Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рынок является моделью построения хозяйственных отношений в обществе. Он охватывает не только товары и финансы, но и отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования. Микроэкономические рынки — это места встречи покупателей и продавцов, где происходит обмен товаров и услуг. Основной причиной возникновения микроэкономических рынков является обособленность производителей. Каждый субъект самостоятельно выбирает стратегию своего существования, а также свободно распоряжается результатами своего труда.
Актуальность темы данной работы является то, что микроэкономический рынок включается в себя большое разнообразие фирм, компаний, которые хотят получить прибыль, но конкуренция у таких рынков очень большая. Важность изучения данного вопроса в том, как производителю с своим товаром нужно выделиться, сохранить свои позиции на рынке, продать свой товар, услугу и при это получить выгоду.
Объектом исследования выступает ПАО СБЕРБАНК.
В рамках данной темы ставятся следующие задачи:
1 изучить понятие и сущность микроэкономических рынков;
2 рассмотреть значение функции механизмов на микроэкономических рынках;
3 выделить виды отраслевых рынков;
4 провести организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
5 проанализировать деятельность ПАО СБЕРБАНК;
6 внести предложения по совершенствованию микроэкономических рынков;
7 описать эффективность предложений по совершенствованию микроэкономических рынков.
В рамках изучения данной темы курсовой работы были применены приемы и методы анализа (табличный, сравнительный, наблюдательный), группировки и сопоставления. В практической части исследования использовались вычислительные и аналитические методы, а также структурные и динамические методы.
Теоретическую основу исследования составляют материалы научной литературы, аналитические и авторские расчетные материалы авторов по финансовой деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
В истории общества при различных способах производства сохраняются некоторые общие формы экономической жизни, отражающие состояние производительных сил и производственных отношений с точки зрения общественного разделения и кооперации труда. Смена форм хозяйствования осуществляется медленно и по другим законам в сравнении со сменой способов производства.
Рынок – система отношений продавцов и покупателей, которая определяет объемы производства разных благ и их цены. Рыночное хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством эквивалентного обмена.
Рынки играют важную роль в экономической деятельности, и многие интересные вопросы и проблемы в экономике связаны с его функционированием. К примеру, почему на некоторых рынках конкурируют лишь немногие фирмы, в то время как на других рынках конкуренция гораздо более ожесточенная? Влияют ли конкуренция множества фирм на благоприятное положение потребителей? И должно ли правительство вмешиваться в деятельность рынков с небольшим числом участников? Каковы причины быстрой изменчивости цен на некоторых рынках, когда на других цены остаются стабильными? И какие рынки предоставляют наилучшие возможности для предпринимателей?
Существенными условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Разделение труда означает, что никто не может полностью обеспечить себя всеми необходимыми ресурсами. Специализация же предполагает занятие различными группами производителей определенного вида деятельности.
Еще одним важными условием возникновения рынка является хозяйственная автономия субъектов рынка, означающая, что производитель самостоятельно принимает решения о производстве, продаже и т.д. Одной из важнейших основ экономики является частная собственность.
Рынок – это прежде всего, место встречи продавцов и покупателей, между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.п. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.
Рынок представляет собой систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение.
По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Чаще мы сталкиваемся с товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться как в процессе личного, так и безличного контакта (рисунок 1).
Рисунок 1 – Формы рынков
Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты
выделяют:
1) вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;
2) доходы потребителей. Воздействие данного фактора является
двойственным и зависит от характеристики товара.
Для большинства высококачественных товаров рост дохода вызывает
увеличение спроса.
Рыночные отношения представляют собой сферу взаимодействия между самостоятельными хозяйствующими субъектами в области производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмены выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права использования, владения, распоряжения, управления и т.п. Сбор необходимых данных о правомочиях продавца входит в издержки поиска информации и ведения переговоров.
Рынок функционирует благодаря индивидуальным решениям участников, направленным на личные интересы. Координацию всех принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, который является основой рынка. Этот механизм обеспечивает передачу решений между хозяйствующими субъектами и их связь через систему цен и конкуренцию. Цены играют важную роль, предоставляя информацию для потребителей и производителей, и выступая в качестве ориентира для принятия экономических решений. Через цены согласовываются и балансируются многочисленные индивидуальные экономические решения.
