Фрагмент для ознакомления
2
Цифровая экономика немыслима без такого понятия, как «стартап». В начале пути у стартапа нет истории, активов, прибыли и лишь малая часть из них имеет потенциал для развития. Инвестирование в стартапы сопряжено с высокими рисками, но предполагает значительный доход и преимущества в рыночной нише в будущем, поэтому некоторые инвесторы заинтересованы в финансировании стартапов.
В широком использовании под стартапом обычно понимают молодую, вновь созданную компанию, не имеющую значительного капитала, или интернет-проект с инновационным перспективным продуктом или основанный на амбициозной идее [1].
Часто понятие «стартап» отождествляют исключительно со сферой IT. Однако на практике стартапы не ограничиваются только этой сферой. Стартап может быть актуален для любой сферы рынка. Наиболее перспективными отраслями для развития стартапов являются здравоохранение, финансовые услуги, потребительские товары и услуги, биофармацевтика. Суть стартапа — предложить клиенту новое решение проблемы.
Стартап – это творческое и инновационное начинание. Одним из критериев стартапа является скорость роста:
«Если вновь созданная компания демонстрирует активный рост на рынке, ее можно назвать стартапом». При этом стартап обычно легко масштабируется (готов к быстрому росту). Также стартап — это независимая структура, одинаково готовая к успеху, провалу и закрытию. По мнению Г.Р. Зиннатулина, «чаще всего стартапы рождаются из необходимости решить проблему, которую до этого никто не решал или решал недостаточно хорошо» [13]. Одной из основных задач стартапа можно назвать создание нового продукта, решение известных проблем нетривиальными способами, изменение существующих рынков или даже создание новых.
«Традиционные» вновь образованные компании работают в привычных, «готовых» отраслях, используя известные бизнес-модели, а стартапы запускаются в условиях неопределенности, высокого риска и минимального бюджета [8].
Несмотря на то, что в переводе с английского стартап означает начало процесса, его начало (старт, старт), не каждый коммерческий проект, открывшийся недавно, можно назвать стартапом. Под это определение подпадает лишь малая часть бизнес-проектов, начинающихся с нуля.
Стивен Бланк, известный американский предприниматель, создатель успешных стартапов, сформулировал концепцию «стартапа», претендующую на звание классической: «стартап — это временная структура, направленная на реализацию масштабной бизнес-идеи» [6].
При этом «стартап – это вновь созданная компания, находящаяся на стадии динамичного развития. Стартап предполагает обязательное использование инновационных технологий или бизнес-идей».
Эрик Рис предлагает следующее определение: «Стартап — это предприятие, созданное для поставки нового продукта или услуги в условиях крайней неопределенности». Автор считает, что «понятие стартапа не имеет ничего общего с размером компании, сектором экономики или отраслью, в которой она работает. Цель запуска стартапа — найти способ создавать и продавать продукт или услуга, за которую клиенты будут готовы платить. Именно эти три неизвестных и являются проблемой, которую необходимо решить; бизнес-модель, позволяющая зарабатывать деньги, решая проблему; лежит в основе стартапа» [4].
Ключевое понятие стартапа — элемент новизны предлагаемого продукта или услуги. Суть стартапа – предложить клиентам (потребителям) новое решение существующей проблемы в отрасли (в жизни). Таким образом, эксперты рассматривают стартап отчасти как творческое и инновационное начинание (проект).
Стартап, безусловно, имеет инновационный характер. Но стартап не обязательно должен быть инновационным производством. Прежде всего, стартап предлагает принципиально новый подход. Конечно, можно использовать существующие технологии, но либо они используются для новой целевой аудитории, либо продукт стартапа позиционируется под каким-то новым углом.
Несомненно, стартап подразумевает формирование инновационной идеи. Однако инновации и стартап – это не одно и то же.
Инновации предполагают внедрение инноваций, не имеющих аналогов. Они могут быть представлены в виде продукта, технологии производства, а также какой-либо техники или системы взаимодействия в общественной, финансовой и бытовой сферах.
