Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Растущая потребность владения иностранными языками, обусловленная развитием информационно-коммуникационных технологий, глобализацией информационных процессов и средств массовой коммуникации, порождает необходимость обучения взрослого населения Российской Федерации иностранным языкам в вузах и после окончания учебных заведений.
Сегодня научное сообщество демонстрирует повышенную активность в совершенствовании и дальнейшей разработке уже существующих методик преподавания. Во многом актуальность этих исследований обусловлена изменениями, происходящими в образовательной среде, такими как, например, признание необходимости разработки индивидуальных траекторий образования, компетентностный подход к обучению и др. К подобным изменениям относится и увеличение количества взрослых людей, заинтересованных в овладении иностранным языком.
Степень научной разработанности темы. В целом, особенностям обучения взрослых обучающихся посвящено в настоящий момент достаточно много крупных исследований. В рамках настоящего исследования особую ценность представляют труды А. Г. Алавердян [1], И. И. Игнатенко [10], О. В. Лазарева [11], Л. Р. Погорельская [13], Ю. М. Орехова [18], Н. Ю. Хамидова [19], О. И. Шеремет [21].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки оптимальной модели организации образования взрослых студентов по иностранным языкам, рассчитанное на неоднородный в профессиональном отношении контингент учащихся, где результаты обучения отвечают реальным потребностям обучаемых.
Особенности условий обучения взрослых студентов ставят перед необходимостью ограничить его задачи, разработать способы интенсификации обучения, рационально отобрать и организовать языковой и речевой материал, а также использовать эффективные в конкретной аудитории методы преподавания.
Целью работы является создание обоснованной модели обучения на основе теоретических данных андрагогики и андрагогических принципов обучения, с учетом индивидуальных особенностей взрослых, потребностей и конкретных условий обучения.
Задачи исследования:
1) изучить роль мотивации в обучении взрослых студентов;
2) проанализировать психологические особенности взрослых обучающихся и их влияние на процесс обучения;
3) определить роль интерактивных методов обучения в преподавании иностранного языка взрослым студентам;
4) рассмотреть использование технологий в обучении взрослых студентов иностранным языкам.
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, учебных пособий для взрослых, описание андрагогических основ обучения иностранным языкам, моделирование процесса обучения английскому языку взрослых, регистрация и обработка данных, обобщение постоянном результатов исследования.
Объектом исследования выбран процесс образования взрослых студентов по иностранному языку.
Предметом исследования является модель организации процесса обучения и методика ее реализации при использовании оптимальных вариантов технологий обучения с учетом особенностей взрослого контингента обучающихся и их профессиональных интересов. Методическая проблема работы при этом заключается в выявлении путей, способов и приемов повышения эффективности обучения взрослых.
Глава 1. Психологические аспекты преподавания иностранных языков взрослым студентам
1.1. Роль мотивации в обучении взрослых студентов
В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни вопрос мотивации к изучению иностранного языка стал очень актуальным. Глобализация означает, что роль личных контактов людей все более возрастает, а следовательно, и вербального общения, в том числе общения между этническими группами, требующими знания иностранных языков.1 Иностранные языки становятся одним из основных факторов социально-экономического и общекультурного прогресса общества. Иностранные языки позволяют вам иметь прямой доступ к духовному богатству других стран, возможность напрямую общаться с представителями других государств, формировать личность и давать образование, поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране значительно возрос интерес к иностранным языкам, в основном к английскому [18].
В настоящее время знание 2-х и более языков является неоспоримым атрибутом современного высокообразованного человека. Знание иностранных языков стало реальной потребностью, без которой уже невозможно устроиться на хорошо оплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально-экономические изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, стремление к активному и плодотворному сотрудничеству с западными странами оказали существенное влияние на расширение функций иностранных языков как учебных предметов, что привело к переосмыслению цели, предназначения и содержания преподавания иностранных языков.
