Фрагмент для ознакомления
2
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Это же требование закреплено в качестве одной из обязанностей учреждений и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ ).
Административный регламент - это один из видов нормативных правовых актов, разрабатываемых и издаваемых органами исполнительной и распорядительной власти (указы, распоряжения, инструкции, резолюции, постановления постановлений, правила, положения, инструкции, стандарты и т.д.).
В теории права понятие "регулирование" трактуется двояко:
-как порядок проведения собраний, митингов, сессий, сходок и т.д.;
-как свод правил, регулирующих внутреннюю организацию и деятельность государственных институтов (правительства, парламента и т.д.).
В рассматриваемом случае "Административный регламент" означает название нормативного правового акта, определение которого дано в п.4 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ, это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственных или муниципальных услуг и стандарты предоставления государственных или муниципальных услуг.
Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственных или муниципальных услуг и стандарты предоставления таких услуг, который непосредственно влияет на реализацию конституционных прав и свобод граждан. Поэтому отдельные положения (параграфы, подпункты, абзацы и т.д.) не случайны. Из административных правил предоставления государственных услуг, утвержденных некоторыми ведомствами (в частности, Министерством внутренних дел России), они часто, а в последнее время и регулярно оспариваются в судах в административном порядке. В большинстве случаев нормативные положения регламента признаются Верховным судом РФ соответствующими федеральному законодательству.
На современном этапе наиболее подробная регламентация содержания административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме (далее - административный регламент) закрепляется соответствующими Правилами, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 и от 20 июля 2021 г. № 1228 .
По справедливому замечанию Л.Р. Фионовой, ориентирование органов исполнительной власти всех уровней, в частности регионального, на положения, содержащиеся в данных Правилах, важно, так как это позволяет добиться решения широкого спектра задач по оптимизации предоставления государственных (муниципальных) услуг, а следовательно, усовершенствования государственного (муниципального) управления .
Структура нормативного правового акта - это его строение, которое определяется особенностями его содержания и правилами применения юридических приемов.
Административный регламент как нормативный правовой акт должен быть составлен в соответствии с общими требованиями к оформлению организационно-распорядительных (в том числе нормативных правовых актов) документов. Общие требования к оформлению документов установлены государственными стандартами.
Обычно, помимо названия, предисловия и приложения, текст структурно нормативных правовых актов включает в себя разделы, главы, параграфы, статьи.
Стандарты предоставления государственных или муниципальных услуг являются важной частью административного регулирования.
Условия и задачи, которые будут решаться органами исполнительной власти субъектов РФ в случае соблюдения требований Правил разработки и утверждения административных регламентов:
-процесс административных процедур должен быть упорядочен;
-сокращение количества процедур;
-уменьшение числа документов, которые нужно представить для предоставления муниципальной услуги;
-устранение необходимости многократного представления идентичной информации в документах с помощью новых форм;
-в результате, снижается количество контактов между должностными лицами органа, предоставляющего услугу и заявителями.
-при оказании услуги без участия заявителя, в том числе при использовании информационно-коммуникационных технологий, возможно использование межведомственных согласований.
-планируется уменьшение периода предоставления услуг;
-за несоблюдение требований административного регламента при выполнении административных процедур будет налагаться ответственность должностными лицами, которые должны выполнять эти процедуры.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов в субъектах РФ разрабатывается и утверждается исполнительными органами власти субъектов .
В дополнение к рекомендациям Правительства РФ в нем указывается на состав приложений к административному регламенту: во-первых, типовые формы бланков, обращений, заявлений и прочих документов, подаваемых заявителем для целей получения государственной услуги (если иное не предусмотрено действующим законодательством); во-вторых, блок-схема предоставления государственной услуги. При этом следует отметить, что ни в Постановлении Правительства Пензенской области № 410-пП, ни в каком-либо федеральном законодательном акте нет указаний на порядок и правила разработки последней.
1.2.Электронные административные регламенты как основа для осуществления административных процедур органов исполнительной власти в электронной форме
Одной из тенденций развития современной системы государственного управления является ее цифровизация, целью которой является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Представляется, что одним из ключевых этапов цифровизации деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой в форме административных процедур, выступает перевод осуществления таких процедур в электронную форму.
Следует отметить, что свойства административных процедур, которые позволяют перевести их в электронную форму, не раз отмечались в работах ученых-административистов, придерживающихся управленческой концепции административного процесса. Так, в исследованиях зачастую подчеркиваются формализованный характер административных процедур, их упорядоченность, а также описание, предполагающее невозможность перехода к следующей административной процедуре без завершения предыдущей.
Следует отметить, что аналогичными характеристиками административные процедуры наделяет и законодатель. Так, согласно п. 15 Правил подготовки административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373, важнейшими признаками административной процедуры являются ее логическая обособленность от других административных процедур, а также наличие конечного результата.
На сегодняшний день ключевым признаком электронной формы реализации административных процедур, выделяемым преимущественно в законодательных актах, является использование информационно-телекоммуникационных технологий..
Вместе с тем представляется, что для более эффективной реализации административных процедур в электронной форме важное значение также имеет автоматизированное исполнение части административных действий, входящих в состав таких административных процедур.
Средством, позволяющим автоматизировать исполнение административных процедур, на наш взгляд, являются электронные административные регламенты (далее - ЭАР), которые должны объединить нормативное и технологическое описание административных процедур.
Начало осмысления ЭАР в отечественной административно-правовой литературе приходится на 2004 - 2007 годы. Исследования того периода затрагивали как концептуальные, так и частные вопросы данного явления.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Сайт]. − URL: http://constitution.garant.ru
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (ред. от 05.04.2024) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 01.08.2005, № 31, ст. 3233
Научная литература
4. Бросалина А.А. Проблемы и перспективы развития административных регламентов в условиях цифровизации государственного управления (статья, занявшая первое место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу) // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 78 - 81.
5. Зубарев С.М. Правовые риски цифровизации государственного управления / С.М. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6. С. 23 - 32.
6. Ермаков А.О. Электронные административные регламенты как основа для осуществления административных процедур органов исполнительной власти в электронной форме // Административное право и процесс. 2021. № 11. С. 76 - 79.
7. Завьялова Е.А. Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг / Е.А. Завьялова, Н.Ю. Погадаева // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. № 2(20). С. 219 - 228.
8. Калинин Г.И. Регламентация оказания государственных услуг в РФ: проблема эффективности нормотворчества / Г.И. Калинин // Административное право и процесс. 2020. № 3. С. 38 - 40.
9. Ламонов Е.В. Теоретико-правовые аспекты тенденций развития законности и повышения эффективности в деятельности органов исполнительной власти / Е.В. Ламонов // Актуальные проблемы государства и права. 2020. № 13. С. 34 - 45.
10. Прокопенко А.Н. Правовое регулирование организации предоставления государственных услуг органами внутренних дел административными регламентами / А.Н. Прокопенко, П.Н. Жукова, В.А. Насонова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 3. С. 255 - 265.
11. Суслова, В. В. Сведения о новых типах стандартных образцов / В. В. Суслова // Эталоны. Стандартные образцы. – 2023. – Т. 19, № 2. – С. 73-79.
12. Фионова Л.Р. Роль административных регламентов в документировании деятельности МФЦ / Л.Р. Фионова // Делопроизводство. 2021. № 2. С. 29 - 35.
13. Хасан Самер Хажар. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Административное право и процесс. 2022. № 9. С. 83 - 88.