Таким образом микроэкономический рынок – это механизм взаимоотношения потребителя и продавца товаров, услуг. Эти взаимоотношения должны строиться на принципах законности, доверии, взаимопонимании участников рынка. Правомерность данных взаимоотношений регулируется государством.
1.2 ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ МЕХАНИЗМОВ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКАХ
Микроэкономика рассматривает экономические взаимосвязи между отдельными экономическими субъектами рынка: человеком (индивидуумом), домохозяйствами, предприятиями и обществом.
Микроэкономический анализ изучает принципы и механизмы взаимодействия отдельных рыночных агентов, которые стремятся достичь определенного экономического эффекта. Современная микроэкономика помогает понять процессы принятия экономических решений фирмами и потребителями. Субъектами рынка являются юридические и физические лица, а также государство. Основными элементами рынка являются банковская система, страховая система и информационная система.
Рынок базируется на цене, спросе и предложении, а также на конкуренции. Изменение цен влияет на объемы производства и выбор технологии производства. Спрос определяется потребностью в товарах, которую могут удовлетворить потребители при имеющихся ценах и доходах. Предложение — это количество товаров, доступных для продажи по определенной цене. Конкуренция между предпринимателями способствует увеличению прибыли и масштабов бизнеса.
Конкуренция является неотъемлемым элементом рыночного механизма, влияя на способы достижения рыночного равновесия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абдуллаева Р.М., Абдуразакова З. М., Абусаламова Н.А., Алякаева М.Ф., Ахмедова Д.З., Бейбулатова З.М., Казаватова Н.Ю., Келеметова С.И., Рустамова М.Г., Тагавердиева Д.С. Микроэкономика.Учебное пособие (курс лекций). – Махачкала: ДГИНХ, 2011 –248 с.
2 Богатырев В. Д. / Микроэкономика: учеб. пособие/ В.Д. Богатырев,
А.Ю. Ситникова. – Самара: Изд-во СГАУ, 2015 – 116 с.
3 Боголюбова, Н. П.Микроэкономика: анализ конкурентных рынков: учебное пособие / Н. П. Боголюбова, А. М. Валей, А. В. Дьячкова ; под общ. ред. А. В. Дьячковой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021 – 187 с. : ил. – Библиогр.: с. 185
4 Бойцова, Е. Ю. / Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва :Издательство Юрайт, 2019 — 249 с.
5 Горелова Н.С./Микроэкономика. Учебное пособие по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2020.- 106 с.
6 Карасёва, Л.А. / К 21 Логический комментарий к курсу микроэкономики: учеб. пособие. – 5-е изд., доп. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017, – 305 с.
7 Левина, Е.А., Покатович, Е.В. Микроэкономика рыночного Л36 равновесия [Текст] : учебник для вузов / Е. А.Левина, Е. В.Покатович ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд.дом Высшей школы экономики, 2020 — (Учебники Высшей школы экономики). — 525, [3] с.
8 Максимова, В. Ф. М17 Микроэкономика: учебник, 8-е издание, переработанное и дополненное / В. Ф. Максимова. – М.: Университет «Синергия», 2020. – 468 с.
9 Маховикова, Г.А. / Микроэкономика. Продвинутый курс: практикум и учебник для магистров. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 322 с.
10 Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / коллектив М59 авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — 8-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014 — 688 с.
11 Микроэкономика: учебник для вузов / под редакцией А. С. Булатова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 358 с.
12 Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017 – 353 с.
13 Рыбакова И.В. /Микроэкономика: Учебное пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки «Экономика» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2015 - 146 с.
14 Туменова С.А. / Региональная конкурентоспособность в новой экономике: концепции, методы, модели. – Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2019 – 200 с.
15 Федорова А.Ю., Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А.Ю. Федорова; под ред. проф. С.Б. Смирнова. – СПб: Университет ИТМО, 2016 – 89 с.
16 Экономика отраслевых рынков: краткий курс лекций для студентов III П64 курса специальности (направления подготовки) 38.03.02 Менеджмент Экономика / Сост.: М.А. Болохонов // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». –Саратов, 2016 – 86 с.
17 Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика: учебное пособие для студентов бакалавриата / Е. В. Огурцова, О. Ю. Красильников, Т. И. Трубицына [и др.];под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 20И17М. – 256 с.