Новая политическая ситуация, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого знания иностранных языков [7].
Все вышесказанное значительно повышает престиж предмета "иностранный язык" как образовательной области вуза. И здесь на первый план выходит понятие мотивации. Конечно, проблема мотивации к обучению возникает по всем предметам, но изучение иностранного языка стоит особенно остро. Все дело в особенностях предмета, которые требуют от студента определенной подготовки и навыков общения.
Часто бывает так, что у студентов возникают определенные трудности и пропадает мотивация. Поэтому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, следует отметить, что мотивация связана с субъективным миром человека и определяется его внутренней мотивацией. Следовательно, все трудности преодоления внешней мотивации. Человек сможет выучить иностранный язык, если почувствует в этом потребность, это будет его мотивировать.
Важным для проблемы исследования является рассмотрение сферы мотивации человека и её значение в учебной деятельности. Ж. Годфруа - понимает условия существования под соображениями, исходя из которых субъект должен действовать – по мнению учёного – это и есть мотивация [2]. Так или иначе, большинство людей сходятся во мнении, что мотивация - это либо импульс, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию следует подходить комплексно, принимая во внимание все возможные аспекты.
Необходимо охарактеризовать типы мотивов, которые возникают, особенно при обучении иностранному языку. Все они в совокупности составляют так называемую педагогическую мотивацию. Мотивация к обучению определяется несколькими специфическими факторами:
- характеристиками учащегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);
- особенностями преподавателя и его отношением к учебной деятельности;
- организацией учебного процесса;
- сведения об учебных предметах (в данном случае, иностранных языках) [5].
Исходя из вышеперечисленных факторов, учебные мотивы можно разделить на внешние и внутренние.
Внешняя мотивация напрямую не связана с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Вот пример:
- мотивация к достижениям обусловлена желанием человека добиться успеха и высоких результатов в любой деятельности, в том числе в изучении иностранного языка; например, для получения отличных оценок, окончания школы и т.д.;
- мотивацией к самоутверждению является желание самоутвердиться, заслужить одобрение окружающих. Человек изучает иностранный язык, чтобы занять определенное положение в обществе;
- мотивация к идентификации - это желание одного человека стать похожим на других и быть ближе к кумирам и героям (например, понимать тексты песен своей любимой группы);
- мотивация к принадлежности - это желание общаться с другими людьми. Человек может изучать иностранный язык для общения с иностранными друзьями;
- мотивацией к саморазвитию является стремление к самосовершенствованию. Иностранные языки служат средством духовного обогащения и общего развития человека;
- просоциальная мотивация связана с восприятием социальной значимости деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что понимает социальную значимость его изучения [6].
Внутренняя мотивация не связана с внешними обстоятельствами, а напрямую связана с самим предметом. Ее также часто называют процессуальной мотивацией. Человек непосредственно любит иностранные языки и любит проявлять интеллектуальную активность. Действия по внешним мотивам (престиж, самоутверждение и т.д.). Это может усилить внутреннюю мотивацию, но напрямую не связано с содержанием или процессом деятельности.
Кроме того, педагогические мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. Например, конструкция "Если я выучу английский, то буду отлично сдавать экзамены" является положительной мотивацией. Конструкция "Если я выучу английский, то сдам экзамен и меня не отчислят" является отрицательной.
Основной вывод заключается в том, что студентом движут в основном внешние мотивы, но есть и значительный процент негативных мотивов ("чтобы не отчислили", "чтобы не поставили двойку"). Это противоречие, потому что престиж владения иностранным языком и его значимость в общественной жизни растут, и положительных мотивов должно быть больше. Кроме того, абсолютно очевидно, что необходимы активные действия, чтобы бросить вызов внутренней мотивации студентов.
То есть необходимо создать условия, в которых у студента были бы личные интересы и потребности в изучении иностранного языка. Потребность в обучении должна соответствовать внутренним мотивам, таким как коммуникация (непосредственное общение на языке), лингвистическое познание (позитивное отношение к языку), музыкальные инструменты (позитивное отношение к различным видам работы) [3].
Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются основными движущими силами мотивации человека при изучении иностранного языка. Но следует помнить, что если мотивация слишком сильна, то повышается уровень активности и напряжения, и, как следствие, снижается эффективность работы. В этом случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательную эмоциональную реакцию. Необходимо найти оптимальный вариант, где высокая эффективность сочетается с удовольствием от изучения иностранного языка.
1.2. Психологические особенности взрослых обучающихся и их влияние на процесс обучения
В постоянно развивающемся обществе конкурентоспособность является важным фактором. На современном рынке труда она подразумевает соответствие современным тенденциям, веяниям и навыкам по специальности. В результате образование, то есть повышение квалификации, очень важно для взрослых. Это дополнительное образование направлено в первую очередь на достижение 2 целей:
- обеспечить соответствие знаний и навыков персонала новым профессиональным тенденциям путем проведения обучающих мероприятий на местах, ориентированных на саму компанию;
- участвуя в дополнительных курсах повышения квалификации как на предприятии, так и в специализированных учебных центрах, вы сможете получить более высокую квалификацию для дальнейшего продвижения по "карьерной лестнице" [1].
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого происходит обучение, воспитательная работа и развитие человека. Из этого определения можно сделать вывод, что процесс обучения зависит как от преподавателя, так и от ученика [9].
Взрослые люди имеют психофизиологические особенности, которые отличают их от молодежи и подростков, поэтому процесс обучения также меняется. Эти особенности у взрослых могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс обучения, и учет этих особенностей может еще больше улучшить процесс обучения у взрослых.
Взрослый - это человек, достигший совершеннолетия. Взрослость - это один из этапов возрастной эволюции человека, длящийся примерно от 1 до 40 лет (например, согласно Эриксону, зрелость охватывает период от 25 до 65 лет), наивысшие достижения личности - это время для исполнения предназначения человека, как в профессиональной, так и в социальной деятельности, и с точки зрения наследования поколений, это самореализация, профессиональная деятельность и семейные отношения [13].
Как отмечает Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от 2 факторов: внутренним фактором является талант человека, а внешним - образование. Образование противостоит старению и замедляет этот процесс. Существует противоречие между поддержанием высокой интеллектуальной активности и продуктивности в привычных условиях профессиональной деятельности и сложностью овладения новым видом деятельности.
Снижение темпов обучения в зависимости от возраста также связано с общим состоянием здоровья и энергии человека, снижением объективной и субъективной потребности в новых знаниях и уменьшением возможности применять их на практике.
Особенности взрослых учащихся:
1. Осознание себя как независимой, автономной личности.
2. Образовательная деятельность определяется в первую очередь временными, пространственными, профессиональными, бытовыми и социальными факторами (условиями).
3. Особая мотивация к решению жизненных и профессиональных задач, богатый опыт, полезность, мотивация к достижениям (интересы).
4. Потребность в осмысленном обучении (для решения важных проблем и достижения конкретных целей), которое обеспечивает мотивацию.
5. Больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который является источником обучения.
6. Наличие профессионального опыта, готовых, апробированных алгоритмов принятия решений.
7. Ориентация на знания.
8. Стремление к немедленной реализации приобретенных знаний и умений, сформированных способностей.
9. Потребность в независимости.
10. Иметь опыт обучения (способность к самообразованию); в то же время приобрести предыдущий опыт обучения в различных образовательных парадигмах [18].
Описанные характеристики предмета могут способствовать или препятствовать обучению.
Личная независимость и внутренняя мотивация. Взрослый человек организует свою жизнь, принимает собственные решения, обучение выступает для него как самообразовательная деятельность, он участвует по собственным решениям, он избирателен. На первое место выдвигается внутренняя мотивация деятельности, основанная на понимании важности усваиваемого материала. Такая избирательность взрослого создает определенные трудности в его обучении.
