Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной деятельностью человека является труд, занимающий не менее трети самостоятельной жизни взрослых. Ряд этапов профессиональной жизни человека охватывают ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, работа и профессиональная подготовка, передача профессионального опыта в семье, обращение к профессиональной помощи других людей и т. д.).
Становится очевидным, что работа и, соответственно, все вопросы, связанные с ней, имеют огромное значение для любого человека и всегда находятся в центре внимания.
Лидеры всегда признавали необходимость поощрять людей работать в организации. Однако они считали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения.
Высокая мотивация персонала – важнейшее условие успеха организации. Ни один бизнес не может добиться успеха без высокопроизводительного мышления, высокого уровня вовлеченности сотрудников, личной заинтересованности в результате и желания внести свой вклад в достижение целей организации.
Вот почему менеджеры и исследователи менеджмента так заинтересованы в изучении причин, которые заставляют людей работать с полной отдачей в интересах организации. И хотя нельзя сказать, что результаты труда и трудовое поведение сотрудников определяются исключительно их мотивацией, значение мотивации остается очень высоким. Эти факторы определили выбор темы курса, целью которого является. усовершенствовать систему мотивации и стимулирования труда персонала компании.
Тот факт, что людей необходимо поощрять к действию для достижения желаемого результата, был хорошо известен лидерам с древних времен. Не задумываясь о теоретической стороне дела, они весьма успешно направляли деятельность своих подчиненных или подданных на достижение поставленных или естественно возникающих целей, тех целей, которые руководители, как бы они ни назывались, считали своими.
Для этого они использовали различные приемы и методы мотивации соответствующего поведения среди членов организации. Но такие спонтанные подходы к мотивации ограничены и не могут быть использованы в современных условиях.
Объект исследования- мотивация профессиональной деятельности медицинских работников
Предмет исследования- связь жизнестойкости с мотивацией профессиональной деятельности медицинских работников
Цель исследования- изучить связь жизнестойкости с мотивацией профессиональной деятельности медицинских работников
Задачи исследования:
- раскрыть сущность мотивации профессиональной деятельности
- изучить взаимосвязь жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями
- рассмотреть особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских работников
- провести анализ профессиональной жизнестойкости медицинского персонала
- изучить жизнестойкость и персональные ресурсы врачей «красных зон»
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Сущность мотивации профессиональной деятельности
Мотивация к профессиональной (профессиональной) деятельности представляет собой достаточно сложное психологическое явление, поскольку жизнь человека не ограничивается работой, а личное пространство шире профессионального.
Таким образом, мотивационная сфера профессиональной деятельности не ограничивается лишь выполнением отдельных профессиональных функций; это иерархическая система, включающая как непосредственные мотивы профессиональной деятельности (цели, мотивы, установки), так и непрофессиональные - психическое сохранение и развитие личности, получение социального статуса и т. д.
Мотивация человека к той или иной деятельности обычно связана со стремлением удовлетворить не одну, а целый ряд потребностей индивидуального характера и различающихся по значимости в зависимости от конкретной ситуации.
При этом характер мотивов деятельности одного и того же человека постоянно меняется с возрастом, интеллектуальным и нравственным развитием. Таким образом, мотивация профессиональной деятельности личности представляет собой непрерывный процесс, происходящий под постоянным влиянием объективных и субъективных факторов [8].
Сегодня уже существует множество теорий, в которых предпринимаются попытки выявить и объяснить факторы, мотивирующие человека к труду.
Относительно целей управления В. Врум и Э. Дизи выделяют три различные концепции мотивации профессиональной деятельности.
Согласно первому (патерналистскому) подходу, эффективность труда зависит от уровня удовлетворенности: чем больше вы вознаграждаете работников, тем лучше они будут работать. В двух других концепциях мотивации деятельности акцент делается на одном из ее аспектов – внешнем или внутреннем.
Первая концепция основана на предположении, что человек будет работать более эффективно, если вознаграждения и наказания напрямую связаны с его производительностью.
