Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время государственная служба в Российской Федерации переживает новое воплощение. Для того чтобы разработать систему продвижения на государственной службе, прежде всего необходимо выяснить, что такое продвижение, что влияет на карьеру государственного служащего и что способствует успешному продвижению по службе. Однако понятия "карьера" и "карьеризм", которые часто имеют негативную коннотацию, имеют особое значение для функционирования вооруженных сил. Именно конкуренция за карьерный рост заставляет офицеров постоянно совершенствовать свои знания, профессиональные навыки и воздерживаться от дисциплинарных проступков. С помощью правильно выстроенной карьеры (чередование должностей, мест работы и обучения) приобретается необходимый опыт работы и знания, требуемые для занятия более высоких должностей.
Системы отбора персонала разработаны таким образом, чтобы реализовать все аспекты карьеры. Однако четких положений о создании и функционировании этой системы не существует. Принципы, по которым должен осуществляться отбор на высшие должности, законодательно не определены. Эти факторы снижают эффективность системы отбора и делают ее менее прозрачной. Зачастую на высшие должности назначаются лица, не отвечающие необходимым требованиям по профессиональным и моральным качествам.
Одним из новых направлений в изучении вопросов, связанных с государственной и муниципальной службой, является определение их через категорию "правовой режим". Традиционно административно-правовой режим понимается как пространственно и временно ограниченный особый порядок деятельности государственных и общественных структур, используемый в чрезвычайных ситуациях для нормализации ситуации и преодоления ее последствий.
Многие авторы трактуют административно-правовой режим как явление, универсальное для государственного управления (Ю.А. Дмитриев, Р.Ф. Идрисов, С.М. Петров, Ю.А. Тихомиров). В связи с этим выделяется категория сложных административно-правовых систем. Под данной категорией понимаются специальные процедуры осуществления деятельности, общие для ряда или целого ряда государственных органов. Регулируемые законом и имеющие нормативный характер по отношению к государственному административному устройству - это процедуры осуществления деятельности, общей для определенного множества или целого ряда государственных органов, которые должны быть определены по отношению к соответствующим органам.
Эксперты, в частности Д.С. Измайлов, выделяют режим государственной службы в сложной административно-правовой системе, посредством которой обеспечивается осуществление власти и органов управления на всех секторах и уровнях. Измайлов считает, что режим государственной службы является сложным и универсальным, относящимся ко всем органам государственной власти. Более того, он содержит множество режимов, которые являются многоаспектными и зачастую универсальными по отношению к государственной власти. В то же время в рамках режимов государственной службы между этими видами режимов установлены достаточно сложные и обратимые связи. Например, режим государственной тайны может рассматриваться как средство реализации режима государственной службы и одновременно как режим независимого управления. К компонентам режимной организации государственной службы можно отнести те, которые характерны только для государственной службы, т.е. классификация должностей государственной службы, ограничения по службе, гарантии для служащих, квалификационные категории и их разнообразие, аттестация служащих.
Государственная служба функционирует как административно-правовая система, конкретно и сущностно опосредующая трудовую деятельность государственных служащих и буквально пронизывающая все структуры и институты государственной власти. Комплексные режимы настолько обширны, что проявляются в большом и почти неразличимом спектре административных отношений и могут выполнять широкий спектр функций, связанных как с формированием административных систем, так и с определением средств реализации других административно-правовых режимов.
В отношении системы государственной службы можно выделить ряд особенностей
1. система государственной службы является инклюзивной и универсальной системой по отношению ко всем государственным органам. Она также многомерна и состоит из ряда режимов, которые могут быть универсальными по отношению к государственным органам. В то же время между взаимосвязанными режимами в системе государственной службы устанавливаются достаточно сложные и обратимые связи и отношения.
2. компоненты системной организации государственной службы можно разделить на универсальные для государственных органов в целом и специальные, которые относятся к государственной службе, но в то же время представляют собой особые и иногда независимые административно-правовые режимы
3. специальные компоненты организации режима государственной службы можно разделить на две группы. Первая включает в себя дополнительные нагрузки (ограничения и обязательства), налагаемые на государственных служащих системой государственной службы, либо общие, либо специальные (характерные для конкретных государственных органов) в зависимости от обстоятельств. Вторая - специальные меры льготного характера, которые выступают своего рода компенсацией государственным служащим за принятие на себя бремени, связанного с деятельностью системы государственной службы.
4. в системе институциональной организации государственной службы можно выделить две подсистемы. Первая носит общий характер и основана на специфических полномочиях органов государственной власти. Вторая - статусная. Статусная подсистема достаточно абстрагирована от конкретных полномочий государственных служащих и основана на правовом оформлении государственной службы и соответствующих моральных регуляторах.