Термин «инновация» происходит от латинского ¡pp-uay- (нововведение, нововведение, обновление) и представляет собой конечный результат научного, технического или любого иного творчества, приводящий к существенному изменению жизни общества, человека, природы.
По определению Шумпетера, «инновации — это одновременное проявление двух миров: мира бизнеса и мира технологий». «Когда изменение затрагивает только уровень технологии, учёный называет это изобретением (инновацией). Когда в этом изменении участвует бизнес, оно автоматически становится инновацией». Экономист Питер Друкер интерпретирует инновации как «особый предпринимательский инструмент, как средство, с помощью которого предприниматели стремятся реализовать новый тип бизнеса». Ученый утверждал, что это, скорее, социально-экономическая концепция, чем техническая, поскольку «изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов» [12].
Таким образом, инновации — это результат вложения капитала в новую технологию или технику, в новейшие формы организации труда, производства, управления и обслуживания, ориентированные на извлечение экономической выгоды. В этом разница между инновацией и стартапом.
1.2. Признаки стартапа
Не каждую новую компанию следует считать стартапом. Есть несколько основных признаков, которые позволяют считать бизнес-проект стартапом:
1) в основе проекта лежит совершенно новая, ранее не использовавшаяся идея, или инновация, то есть необходимость что-то улучшить, качественно изменить привычный образ жизни, создать новый полезный продукт;
2) скорость создания. На Западе считается, что стартапы — это проекты, для полного запуска которых требуется не более 8 месяцев. Если проект за это время не принесет прибыли, то он закрывается. В России из-за специфики поиска источников финансирования на реализацию может уйти до двух-трех лет;
3) молодой возраст стартапов (авторов инноваций). Возраст команд, создающих стартапы, чаще всего студенческий. Отсюда второе распространенное название стартапов – «гаражный бизнес», поскольку молодые люди, не имея стартового капитала, но с большим энтузиазмом открывают свое дело в гаражах, подсобных помещениях и т. д. Также важно иметь сплоченную команду разработчиков и помощников, достаточное финансирование до тех пор, пока проект не станет самоокупаемым;
4) высокий риск. Около 70 процентов инновационных проектов закрываются в первый год, 10-15 процентов не «доживают» до двух лет. По некоторым данным, только 10 процентов (1 из 10) стартапов «пересекают долину смерти» и становятся полноценным бизнесом, способным приносить относительно стабильный доход [6].
Существует тесная связь между такими понятиями, как «стартап» и «венчурный бизнес», «венчурный проект», «венчурные инвестиции».
Венчурный бизнес (от англ. Venture — рискованный) — это рискованный научно-технический или технологический бизнес, обеспечивающий связь науки и производства.
Венчурные инвестиции – это рискованные инвестиции в бизнес-идеи и инновационные проекты с целью получения прибыли. В случае успеха такая инвестиция превышает доход от обычных инвестиций.
Венчурные, или рискованные, инвестиции – это вложения, как правило, в средние и малые предприятия, без залога, в отличие от банковских кредитов. Венчурные фонды инвестируют в компании, акции которых не торгуются на фондовом рынке, они распределяются между акционерами.
Есть также существенные различия между стартапом и инвестиционным проектом.
Инвестиционный проект (далее также инвестиционный проект) – проект инвестиционного характера, предусматривающий сроки, график и объем капитальных вложений для реализации мероприятия. Как правило, он содержит проектно-сметную документацию и описание практических действий по реализации инвестиций. Инвестиционный проект не обязательно содержит инновации. Хорошо продуманный и рассчитанный инвестиционный проект будет иметь высокую вероятность успеха и эффективной отдачи [20].
