Фрагмент для ознакомления
2
Роль СМИ в формировании общественного мнения на международной арене – это сложное взаимодействие построения, подачи и распространения нарратива, в котором государственные и независимые медиа оказывают глубокое влияние на восприятие геополитических событий. Центральное место в этом анализе занимает концепция формирования повестки дня, когда СМИ не говорят нам, что думать, а скорее говорят, о чем думать, – этот принцип убедительно продемонстрирован в сравнении мобилизации общественной поддержки американскими и китайскими СМИ во время торговых конфликтов [L. Ha, K. Guo, P. Chen, 2022, 200]. Определяя, на какие вопросы обращается внимание, СМИ формируют значимость тем в общественном дискурсе, эффективно влияя на топографию дискурса международных отношений.
Еще более усложняет роль СМИ феномен фрейминга, когда одно и то же событие может быть представлено через различные линзы, существенно изменяя общественное восприятие и реакцию. Такое фреймирование – не просто пассивное отражение реальности, а активное конструирование, служащее конкретным политическим или идеологическим целям. Это видно на примере различных изображений уйгурского конфликта, где западные и китайские СМИ резко расходятся в фокусе повествования и идеологической подоплеке [A. Kurniawan, A. Maulidya, K. Sa'ban, I. Indrawati, 2020, 144]. Здесь СМИ не только сообщают о конфликтах, но и формируют их контуры, превращаясь в участника, а не простого наблюдателя.
Стремительное распространение информации через цифровые медиаплатформы в условиях цифровой эволюции еще больше усиливает влияние СМИ на общественное мнение. Непосредственность и повсеместное распространение цифровых медиа означают, что фрейминг и рефрейминг новостей может происходить практически мгновенно, охватывая глобальную аудиторию с беспрецедентной скоростью и масштабом [J. Nip, C. Sun, 2018, 290]. Эта цифровая динамика создает новый уровень сложности влияния СМИ на общественное мнение, поскольку скорость распространения новостей иногда может опережать способность общества критически оценивать представленную информацию.
Роль СМИ на международной арене не только не одинакова, но и существенно различается в разных геополитических контекстах, что видно на примере различных медиа-стратегий, используемых государственными и негосударственными акторами при оформлении международных или межкультурных конфликтов. Исследования показали, что китайские СМИ, часто контролируемые государством, склонны подавать международные споры в соответствии с национальными интересами и политическими целями, в то время как американские СМИ, хотя и не свободны от предвзятости, обычно предлагают более широкий спектр точек зрения [M. Liu, M. Boukes, K. Swert, 2022, 990]. Такое неравенство подчеркивает роль СМИ как зеркала и формовщика общественного мнения, отражающего существующие в обществе убеждения и одновременно формирующего будущие представления.
Теоретическое исследование этой динамики подкрепляется эмпирическими данными, полученными в результате обширного контент-анализа освещения событий в СМИ в различных конфликтах и культурных контекстах, что позволяет выявить устойчивые закономерности в том, как СМИ конструируют нарративы и как они влияют на общественное мнение. Такой анализ не только углубляет наше понимание механизмов влияния СМИ, но и подчеркивает важнейшую роль медиаграмотности в формировании более проницательной и критически настроенной общественности, способной ориентироваться в сложном аспекте международных новостей с большей осведомленностью и проницательностью.
Концепции формирования повестки дня и фрейминга в рамках медиаисследований проясняют стратегическое манипулирование и представление информации; они препарируют сложные способы, с помощью которых СМИ не только сообщают, но и активно формируют общественный дискурс: формирование повестки дня предполагает, что СМИ, повторяя акценты на определенных темах, культивируют восприятие общественностью того, что важно; фрейминг же включает избирательное представление вопросов, охватывающее спектр интерпретаций, которые направляют аудиторию к заранее определенному пониманию.
