Фрагмент для ознакомления
2
Обучение детей есть процесс активного целенаправлен¬ного взаимодействия между учителем и учеником, в результате чего у субъекта учения формируются определенные знания, умения, навыки и опыт деятельности. Активность ученика стимулируют всегда воздействия учителя. Деятельность учителя всегда целенаправленна, поскольку учебные цели учитель ставит заранее и в течение всего учебно-воспитательного процесса учитель управляет активностью учащихся [10].
Учителю необходимо создать соответствующие условия для того, чтобы действия учеников активизировались. Для этого необходимо деятельность учеников направлять и контролировать. Лишь в этом случае можно будет говорить про успешную реализацию учебно-воспитательного процесса. Перед обучением математике, как и при обучении, любому другому предмету поставлен комплекс взаимосвязанных целей. Это триединая образовательная цель, которая подразумевает обучение, воспитание и развитие школьника [9].
К примеру, Г.И. Глейзер посвящал свои работы использованию элементов историзма в процессе преподавания математики. В его работах содержатся материалы по истории появления важнейших математических понятий и теорий, а также отмечен вклад великих учёных прошлого в развитие математики.
Он приводил обширный материал исторического характера, который учителю можно использовать как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности. Математика – это предмет, который ученики изучают с 1-го по 11-й класс. Очевидно, что объем и количество определений, теорем и формул, которыми должен оперировать ученик по математике, чрезвычайно велик. Математика никогда не была тем предметом, усвоение которого можно достичь, лишь прочитав параграф [20].
В современной образовательной среде, когда помимо формирования знаний, умений и навыков также важно формировать метапредметные результаты, в виде универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, школьники часто самостоятельно разрабатывают проекты, проводят исследования, делают сообщения, доклады, рефераты, презентации и др.
При этом важно, чтобы при изложении той, или иной математической темы, школьники хорошо представляли себе исторический аспект вопроса, поскольку, как показывает практика, такого рода материал лучше укладывается в памяти. Ввести небольшую информацию, касаемо историзма вопроса – несложно.
Это вполне возможно сделать в рамках обычного урока, заинтересовав школьника какими - либо историческими событиями, которые так или иначе с математикой связаны. При этом необходимо целенаправленно развивать устойчивый интерес к математике в целом.
При освоении математического содержания ученик чаще всего испытывает удовлетворение от решённой им задачи. Часто также удовлетворение возникает тогда, когда школьнику удаётся понять, как именно математика может быть связана с любыми иными образовательными областями.
При освоении математики ученик, прежде всего, овладевает определённого рода практической деятельностью. При этом рассматриваются различные объекты, с которыми он часто сталкивается в реальной жизни. Материал, изучаемый в рамках содержания математики, может быть более, или менее сложным. [15].
Чтобы стимулировать школьника к проведению несложных рассуждений и поиску закономерностей, начинать новую учебную тему необходимо с более лёгкого материала. Именно в этом случае можно рассматривать всевозможные исторические факты и события, благодаря которым мы изучаем математику подобным образом.
Для всестороннего развития личности школьника необходимо выработать единое образовательное пространство на уроках математики. При этом должна быть обеспечена активная деятельность ученика, которая была бы направлена на осмысление, накопление и систематизацию полученной математической информации [3].
При включении в курс математики всевозможных историзмов и методики его обучения, можно гарантированно обеспечить развитие творческих способностей школьника. Он овладеет математической зоркостью и воображением, разовьёт свою интуицию и разовьёт гибкость своего мышления. Наглядная математика всегда обладала высоким эстетическим потенциалом и огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова С.М. Занимательная математика [Текст] / С.М. Акимова // Спб.: «Тригон». - 2017. – 608 с.
2. Белобородова С.В. Об историко–генетическом методе [Текст] / С.В. белобородова // Математика в школе. – 2017. – № 6. – с.7–10.
3. Бощенко, О.В. Математика. Итоговые уроки [Текст] / О.В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - под.ред. Фельдштейна Д.И.–М.: Междунар.пел.акад. - 2005. – 209 с.
5. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 20.05.2024).
6. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
7. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 20.05.2024).
8. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.05.2024).
9. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках [Текст] / С.Г. Гиндикин //2–е изд.–М.: Наука,Гл.ред. физ.–мат.лит.; 2005–192с.
10. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 20.05.2024).
11. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 20.05.2024).
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов // М.: ИНТОР, 2016. – 544 с.
13. Козина, М.Е. Элективные курсы в 8-9 классах [Текст] / М.Е. Козина. - Волгоград: Учитель, 2017. – 137 с.
14. Куликова, Е.Н. Открытые уроки математики [Текст] / Е.Н. Куликова, Н.Н. Лямова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 84 с.
15. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Паноценина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 160 с.
16. Косян, А.С. Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии / А.С. Косян, Е.А. Калинина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50385/ (дата обращения: 20.05.2024).
17. Колпакова, Д.С. GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках геометрии в 7 классе / Д.С. Колпакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48799/ (дата обращения: 20.05.2024).
18. Келдибекова, А.О. Развитие пространственных представлений учащихся при решении геометрических олимпиадных задач / А. О. Келдибекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39079/ (дата обращения: 20.05.2024).
19. Келдибекова А. О. Проблема развития пространственного мышления в школьном образовании [Текст] / А. О. Келдибекова, Б. А. Касымбаев. — Вестник ОГПИ. — Ош, 2015. - № 02 (12). — С. 203–208.
20. Методика и технология обучения математике. Курс лекций [Текст] / под ред. Н.С. Стефановой, Н.С. Подходовой. –М.: Дрофа. -2005 г.– 416 с.
21. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 6. — С. 91–95. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm. (дата обращения: 20.05.2024).
22. Сагателова, Л.С. Геометрия: красота и гармония [Текст] / Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.
23. Танкевич, Л. М. GeoGebra как средство решения стереометрических задач / Л. М. Танкевич, А. Е. Шкляр. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48776/ (дата обращения: 20.05.2024).
24. Устаджалилова, Х.А. О геометрических преобразованиях и его приложениях (самосовмещения многогранников) / Х.А. Устаджалилова, Наргиза Акбарова, Дилшод Султанов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3.1 (107.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/107/26023/ (дата обращения: 20.05.2024).