Сформулируем ключевые отличия стартапов от традиционного бизнеса:
• отсутствие отраслевой структуры в процессе кристаллизации идеи стартапа. На практике обычные бизнесмены, а не стартаперы, открывают компании в рамках известных отраслей, при создании компаний присваиваются определенные коды отраслевой деятельности и т. д. У стартапов такого ограничения нет, поскольку они часто основывают свой бизнес на инновационных идеях;
• особенности, связанные с темпами развития. С одной стороны, стартапы нацелены на успех, на быстрый захват рынка, ниши рынка и целевого сообщества. С другой стороны, стадия роста стартапа может затянуться (хотя, как уже отмечалось, на Западе принято считать стартапы успешными, если их полный запуск занимает не более 8 месяцев);
• Возврат/прибыль. На этапе, когда становится понятно, как продукты (услуги), разработанные стартапом, могут быть представлены потребителю, его участники, как правило, ищут внешнее финансирование для продвижения своей идеи. Величина первоначального капитала во многом определяет дальнейшую экономическую жизнь стартапа и уровень извлекаемой прибыли;
• инновации, инновационные технологии. Успех стартап-проектов основан на оригинальных идеях, но в большинстве случаев они подкреплены и инновационными технологиями;
• срок окупаемости, безубыточность. Невозможно точно определить период времени, необходимый стартапу для выхода на точку безубыточности [13]. Стартап может «потерпеть неудачу» (не пересечь «долину смерти») уже на старте или прожить несколько десятилетий, продолжая совершенствоваться. Некоторые стартапы стремительно «взлетают вверх». Все очень индивидуально.
1.3. Особенности стартапа в сфере общественного питания
Сфера общественного питания отличается от других сфер некоторыми особенностями:
Постоянная актуальность
Обеспечение необходимых условий для соблюдения определенного способа организации питания и отдыха.
Продукция требует быстрой реализации из-за короткого срока хранения.
В отличие от других предприятий, которые ограничиваются выполнением одной функции, предприятия общественного питания имеют возможность выполнять несколько взаимосвязанных функций: 1- Производство кулинарной продукции 2- Реализация кулинарной продукции 3- Организация потребления кулинарной продукции
Высокие лицензионные требования
Факторы, влияющие на реализацию стартапа в сфере общественного питания:
География. Успех стартапа в сфере общественного питания напрямую зависит от того, где находится точка реализации. Такая зависимость обусловлена тем, что большинство потребителей не привязаны к какой-либо конкретной компании. В основном потребители выбирают точку, находящуюся на удобном для них расстоянии.
Качество продукта. Это главный фактор, без которого все остальные не имеют смысла, даже выгодное расположение не спасет стартап, работающий в сфере общепита с некачественной продукцией.
Удобство поиска посетителей на точке. Речь идет как об эстетическом удовольствии, которое получает клиент, посетив вашу точку, так и о комфорте нахождения клиента на точке. Дискомфорт могут вызывать посторонние запахи, неудобность мебели, маленькая площадь зала, громкая музыка, назойливый персонал, долгое приготовление заказа, шум с улицы и так далее…
Соблюдение санитарных правил на пункте приготовления пищи. Стартап, нарушающий эти правила, рискует разориться на штрафах, полученных после проверки санпропускником, а также такое поведение может отразиться на качестве продукции, так как при несоблюдении этих правил велика вероятность появления различных вредителей: мыши, крысы, тараканы и т.д.
Возможность доставки продукции на дом или в офис. Это не главный фактор, он не влияет напрямую на успех/неуспех стартапа, но наличие этой особенности может привлечь новых клиентов, что положительно влияет на предприятие.
Уникальность продукции. Если посмотреть на современные предприятия в сфере общественного питания, то можно увидеть, что каждое из них отличается от других, даже если продукция в чём-то одинакова, то общая концепция и подход к обслуживанию совершенно разные [10].
Рекламная компания. Какой бы прибыльной ни была ваша локация, она будет привлекать только тех, кто будет проходить мимо, и то не во всех случаях. Запуск рекламы позволит большему количеству потенциальных клиентов узнать о вас.