Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современные медиапроцессы оказывают серьёзное влияние на деонтологическую компетенцию журналиста. Цифровая среда требует особого внимания к отбору и оценке информации (можно ли сделать необходимый отбор и обработку определенной информации не нарушая нейтральности); контекстуализации информации (при составлении материала очень часто может выйти искаженный материал, передающий неверную информацию или создающий неверное понимание того, о чем говорится); необходимости защиты данных (в России четко отслеживаются нарушения против достоинства личности, свободы совести, личной и семейной тайны, а также неприкосновенности частной жизни); достоверности информации (уверенности в надежности полученной информации никогда не было, что всегда приходилось проводить ряд действий по проверки достоверности и точности данных. Свобода слова, анонимность, желание выделиться интересным контентом породила огромное количество недостоверной, ложной информации).
Объект исследования – государственная политика КНР в сфере регулирования СМИ.
Предмет исследования - формы и методы управления СМИ в КНР на современном этапе
Хронологические рамки исследования – конец XX-начало XXI вв.
Целью данной работы является рассмотрение государственной политики КНР в сфере регулирования СМИ.
Задачи:
- рассмотреть СМИ в КНР: понятие, типы, функции;
- определить социальные медиа в КНР;
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ;
- определить формы и методы управления СМИ в КНР на современном этапе.
Источниковая база исследования – статьи, монографии и диссертационные исследования.
Методы исследования – анализ источников и литературы.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрены СМИ и социальные медиа в КНР, во второй главе - нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ; формы и методы управления СМИ в КНР на современном этапе.
Степень изученности темы.
В результате изучения имеющейся литературы выяснилось, что с темой данного исследования, в первую очередь, связаны работы исследователей факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: E.Л. Вартановой , И.Д. Фомичевой , Н.В. Ткачевой и др
1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КНР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 СМИ в КНР: понятие, типы, функции
Современная мировая система основывается на транснациональных корпорациях, глобальных механизмах инвестиций и финансовых спекуляций. Проблема баланса между открытостью и протекционизмом в глобализированной коммуникационной среде остро стоит перед многими национальными правительствами, особенно в таких странах, как Китай, где ограничения достаточно строгие, а экономика развивается ускоренными темпами и активно включена в глобализационные процессы .
Изучение китайской политики в глобальном пространстве современности является достаточно интересной проблемой, в первую очередь, с точки зрения применения Китаем возможностей соответствующих технологий современного типа с целью улучшения эффективности своей деятельности в процессах международного характера. Один из базовых инструментов, что применялся руководством КНР для этих целей – развития структура СМИ, что контролируются государством.
Последнее время также стремительно распространяются газеты КНР, журналы, телеканалы и радиоканалы, информационные сайты в сети Интернет на различных языках - английском, русском, французском, испанском, арабском, японском и других. Все вышеназванное помогает и усиливает позиции Китая в глобальном смысле.
На сегодня КНР – одна из крупнейших держав мира, что стремительными темпами идет к процветанию в экономике и культуре. Любой прогресс в передаче информации, любое важное изобретение оказывает глубокое влияние на жизнь всего человечества. Современность такова, что представить себе государство, что не вовлечено в информационное взаимодействие, нельзя. Кроме того, информация сегодня – один из управленческих инструментов контроля процессами политики на уровне международном.
В августе 2013 г. на Всекитайском совещании по вопросам информационной и идеологической работы Си Цзиньпин призвал «рассказывать миру о Китае». Для этого китайское правительство предприняло несколько мер с целью нарастить возможности в распространении информации на международном уровне с целью продвижения интегрированного развития традиционных и инновационных инструментов СМИ, для сближения дискурсов Китая и Европы. Вступление КНР во Всемирную торговую организацию – это и возможность для СМИ Китая выйти на международный рынок СМИ. Это также и новые вызовы в условиях нарастающей конкуренции. К примеру, восемь лет назад мы наблюдали ребрендинг CCTV News, итогом которого являлся запуск международного канала CGTN («China Global Television Network» – «Китайская глобальная телевизионная сеть») со слоганом «See the difference» («Увидеть разницу»). Тогда же CGTN стал на уровень круглосуточного вещания на международном уровне, вещание реализовывалось в более чем двухстах государствах новостной повестки, а также вещались репортажи и новости, программы аналитического характера.
В государствах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки были созданы представительства, откуда ведется полноценная трансляция CGTN, что делает канал по-настоящему глобальным в русле политики «мягкой силы». Сегодня ведущие мировые СМИ (BBC, «The New York Times», «The Financial Times», «The Economist») имеют версии на китайском языке.
