Фрагмент для ознакомления
2
Российская Федерация - это огромное государство с обширными территориями, что привело к образованию множества региональных субъектов, у которых сформировались различные уровни социального и экономического развития. Поэтому главными направлениями государственной власти и системы государственного регулирования в современности являются региональная экономика и ее управление.
В условиях современности, эффективное развитие территории государства полностью зависит от эффективной системы управления. Такая система не только обеспечивает достойное качество жизни населения, но и имеет способность противостоять негативным последствиям социально-экономических кризисов. Часть стратегического планирования составляет совокупность мероприятий, программ и показателей, направленных на социально-экономическое развитие территории в определенный период времени, а также использование инновационных технологий и методологий, составление «дорожных карт», использование системы индивидуальных индикаторов оценки социального развития и методики их применения для объективной оценки качества жизни населения и потенциала его повышения.
Особая сложность развития цифровизации на муниципальном уровне проявляется в обеспечении заинтересованности незащищенных категорий населения муниципалитета области к участию в данном процессе, применении эффективных мер и методов активизации взаимодействия. Часто граждане с неохотой встречают инициативы органов власти, затрагивающие их финансовые интересы. Однако, здесь важно показать и обосновать преимущества цифровых технологий.
Для усиления взаимодействия органов муниципального управления и граждан муниципалитета при интеграции технологий цифровизации представляется важным сосредоточить внимание на достижении определенного баланса интересов (рисунок):
Рисунок 1 – Карта баланса интересов взаимодействия органов муниципального управления и незащищенных категорий населения
Разработка и внедрение комплексной модели социально-экономического развития муниципалитета должны предусматривать факторы и особенности управленческой практики, существующей на данный момент, а также ресурсы субъектов и взаимодействие с населением.
Концепция управления в контексте государственного управления относится к процессу планирования, организации, направления и контроля ресурсов, включая людей, финансы и материалы, для достижения конкретных целей и задач. Он включает в себя применение принципов, методов и инструментов управления для обеспечения эффективного и действенного функционирования государственного управления.
Суть государственного управления заключается в его способности повышать общую производительность и производительность отдельных отраслей. Это достигается за счет рационализации процессов, оптимизации распределения ресурсов и обеспечения своевременного завершения проектов в рамках бюджета и в соответствии с применимыми нормами и стандартами. Эффективное управление также способствует прозрачности, подотчетности и вовлечению заинтересованных сторон, что имеет решающее значение для поддержания общественного доверия и формирования положительного имиджа.
Система государственного управления включает в себя несколько ключевых элементов, в том числе:
1. Стратегическое планирование: включает в себя постановку долгосрочных целей и задач, а также разработку политики, стратегии и планов по их достижению, определение приоритетов, распределение ресурсов и установление показателей эффективности для измерения прогресса.
2. Организационная структура: относится к созданию четкой и эффективной организационной структуры в системе государственного управления, которая определяет роли, обязанности и отношения подотчетности, обеспечивает эффективное делегирование задач и оптимизацию процессов коммуникации и принятия решений.
3. Управление человеческими ресурсами: сюда входит наем, обучение, развитие и удержание квалифицированного и компетентного персонала в системе государственного управления, создание систем управления эффективностью, поощрение вовлеченности сотрудников и формирование культуры постоянного обучения и совершенствования.
4. Финансовый менеджмент: включает в себя эффективное управление финансовыми ресурсами, включая составление бюджета, финансовое планирование, а также мониторинг и контроль за расходами, эффективное и ответственное использование государственных средств, а также выявление и снижение финансовых рисков.
5. Управление проектом: включает в себя планирование, выполнение и мониторинг проектов для обеспечения их завершения в срок, в рамках бюджета и в соответствии со стандартами качества и нормативными требованиями, управление рисками, взаимодействие с заинтересованными сторонами и использование инструментов и методов управления проектами.
6. Соблюдение нормативных требований и правоприменение: это разработка и внедрение правил, стандартов и руководств, обеспечение того, чтобы проекты соответствовали соответствующим законам и правилам, и принятие принудительных мер, когда это необходимо.
7. Измерение и оценка эффективности: включает в себя регулярный мониторинг и оценку эффективности государственного управления с использованием показателей эффективности и ориентиров, позволяет постоянно совершенствоваться и выявлять передовой опыт и извлеченные уроки.
Таким образом, понятие, сущность и содержание управления в государственном управлении сосредоточены вокруг эффективного и рационального использования ресурсов для достижения желаемых результатов.
Умелое управление приводит к завершению всех намеченных проектов в срок и в рамках запланированного бюджета.
1.2 Методологические основы осуществления государственного управления в регионе
Термин «государственное управление» означает все многообразие форм осуществления государственной власти, обеспечения соблюдения законов и других нормативно-правовых актов, систему государственных органов управления и проверки.
Согласно Конституции РФ возможно выделение четырех основных групп органов государственной власти, то есть их разновидностей по юридическим признакам:
1) органы законодательной (представительной) власти;
2) органы исполнительной власти;
3) органы судебной власти;
4) органы прокуратуры .
Принцип разделения властей, изложенный в Конституции РФ, представлен на рисунке.
Рисунок 2 – Разделение властей
Главным признаком органов государственной власти является их стремление управлять и регулировать общественную жизнь. Их основной задачей является обеспечение законности, защита прав и интересов граждан, а также создание благоприятных условий для экономического и социального развития страны.
Органы государственной власти также характеризуются политическим, законодательным и исполнительным функциями. Они принимают решения, разрабатывают законы и правила, осуществляют их исполнение и контролируют свое соблюдение.