Формируя повестку дня, СМИ (как государственные, так и якобы независимые) создают иерархию новостей, которая тонко заставляет аудиторию отдавать предпочтение одним вопросам перед другими; это не просто освещение событий, а формирование общественной повестки дня, часто соответствующей определенным идеологическим или политическим целям. Например, во время политических событий, таких как торговые споры между США и Китаем, СМИ систематически делают акцент на экономических нарративах, которые либо подчеркивают национальную значимость конфликта, либо преуменьшают его негативные последствия, в зависимости от их соответствия государственной политике или корпоративным интересам [L. Ha, K. Guo, P. Chen, 2022, 198].
С другой стороны, фрейминг – это не только то, что сообщается, но и то, как это представлено: он включает в себя выбор одних фактов над другими, тон освещения, включение или исключение специфической контекстуальной информации, которая может кардинально изменить понимание и эмоциональную реакцию общественности. Медиа-фреймы действуют как интерпретационные окна; они формируют не только восприятие, но и эмоциональную и когнитивную реакцию на новости. Например, изображение споров в Южно-Китайском море в китайских и западных СМИ часто кардинально различается: первые могут рассматривать их как вопросы национального суверенитета и гордости (используя патриотическую риторику), а вторые могут подчеркивать аспекты международного права и свободы судоходства, представляя их как глобальную проблему [Y. Fong, J. Koon, 2019, 32].
Взаимодействие между этими двумя методологиями – установление повестки дня и фрейминг – можно наблюдать в динамичных изменениях освещения в СМИ в ответ на изменение политического климата или наступление значимых геополитических событий. Стремительная цифровизация СМИ только усилила эти эффекты, позволяя в режиме реального времени корректировать повестку дня и фреймы, тем самым влияя на общественное мнение с беспрецедентной оперативностью и точностью. Эта манипуляция особенно очевидна в освещении кризисов, где акцент может быстро меняться, подчеркивая одни аспекты и затушевывая другие в зависимости от развития событий в реальном времени и стратегических интересов [J. Nip, C. Sun, 2018, 291].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Arif, M., & Hayat, N. International Media Framing of China’s Domestic Politics: An Analysis of Aljazeera English and BBC News. Media Watch, 2018, 9. https://doi.org/10.15655/mw/2018/v9i1/49285.
2. Baum, M., & Zhukov, Y. Media Ownership and News Coverage of International Conflict. Political Communication, 2018, 36, 36-63. https://doi.org/10.1080/10584609.2018.1483606.
3. Chin, Y. From the local to the global: China's TV policy in transition. The Internationalization of the Chinese TV Sector – Economic, Social and Legal Consequences after the WTO Entry. Berlin: LIT Verlag, 2007. P. 221-240.
4. Chin, Y. Policy Process, Policy Learning, and the Role of Provincial Media in China. Media Culture & Society, 2011, 33(2), P. 193-210.
5. Cui, B. Report on Development of China's Media Industry in 2013. Beijing: Social Sciences Documentation Publishing House, 2013. 398 с.
6. Fong, Y., & Koon, J. The South China Sea Dispute and War/Peace Journalism: A Framing Analysis of a Malaysian Newspaper. KOME, 2019. https://doi.org/10.17646/kome.75672.32.
7. Guan, T. Framing the Boundary of Sino-Japanese Conflicts in China’s Communication Sphere: a Content Analysis of the News Coverage of Japan and Sino-Japanese Controversies by the People’s Daily between 2001 and 2015. Journal of Chinese Political Science, 2018, 23, P. 603-618. https://doi.org/10.1007/S11366-018-9528-9.
8. Ha, L., Guo, K., & Chen, P. Mobilising public support for the U.S. China-trade war: a comparison of U.S. and Chinese news media. The Journal of International Communication, 2022, 28, P. 188-205. https://doi.org/10.1080/13216597.2022.2105926.
9. Jun, L. Media system in China: a Chinese perspective. International Communication of Chinese Culture, 2015, 2, P. 49-67.
10. Kurniawan, A., Maulidya, A., Sa'ban, K., & Indrawati, I. The Chinese vs Western Media Framing on Uygur Conflict. Journal of International Women's Studies, 2020, 4, P. 131-148. https://doi.org/10.18196/JIWP.4249.