Одним из таких средств стимулирования труда является индивидуальная сдельная система оплаты труда. Истоки такого подхода к мотивации восходят к системе «научного менеджмента» Ф. Тейлора, который считал, что работники будут прилагать дополнительные усилия при выполнении своей деятельности ради увеличения своих доходов [2].
Исходные положения этой концепции были обобщены Д. МакГрегором, который условно назвал ее «Теорией X». Согласно этой теории, представляющей традиционный подход к управлению, среднестатистический человек по своей природе ленив, старается избегать работы и не любит ответственности. Поэтому его необходимо постоянно заставлять, угрожая наказанием.
Таким образом, в основе данной концепции лежит система внешнего контроля за деятельностью члена организации.
Ряд эмпирических исследований показывает, что, когда заработная плата работников связана с их производительностью, работа выполняется более эффективно, чем когда такой зависимости нет. Однако многочисленные примеры показывают, что сдельная система оплаты труда не реализует весь свой мотивационный потенциал.
С точки зрения многих психологов, система внешней мотивации профессиональной деятельности личности имеет существенные ограничения. Прежде всего отметим, что, используя только внешний контроль над поведением личности, трудно удовлетворить его «эгоистические» (по классификации Л. Маслоу) потребности в уважении и самореализации.
Кроме того, система внешнего контроля базируется на определенных объективных методах оценки деятельности человека, причем такая оценка возможна для работников, выполняющих относительно простые операции, но весьма затруднительна при анализе деятельности специалистов технической службы и преданных своему делу людей. в управленческой работе [3].
При разработке проблем мотивации некоторые психологи акцентируют внимание на индивидуальных различиях между людьми и отводят меньшую роль факторам окружающей среды. Эта ориентация представлена, в частности, в работах Д. Макклелланда, который в качестве основных мотивационных сил выделяет потребности в успехе и принадлежности.
Таким образом, современное научное пространство представлено наличием различных подходов к пониманию сущности мотивации. Концептуальный анализ основных теорий мотивации позволяет разделить их на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации стремятся объяснить сущность этого явления через содержание – совокупность индивидуальных потребностей. В контексте управленческой деятельности эти теории позволяют определить, какие потребности предопределяют поведение; какое вознаграждение удовлетворит определенные потребности; когда необходимо предложить вознаграждение для оптимизации деятельности и т. д.
Наиболее распространенными являются эти четыре основные теории мотивации.
Модель иерархии потребностей по А. Маслоу. Ученый утверждал, что у людей много разных потребностей, которые можно разделить на пять основных иерархических категорий:
1. Физиологические потребности необходимы для выживания. К ним относятся потребности в еде, воде, жилье, медицинской помощи и т. д.
2. Потребности в безопасности и защите от экологических угроз.
3. Потребности в социальной или личной принадлежности: чувство социального взаимодействия, благосклонности и поддержки.
4. Потребность в одобрении. К ним относятся потребности в самоуважении, личном успехе и независимости от других
5. Потребности в самовыражении – потребность максимально раскрыть свои сильные стороны, реализовать свой потенциал и расти как личность.
1.2. Взаимосвязь жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями
Чтобы сохранять равновесие в быстро меняющихся условиях, необходимо обладать определенным набором индивидуально-психологических качеств. При этом центральным качеством личности, позволяющим сохранять равновесие в стрессовых ситуациях, является жизненная сила личности. [13]
То есть жизнестойкость человека фактически представляет собой ядро психологической системы, оказывающее решающее влияние на организацию деятельности и поведения как личности, так и группы в целом.
В то же время жизнестойкость личности во многом определяет результаты его деятельности, влияет на его профессиональное развитие и работоспособность, а также на устойчивость в стрессовой ситуации [3].
Жизненная сила играет роль ключевого ресурса продуктивности, успеха и надежности в деятельности субъекта. В то же время оно воплощает в себе условие сохранения долголетия и профессионального здоровья. С точки зрения Е. А. Столярчука, Л. А. Петросяна, Л. Л. Нестеровой и Н. Е. Водопьяновой, жизнестойкость как психологическое явление в профессиональной деятельности раскрыта недостаточно.