Ключевым принципом работы органов государственной власти является коллегиальность. Решения принимаются в коллективе, где каждый участник вносит свой вклад и несет ответственность за результаты принятых решений.
Органы государственной власти также проявляются в разделении властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти являются независимыми, но взаимодействующими элементами системы государственного управления. Это позволяет обеспечить баланс и проверку действий друг друга.
Еще одной характерной чертой органов государственной власти является их открытость и прозрачность. Граждане имеют право на получение информации о деятельности органов власти, а также на участие в принятии решений через различные механизмы, такие как общественные слушания или публичные консультации.
Наконец, органы государственной власти действуют в рамках конституционного строя, что обеспечивает стабильность и предсказуемость в управлении страной. Они подчиняются основным принципам демократии, правового государства и защите основных прав и свобод граждан.
Функции государственного управления включают:
1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, включая сбор, получение, обработку и анализ информации, необходимой для управленческой деятельности.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов и стандартов управления.
3. Планирование, которое включает определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе государственного управления, а также разработку целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и управления.
4. Организация, где формируется система государственного управления на основе установленных принципов и подходов, а также определяется структура управляющей и управляемой систем в государственном управлении.
5. Распорядительство, которое включает оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих в процессе осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, а также обеспечение должной государственной деятельности через принятие административных актов.
6. Руководство, которое предусматривает установление правил и нормативов деятельности государственных органов и управляемых объектов.
7. Координация, которая обеспечивает согласованность деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.
8. Контроль, который направлен на установление соответствия фактического состояния системы государственного управления требуемому стандарту и уровню, а также на изучение и оценку результатов функционирования государственных органов и конкретных действий субъектов управления.
9. Регулирование, которое включает использование методов и способов управления в организации системы государственного управления и ее функционирования.
10. Учет, где фиксируется информация о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, а также о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом.
В процессе реформирования системы государственного управления и органов власти выявилась необходимость осуществления экспертизы функционала органов регионального и федерального уровней управления с целью выявить дублирование функций и явные признаки бюрократизации. Данный процесс осуществляется очень медленно, что не позволяет сформировать полноценную и эффективную систему взаимодействующих органов.
Ввиду сформированной многоуровневой системы органов власти в Российской Федерации, каждый уровень также представляет собой подсистему и включает широкий перечень органов и структур управления. На уровне субъекта Федерации органы исполнительной власти представлены правительствами и администрациями регионов и областей, которые осуществляют реализацию отраслевых и национальной политики на конкретной вверенной им территории.
В составе администраций и правительств функционируют отраслевые комитеты и департаменты. В их полномочия входит обеспечение прогнозирования, планирования и развития данного региона и комплексное решение задач по решению социально-экономических проблем.
В условиях современности, эффективное развитие как территории государства, так и отдельного субъекта, полностью зависит от эффективной системы управления. Такая система не только обеспечивает достойное качество жизни населения, но и имеет способность противостоять негативным последствиям социально-экономических кризисов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
4. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 (ред. от 30.06.2021) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (вместе с "Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", "Методическими рекомендациями о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", "Правилами оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки")
6. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 (ред. от 16.12.2017) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды"
7. Аджубей Р.В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению / Р.В. Аджубей // Молодой учёный. - 2020. -№1(135). - С. 135-140.
8. Алёхин А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М., 2002. – 350 с.
9. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности /К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2021. – № 30. – С. 17-18.
10. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов [Текст] /А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2017. – 334 с.
11. Безрукова Т.Л. Теория и практика государственного регулирования экономического развития стран и регионов / Т.Л. Безрукова, И.В.Черкезия //Инновационная деятельность в сфере управления производством: материалы региональной конференции ВГЛТА. Федеральное агентство по образованию/ отв. редактор В.П. Бычков. – Воронеж, 2023. – С. 218-212.
12. Белокрылова, О. С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
13. Бирюкова Н.Н. Проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления// Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Том 27 (66). 2014. № 3. С. 100-104.
14. Божко, Ю. Н. Современные подходы к управлению региональным развитием / Ю. Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. - № 9. – С. 36.
15. Василенко, Н. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
16. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики [Текст] /Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. –С. 26 –30.
17. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. учебное пособие / А. И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 239 с.
18. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2020. – 630 с.
19. Голикова, Г. В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г. В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2023. – 216 с.
20. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ, 2021. - 495 с.
21. Дмитриев Ю.А. Административное право : [учебник] / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. – М. : Эксмо, 2005. – 290 с.
22. Дюков К.В. Принципы разделения, тенденции и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России: канд. полит. наук. – М., 2005. – С. 113-128.
23. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я. Я. Кайль. – М.: Феникс, 2022. – 364 с.
24. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для бакалавров / Э. Н. Кузьбожев. – М.: Юрайт, 2020. – 537 с.
25. Орешин, В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 319.
26. Рукина, И. М. Региональная экономика и управление: учебное пособие / И. М. Рукина. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2019. – 250 с.
27. Сажина, М. А. Управленческая экономика: учебник / М. А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2019. – 208 с.
28. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Магистр, Инфра-М, 2022. – 448 с.
29. Семенова, Е.Н. Мониторинг качества жизни населения: к вопросу оценки: статья / Е.Н. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - 2020. - № 1 (05). - С. 16-24.
30. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модели и реальность / Ю.А. Тихомиров // Право и экономика. – М. : Юстицинформ, 2006. – № 4. – С. 3–8.
31. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов // Федерализм. 2003. No 2. С. 6.
32. Чертков, А. Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации / А. Н. Чертков // Журнал российского права. – 2023. – № 11. – С. 41-50.
33. Официальный сайт правительства Иркутска https://admirk.ru/
34. Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 - Текст : электронный.