Специалисты, занимающиеся вопросами муниципальной службы, также отмечают, что порядок предоставления муниципальных услуг образует сложный, многоотраслевой правовой режим. Этот режим формирует особые правовые условия для муниципальных служащих и отличает их от других муниципальных служащих. Интеграция многоотраслевых норм, составляющих этот режим, осуществляется административным правом, которое придает особую индивидуальность функционированию всех компонентов режима, так что целое всегда определяет поведение своих частей в любой общей системе.
1.2 Понятие и признаки государственной федеральной гражданской службы
Государственная служба – это публичная служба в органах государственной власти. Н.М. Коркунов рассматривал государственную службу в широком смысле как любую деятельность в интересах государства. Он писал: "Деятельность, составляющая содержание государственной службы, всегда является юридической обязанностью, даже если она осуществляется добровольно".
Н.М. Коркунов определил государственную службу как "особое служебное правоотношение служащего с государством на основе подчинения, содержанием которого является обязательная деятельность, осуществляемая от имени государства в целях выполнения конкретных задач государственной деятельности" .
А.Н. Митина, государственная служба в РФ – это профессиональная служебная деятельность, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности как РФ и ее субъектов, государственных органов и государственных организаций, так и субъектов РФ и ее субъектов, государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.
Таким образом, следует сделать вывод, что государственная служба осуществляется только в государственных органах или организациях, называемых службами, организациями и учреждениями, выполняющими функции государственных органов. Некоторые считают, что государственная служба – это исполнение полномочий и публичных обязанностей государственными служащими при условии, что они занимают должности только в государственных органах или иных организациях, наделенных государственными полномочиями.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58–ФЗ "О системе государственной службы РФ " (далее – ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ) определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
–РФ и её субъектов;
–федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
–лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы, установленных федеральным законом. ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ содержит общие положения об основных характеристиках всех видов государственных служащих, которые являются основой для последующего регулирования деятельности каждого вида государственных служащих.
Государственная служба РФ – вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Сайт]. − URL: http://constitution.garant.ru
2. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон № 58-ФЗ : принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года − Текст: электронный // КонсультантПлюс: [Сайт]. − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 18.05.2024)
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79 (с изменениями и дополнениями) [Сайт]. − URL: http://base.garant.ru/12136354/
4. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273 (с изменениями и дополнениями) [Сайт]. − URL: http://base.garant.ru/12164203/
5. Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" // Собрание законодательства РФ", 01.07.2019, N 26, ст. 3410
Основная литература
6. Богустаева, А. А. Государственная гражданская служба в России и Великобритании: сравнительно-правовое исследование / А. А. Богустаева // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 53. – С. 509-514.
7. Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба : Учебник для вузов / Знаменский Д. Ю. ; отв. ред. Омельченко Н. А. - 4-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 405 с.
8. Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба : Учебник и практикум для вузов / Прокофьев С. Е., Богатырев Е. Д., Еремин С. Г. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 323 с.
9. Прокофьев, С. Е. Государственная служба : Учебное пособие для вузов / Прокофьев С. Е., Богатырев Е. Д., Еремин С. Г. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 223 с.
10. Ковальчук, А. В. Государственная гражданская служба как публично- правовой институт / А. В. Ковальчук // NovaUm.Ru. – 2022. – № 40. – С. 253-256.
11. Колесников, А. В. Государственная гражданская и муниципальная служба: необходимость унификации и кодификации / А. В. Колесников // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 3. – С. 136-141.
12. Конькова, А. Ю. Государственная гражданская служба в России: правила, традиции, документы, технологии / А. Ю. Конькова, А. В. Бадьина // История и архивы. – 2022. – № 3. – С. 29-40.
13. Немчик, Ю. А. Государственная гражданская служба: от истории к современности / Ю. А. Немчик // Интернаука. – 2023. – № 2-4(272). – С. 58-62.
14. Новикова, Е. В. Государственная гражданская служба: функции и классификация / Е. В. Новикова, Е. Л. Молокова // StudNet. – 2022. – Т. 5, № 1.
15. Соболева, Д. Ю. Государственная гражданская служба: общая характеристика и правовые основы / Д. Ю. Соболева // NovaUm.Ru. – 2023. – № 46. – С. 112-115.
16. Тельминова, Д. Е. О некоторых аспектах соотношения институтов «государственная гражданская служба» и «государственная гражданская служба субъекта РФ»: вопросы теории и практики / Д. Е. Тельминова // Вестник магистратуры. – 2023. – № 10-2(145). – С. 107-110.
17. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова [и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 406 с.