Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи речевой тревожности и агрессии у младших школьников
2.1. Организация исследования
Цель исследования – выявить взаимосвязь речевой тревожности и агрессии у младших школьников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что уровень речевой тревож-ности младших школьников связан с их уровнем агрессии: чем выше тревож-ность, тем выше агрессия.
Эмпирическое исследование было организовано на базе 2-4-х классов общеобразовательной школы №36. В исследовании принимали участие 120 детей 8 – 10 лет, из них 65 девочек и 55 мальчиков.
Все обследуемые дети учатся в общеобразовательной средней школе, воспитываются в семьях с родителями, имеют удовлетворительную успевае-мость и не имеют значительных физических и психических отклонений.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика исследования уровня речевой тревожности Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина, Л.Н. Мацько.
2. Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки.
Характеристика методик
1. Методика исследования уровня речевой тревожности Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина, Л.Н. Мацько - психодиагностический инструмент, ориентирован на диагностику меры переживаний по поводу собственной речи.
Опросник состоит из 24 суждений, на каждое из них испытуемому необходимо дать один из двух ответов: да или нет.
При обработке результатов подсчитывается количество совпадений от-ветов с ключом. За один балл принимается совпадение ответа с ключом. По-лученная сумма совпадений составляет выраженность речевой тревоги.
Интерпретация результатов::
- до 7 баллов – низкий уровень речевой тревожности;
- 8-15 баллов – средний уровень речевой тревожности;
- 16 и более баллов – высокий уровень речевой тревожности.
Текст опросника и ключи к обработке представлены в Приложении 1.
2. Опросник уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки используется для выявления уровня агрессии и враждебности. Методика включает в себя 75 вопросов, объединенных в следующие шкалы:
- физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся в дра-ках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека;
- вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословии и т.д.,
- косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы);
- негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демон-стрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе;
- раздражительность;
- подозрительность;
- обида;
- чувство вины (аутоагрессия).
Индексы:
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Текст опросника и ключи к обработке представлены в Приложении 1.
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных про-водилась с использованием программы SРSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отра-жающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределе-ния, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего.
3. Частотный анализ. Частота – это количество объектов в выборке, имеющих данное значение признака. Частотный анализ позволяет увидеть процентное соотношение данных групп респондентов.
4. Для проверки нормальности распределений использовался критерий Колмогорова - Смирнова, который позволяет найти точку, в которой сумма накопленных расхождений между двумя распределениями является наиболь-шей, и оценить достоверность этого расхождения.
5. Для статистического изучения взаимосвязи между явлениями исполь-зовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В этом случае опреде-ляется фактическая степень параллелизма между двумя количественными ря-дами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе была сформирована выборка исследования, подобраны методики диагностики, подготовлены бланки, определено время и место про-ведения исследования.
На втором этапе проходила психологическая диагностика уровня рече-вой тревожности и агрессии у детей в соответствии с выбранными методика-ми.
На третьем этапе проводился анализ данных, их статистическая обра-ботка и интерпретация результатов, формулировались выводы по исследова-нию.
2.2. Результаты исследования
Результаты диагностики детей по методике исследования уровня рече-вой тревожности Р. Эриксона представлены в таблице 1 в Приложении 2.
Результаты описательной статистики по методике исследования уровня речевой тревожности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты описательной статистики по методике исследования уровня речевой тревожности
Уровень речевой тревожности
n 120
Среднее 10,4
Медиана 10,0
Мода 6,0/11,0
Стандартное отклонение 6,0
Минимум 1,0
Максимум 22,0
Анализ результатов диагностики показал, что в группе младших школьников средний уровень речевой тревожности (М=10,4±6,0). У боль-шинства детей в группе либо низкий, либо средний уровень речевой тревож-ности (Мо1=6,0; Мо2=11,0)
Соотношение младших школьников с разным уровнем выраженности речевой тревожности представлено на рисунке 1.
По соотносительным данным видно, что у большинства детей (42,5%) средний уровень речевой тревожности. Они испытывают некоторый диском-форт при выполнении заданий, предполагающих выступление перед другими людьми, например, при проведении презентаций в классе, чтении вслух или участии в групповых дискуссиях.
У 36,7% младших школьников выявлен низкий уровень речевой тре-вожности. Они не испытывают ощутимых страхов перед публичным выступ-лением и могут спокойно и открыто выражать свои мысли в присутствии большого числа людей или незнакомых людей.
Рис. 1. Соотношение младших школьников с разным уровнем речевой тре-вожности (%).
