. – 54 с.;