В частности, необходимо раскрыть вопросы, связанные с ситуативными и личностными детерминантами, возможностями диагностики конструктивных компонентов устойчивости и этапов ее развития, а также разработки мер по ее развитию и сохранению.
Кроме того, авторы [2] отмечают, что актуальным вопросом в этой теме является рассмотрение предикторов устойчивости. Очевидно, что жизнестойкость имеет тесную связь с определенными чертами личности. Однако на сегодняшний день вопрос о взаимосвязи между стратегиями устойчивости и адаптации остается открытым.
В контексте современных экономических, социальных и политических событий в мире, в том числе и в нашей стране, возрастает научный интерес к проблеме стратегий совладения деятельностью как определяющего фактора жизнеспособности профессионала.
Из-за пандемии и специальной военной операции на Украине последние два года охарактеризовались как трудные для большинства стран, в том числе и для России. В то же время различные карантины и санкции негативно влияют на устойчивость людей. Такое положение дел заставляет нас искать нестандартные пути решения текущих проблем, чтобы сохранить свою эффективность.
В данном случае под психологическим компонентом понимается способность человека справляться с профессиональными трудностями в новых условиях жизни.
Устойчивость – это психологический феномен, который представляет собой характеристику личности, помогающую противостоять стрессу. Являясь ядром личности, он позволяет человеку осуществлять жизнедеятельность, развивать и сохранять внутреннюю гармонию.[14]
Жизнеспособность как интегральное качество содержит психические элементы (деятельность человека, смыслообразование, самосознание, ответственность, основные личностные установки) (саморегуляция, навыки межличностного воздействия, способность решать проблемы и преодолевать различные сложные ситуации).
Показателями устойчивости являются: психологическое и психическое здоровье; способность противостоять определяющим воздействиям стрессоров, планировать и ставить цели; способность сохранять внутреннюю
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева О.Д., Соловьева А.В. Роль руководителя сестринской службы в создании «мотивационной» среды учреждения // Медицинская сестра. - 2018. - № 4
2. Антипова И.Н., Шлыкова И.Н., Матвеева Е.В. Управление мотивацией трудовой деятельности медицинских сестер ЛПУ // Главная медицинская сестра. - 2020. - № 6.
3. Бочкарев А.А. Трудовая мотивация как проблема социальной философии [Электронный ресурс]: Дис... канд.филос.наук: 09.00.11. - М.: РГБ, 2019
4. Бутенко Т.В. Психическое выгорание и трудовая мотивация среднего медицинского персонала [Текст] // Молодой учёный. 2020. № 11. - С. 157 - 161.
5. Бутенко Т.В. Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения [Текст] / Т. В. Бутенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). -- М.: Буки-Веди, 2022. -- С. 72-75
6. Весенин В.Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. -- М. : Юристь, 2020. -- 495
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3- е изд. М.: Гардарики, 2021.
8. Волосский А. А., Мотивация и стимуляция труда. М.: «Техносфера», 2021
9. Гажева А.В. Состояние сестринского дела в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Всероссийская конференция «Организационные основы кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации» 19 - 20 мая 2010г. URL: // http://www.mednet.ru/ (дата обращения: 11.09.2022).
10. Двойников С.И. Менеджмент в сестринском деле. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020
11. Двойников С.И., Лапик С.В., павлов Ю.И. Менеждмент и лидерство в сестринском деле: Учебное пособие/под ред. И.Н.Денисова. - М.:ГОУ ВУНМЦ, 2022.- 464с
12. Дроздова Г.Ю. Проблемы мотивации трудовой деятельности медицинских сестер [Текст] //Главная медицинская сестра. - 2021. - №.1. - С. 54 - 62.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов.-Н.Новгород: НИМБ,2021.-720 с.
14. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2023
15. Е.П. Жаворонков, Ю.О. Ким, Т.Г. Николаева, Н.В. Куликова Факторы мотивации труда медицинских сестер в ЛПУ Научный журнал ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск) № 2 - 2022
16. Жаворонков Е.П. Управление организационной культурой : учебное пособие / Е. П. Жаворонков. -- Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2019. -- 154 с.