У 20,8% учащихся высокий уровень речевой тревожности. У них выра-жено неприязненное отношение к процессу общения, особенно когда речь идет о публичной речи или диалоге с новыми людьми, они испытывают дис-комфорт, когда необходимо выражать свои мысли или чувства вслух, что может привести к снижению уверенности в себе и развитию социальной тре-вожности.
Результаты диагностики детей по опроснику уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки представлены в таблице 3 в Приложении 2.
Результаты описательной статистики по опроснику уровня агрессивно-сти А. Басса – А. Дарки представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты описательной статистики по опроснику уровня агрессивно-сти А. Басса – А. Дарки
Фи-зи-че-ская агрес-сия Вербальная агрес-сия Косвенная агрес-сия Негативизм Раздраже-ние По-до-зрительность Обида Чувство ви-ны Ин-декс агрессивности Индекс враждебности
n 120 120 120 120 120 120 120 120 120 120
Среднее 5,4 8,1 5,6 3,3 6,8 5,1 4,1 4,6 20,3 9,0
Медиана 6,0 8,0 6,0 3,0 7,0 5,0 4,0 5,0 21,0 9,0
Мода 6,0 9,0 6,0 4,0 7,0 5,0 4,0 2,0 26,0 9,0
Ст. отклон. 2,2 2,7 1,8 1,4 2,4 2,2 1,9 2,4 5,7 3,4
Минимум 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 6,0 3,0
Максимум 10,0 12,0 9,0 5,0 11,0 10,0 10,0 10,0 29,0 18,0
Анализ результатов диагностики показал, что в группе младших школьников средний уровень агрессивности (М=20,3±5,7) и враждебности (М=9,0±3,4). Однако чаще всего в группе младших школьников встречаются дети с высоким уровнем агрессивности (Мо = 26,0).
Относительная выраженность различных форм агрессии в группе уча-щихся отражена на рисунке 2.
Рис. 2. Относительная выраженность различных форм агрессии в группе младших школьников (процентили).
Больше всего у младших школьников выражен негативизм, протестное поведение.
Также относительно ярко выражена косвенная агрессия, то есть та, ко-торая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, вербальная агрессия, проявляющаяся через содержание сло-весных ответов и раздражение, проявление негативных чувств при малейшем возбуждении.
Меньше у младших школьников выражена физическая агрессия с ис-пользованием физической силы против другого лица, чувство вины, само-агрессия.
Меньше всего младшим школьникам характерна обида и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия и подозритель-ность, недоверчивость.
Соотношение детей с разным уровнем агрессивности и враждебности представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Соотношение детей с разным уровнем агрессивности и враждебности (%).
Результаты показали, что большинство младших школьников (55%) имеют нормальный уровень агрессивности.
25% учащихся имеют низкую агрессивность. Это не всегда хорошее ка-чество, низкий уровень агрессивности может препятствовать достижению своих целей, развитию упорства, веры в себя, может способствовать развитию тревожности, робости.
У 20% детей обнаружился высокий уровень агрессивности. Такие дети агрессивно реагируют на большинство ситуаций, что может сказываться на их межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками.
Большинство младших школьников (64,2%) имеют нормальный уро-вень враждебности, но 31,6% детей имеют высокую враждебность. Состояние враждебности более узкое по направленности состояние, чем агрессия, она всегда имеет определенный объект. Хотя часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, но агрессивности не проявляют. Также возможна и агрессивность без враж-дебности, когда причиняют вред, но никаких враждебных чувств не испыты-вают. Только для 4,2% детей враждебность не характерна, они отличаются повышенной доверчивостью, великодушием.
Результаты проверки распределений данных диагностики на нормаль-ность с помощью критерия Колмогорова – Смирнова представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты оценки распределений на нормальность
Показатели K-S р
Физическая агрессия 1,476 0,026
Вербальная агрессия 1,354 0,051
Косвенная агрессия 1,273 0,078
Негативизм 2,017 0,001
Раздражение 1,233 0,095
Подозрительность 1,346 0,053
Обида 2,068 0,00
Чувство вины 1,457 0,029
Индекс агрессивности 1,359 0,05
Индекс враждебности 0,955 0,321
Речевая тревожность 1,027 0,242
Поскольку несколько распределений значимо отличаются от нормаль-ного, для корреляционного анализа можно использовать только непараметри-ческие методы.
Результаты корреляционного анализа речевой тревожности с уровнем и показателями агрессивности у младших школьников представлены в таблице 6.