11. Lai, Y. A Study of Intercultural Communication Barriers between China and the United States: The Case of American Media Reports on China. Academic Journal of Humanities & Social Sciences, 2021. https://doi.org/10.25236/AJHSS.2021.040710.
12. Liu, H., & Ji, C. State as Salesman: International Economic Engagement and Foreign News Coverage in China. Political Communication, 2020, 39, P. 122-145. https://doi.org/10.1080/10584609.2021.1960451.
13. Liu, S., Boukes, M., & Swert, K. Strategy framing in the international arena: A cross-national comparative content analysis on the China-US trade conflict coverage. Journalism, 2022, 24, P. 976-998. https://doi.org/10.1177/14648849211052438.
14. Nazemtseva, E. The 1929 Conflict on the China-Eastern Railway in the Coverage of the Foreign Press (based on the materials of the Archive of Foreign Policy of the Russian Federation). Metamorphoses of History, 2022. https://doi.org/10.37490/s230861810023627-9.
15. Nip, J., & Sun, C. China’s news media tweeting, competing with US sources. Westminster Papers in Communication and Culture, 2018. https://doi.org/10.16997/WPCC.292.
16. Sukarno, S. Revealing Representation of China and America by the Media of CNBC Indonesia Relating to South China Sea Conflict. International Journal of Language and Literary Studies, 2022. https://doi.org/10.36892/ijlls.v4i2.939.
17. Wang, K., & Feng, L. Systematic Reformation of China's Broadcasting Industry. Guangzhou: Guangdong Renmin Press, 2008. 565 p.
18. Wu, C., & Xiao, J. Evolving Frames: British Newspaper Coverage of Repression and Resistance in China over Time, 1949–2009. Journalism Practice, 2020, 15, P. 544-565. https://doi.org/10.1080/17512786.2020.1730222.
19. Wu, F., & Wu, F. Construction of the Ideas of Professional Journalism. Journal of Renmin University of China, 2004, 6, P. 122-129.
20. Yang, L., & Degtyareva, O. On the Problem of Mediatization of Intra-Territorial Conflicts in China: A Historiographic Aspect. Russian and Chinese Studies, 2021. https://doi.org/10.17150/2587-7445.2021.5(4).243-249.
21. Yang, X. Stance in News Discourse: Analysis of Two News Reports in Daily Newspapers in China and the US. Canadian Social Science, 2018, 14, P. 40-48. https://doi.org/10.3968/10369.
22. Zhu, L. Framing the political conflict discourse in Chinese media. Journal of Language and Politics, 2022. https://doi.org/10.1075/jlp.21005.zhu.
23. Ареева, М.В. Китайские средства массовой информации и их влияние на глобальные информационные процессы. Актуальные проблемы современных международных отношений, 2014, 4, С. 67.
24. Ван И ответил на четыре вопроса, касающиеся Кодекса поведения в Южно-Китайском море. Официальный сайт ИА Синьхуа. http://russian.news.cn/2019-08/01/c_138275212.htm (дата обращения: 23.04.2020).
25. Кошурникова, Н.А. Особенности информационной политики современного Китая. Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2015, С. 280.
26. Лемешко, Ю.Г., & Машкина, Ю.В. Газета «Жэньминь Жибао» на начальном этапе культурной революции (1966-1969). Вестник Амурского государственного университета, 2011, 54, С. 22.
27. Ли Шуцзе. Государственная стратегия «Один пояс – один путь» в политической журналистике КНР. Магистерская диссертация СПбГУ, СПб., 2017, С. 4.
28. Мефодьева, С.А., & Инь Ж. Практики китайских и российских СМИ в распространении «мягкой силы» государств. Власть, 2019, 1, С. 197.
29. Смирнова, Е.А. Зарубежные аудиовизуальные СМИ. Учеб.-метод. комплекс БГУ, 2017, С. 12.
30. Цао Цзин. Особенности подачи международных новостей в СМИ КНР. Магистерская диссертация СПбГУ, СПб., 2016, С. 55.