Кто же смотрит китайские глобальные СМИ CCTV и CGTN? Основные потребителями являются как этнические китайцы, живущие в различных странах, так и представители других наций. Как следствие, информационная подача реализуется не только с точки зрения интересов КНР как государства, но и с принятием во внимание позиций мировой общественности.
Формирование, развитие продукта на телевизионном уровне на разных языках – это содействие представлению образа китайцев и распространению китайской культуры, политики и концепции государства за пределы страны. Самой ценной способностью телевидения в данном случае является возможность влияния на установление глобальной повестки дня. Для самих китайцев телевидение – это ресурс формирования и поддержания чувства национальной идентичности, а для Китая – средство расширения цивилизационного присутствия в мировом пространстве, где 18,8 % населения использует диалекты китайского языка в общении (и эта цифра ежегодно растет).
Эксперты в последние годы говорят об изменении вектора внешнеполитического воздействия СМИ Китая, диверсификации источников информации, ориентированных на иностранную аудиторию, создании при государственных информационных агентствах изданий на иностранных языках (в первую очередь, на английском). Рост количества влиятельных СМИ, принадлежащих Китаю или активно сотрудничающих с китайскими медиа, приводит к формированию представления о плюрализме мнений и разнообразии источников информации в КНР, что благоприятно сказывается на имидже государства. .
Подобная деятельность СМИ КНР, безусловно, приводит к экспорту культурных ценностей, повышает лояльность внешней аудитории к Китаю как к надежному партнеру, обеспечивает население малоразвитых территорий достаточно качественным медийным продуктом Все это делается для того, чтобы мир всесторонне узнал реальный, многогранный Китай, а также в целях усиления влияния культуры как «мягкой силы» страны и повышения авторитета китайской истории, традиций, порядков и норм. Китайские СМИ красочно и ярко повествуют о Китае всему миру. Одним из ключевых шагов стал запуск 31 декабря 2016 г. новой медийной структуры CGTN, которая была основана Центральным телевидением Китая (CCTV) и вобрала в себя телеканалы и электронные порталы на пяти языках – английском, испанском, французском, арабском и русском.
1.2 Социальные медиа в КНР
Для начала рассмотрим, что представляют собой социальные медиа. ИТ-технологии меняют вектор своего приложения и из помощника человека переходят в ранг «локомотива» развития всего общества и человечества. «ИК-технологии переходят от фазы полезного дополнения к базовым производственным технологиям в фазу, когда они сами становятся не менее базовыми. Они не только превращаются в ключевой элемент, без которого индустрия не может существовать, но и сами становятся производительной силой, генерируя поток больших данных и виртуальные модели, становящиеся объектами обработки и купли-продажи на рынке» .
Возникает мир взаимосвязанной цифровой информации-коммуникации-деятельности:
1) это новые экономические модели, называемые цифровыми и удаленными;
2) это принципиальное влияние цифровых технологий на все сферы жизни;
3) это переход на цифровые модели работы с данными;
4) это необходимость выработки новых категорий интеллектуальной собственности;
5) это возникновение нового понимания безопасности, в том числе на индивидуальном, коллективном, региональном, государственном и мировом уровнях.
Важность протекающих процессов позволила поставить вопрос о формировании нового типа экономики, где доминирующее значение приобретают отношения по поводу производства, обработки, хранения,
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии
1) Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран- М.: Аспект-Пресс, 2003; Вартанова E.JI. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе-М., 1999
2) Ткачева Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. - М.:Изд-во РИП-холдинг,2003
3) Фомичева И.Д. СМИ среди социальных коммуникаций в Интернете // Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета- Серия «Интернет-журналистика», выпуск 1- М., 2005; Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ. Серия «Интернет-журналистика», выпуск 2 - М., 2005.
Диссертационные исследования
4) Ли, Ф. Микроблоги как вид социальной коммуникации в КНР: автореф. дис …. канд. филол. наук. / Ф. Ли. – Ростов н/Д.: ЮФУ, 2018.С. 7 – 20 с.
Статьи
5) Адыгезалова Г.Э., Липская С.А. Некоторые проблемы правового регулирования искусственного интеллекта//СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК. Всероссийский сборник научных трудов. Том Выпуск 31. Барнаул, 2022. С. 75-78
6) Багдасарян, Т. М Интернет-стилистика и проблемы цензуры в интернете / Т.М. Багдасарян, А.С. Стаценко – Текст: непосредственный // в сборнике: Приоритеты современной науки: актуальные исследования и направления. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Туголукова А.В., Москва, 2021. С. 294-300
7) Бараниченко, А. В. Идентификация фейковых новостей в медиапространстве / А. В. Бараниченко // в сборнике: Достижения молодежной науки для агропромышленного комплекса. Сборник материалов LVI научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2022. С. 292-299
8) Бессонова П.С. Правила сетикета / П.С. Бессонова, Д.В. Ерёмина – Текст: непосредственный // в сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства:новые вызовы и решения. Сборник материалов LV Студенческой научно-практической конференции. 2021. С. 397-400
9) Болотова А.Ю., Бец Ю.В. Национальные особенности социальных медиа КНР в функциональном аспект (на материале WECHAT)// УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Г. Казимирова. Ростов-на-Дону, 2022. С. 104-106
10) Глазунов, О.Н. Специфика правового регулирования сети Интернет в Китайской народной республике / О.Н. Глазунов, В.В. Авдеенко // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – №2. – С. 2-5
11) Жиров Ф., Китай "зачищает" Интернет // Эхо планеты. — 2013. — № 43. — С. 32
12) Зуенко И., Запрещено в Китае : так ли страшна китайская цензура, как нам ее малюют? // Профиль. — 2023. — № 13/14 (201). — С. 26-29
13) Иванов А. А. Деятельность КНР в области распространения мировой Интернет-цензуры//WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей LXXII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 192-195
14) Исакова В. С., "Суверенный Рунет" и "Великий китайский файрвол": сравнительно-правовой анализ // Государственная власть и местное самоуправление. — 2022. — № 2. — С. 57-60.
15) Лыкова Т. Д., Тельянц Г. А., Лю Цзясинь. Социальные медиа как элемент побудительных факторов маркетинга: на примере мессенджеров России и Китая// V Международная научно-практическая конференция (г. Владивосток, 9–10 ноября 2023 г.). С. 44-46
16) Мамедьяров З., Цифровая диктатура Пекина // Эксперт. — 2018. — № 21. — С. 20-21.
17) Матюшенко С.В., Домащенко Г.А. Пятая технологическая революция//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 175-180
18) Михалевич Е. Опыт КНР в нейтрализации угроз злонамеренного использования искусственного интеллекта и обеспечения информационно-психологической безопасности и его значение для России// Существующие и перспективные угрозы международной информационно-психологической безопасности посредством злонамеренного использования искусственного интеллекта и возможные пути их нейтрализации. Материалы научного семинара молодых исследователей в Дипломатической академии МИД России, 18 апреля 2022 г. / Под ред. доктора политических наук Д. Ю. Базаркиной. Издание Международного центра социально-политических исследований и консалтинга. – М.: OOO «Сам Полиграфист», 2022. С. 28-30
19) Подшибякина Т.А. «Золотой щит» Китая: политика управления мнемоническими интернет-практиками // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2020. Т. 22. № 2. С. 194-196
20) Поздняков Е. И., Ярулин И. Ф. Опыт Китайской Народной Республики по противодействию западным фейк-ньюс // Вестник Московского государственного областного университета. – 2022. № 3. С. 41-45
21) Тан Жунянь Участие средств массовой информации Китая в процессе глобализации//ЖУРНАЛИСТИКА - МЕДИАЛОГИЯ – НАСТАВНИЧЕСТВО. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию проф. Б.В. Стрельцова и 100-летию Белорусского государственного университета. Под общей редакцией Н.А. Федотовой. Редколлегия: О.М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 96-100
22) Хижняк М. В. Информационное наступление Китая в Африке // Управленческое консультирование. 2018. № 3. С. 167-170
23) Цзя, Л. Модели развития китайских СМИ: особенности современной ситуации / Л. Цзя // Известия Уральского федерального университета. – Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – №3 – С. 135-140
24) Шестак В. А., Проект "Золотой щит" как мера противодействия киберпреступлениям в Китайской Народной Республике // Юрист. — 2023. — № 1. — С. 2-4
25) Шестеркина, Л. П. Основные характеристики новых социальных медиа /Л. П. Шестеркина, И. Д. Борченко // Ученые записки ЗабГУ. – Серия: Филология, история, востоковедение. – 2014. – №. 2. – С. 16-18
26) Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. – 2008. – Vol. 29 (2). – P. 105–134
27) Schulz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept //European Journal of Communication. – 2004. – Vol. 19 (1). – P. 87–101
28) Szurawitzki, М. Researching digital communication practices among German-speaking expats in China: Study design / M. Szurawitzki // Language Studies and Modern Humanities. – 2019. – vol. 1, №1. – P. 24-27.