О. И. Шеремет считает, что внутренняя мотивация учебной деятельности у взрослых неоднородна, но ее можно свести к 3 типам:
- утилитарная мотивация - порождается социальной профессиональной практикой человека и потребностью его в совершенствовании этой практики;
- узкая - определяется только личными потребностями человека;
- широкая - личные потребности связаны с общественными потребностями. В этом случае в обучении взрослых включается мотивация престижа, потому что он получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей, которые не участвуют в таком обучении;
- мотивация, согласно которой знание становится самоцелью, характерна для различных клубов и курсов по интересам, а также для людей, увлеченных всеми видами знаний [21].
Воспринимая новый материал, взрослый человек анализирует новое, сопоставляя его с имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности - насколько это необходимо и полезно для него, для его социальной профессиональной деятельности. Поэтому взрослые учащиеся более важны и независимы в оценке образовательной информации, особенно в знакомой им области знаний. Апперцептивная оценка всего нового, конечно, дает осечку, информация оказывается незначительной, ненужной, не осознаваемой в момент получения, а потом потребность появляется, но знания уже забыты.
Большой запас жизненного опыта оказывает положительное влияние, поскольку приводит примеры из реальной деятельности, также имеет "укоренившуюся" модель решения проблем, из-за этого происходит снижение гибкости мышления в подходе к решению проблем.
Стремление к немедленной реализации приобретенных знаний и умений может улучшить процесс практической интеграции знаний, но и "задавить" образовательный процесс, "убрав" информацию, которая не может быть применена на практике [14].
Благодаря самостоятельному поиску решения проблемы эффективные способы решения поставленной задачи более устойчиво закрепляются в памяти человека, но настойчивые усилия по достижению самостоятельности могут значительно замедлить учебный процесс и, в случае неудачи, сформировать негативное отношение к учебному процессу вплоть до отказа от него
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Алавердян, А. Г. Повышение мотивации взрослых студентов как один из ключевых инструментов для достижения успешных результатов в обучении иностранным языкам / А. Г. Алавердян // Colloquium-Journal. – 2019. – № 10-5(34). – С. 22-25.
2) Бабкина, И. Н. Современные технологии как средства повышения мотивации при обучении иностранному языку в вузе / И. Н. Бабкина, Е. В. Шлык // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса : Сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции, Брянск, 17–18 марта 2022 года. – Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2022. – С. 460-466.
3) Белова, О. И. Особенности преподавания академического английского языка / О. И. Белова // Перспективы развития высшей школы : Материалы XIV Международной научно-методической конференции, Гродно, 22 апреля 2021 года / Редколлегия: В.К. Пестис [и др.]. – Гродно: Гродненский государственный аграрный университет, 2021. – С. 335-338.
4) Блохин, К. А. Использование цифровых технологий как интерактивного метода преподавания в процессе обучения иностранному языку (на примере платформы "MOODLE") / К. А. Блохин, Е. И. Бондаренко // Перспективные идеи в решении вопросов теории и практики социально-психологического, межкультурного и правового аспектов межличностного общения. – Пятигорск : Пятигорский государственный университет, 2020. – С. 116-134.
5) Брем, Н. С. Учебные стратегии как барьер. Влияние учебных стратегий на успех изучения иностранного языка / Н. С. Брем // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 3(59). – С. 60-69.
6) Бурлакова, И. И. К вопросу о современных средствах обучения иностранным языкам / И. И. Бурлакова, Е. А. Акбилек // Большое евразийское партнёрство: лингвистические, политические и педагогические аспекты : Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 15–17 декабря 2022 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет просвещения", 2023. – С. 57-61.
7) Воронина, Г. И. Теория учебников иностранных языков в новых жизненных условиях / Г. И. Воронина // Научный вестник Гуманитарно-социального института. – 2023. – № 17. – С. 6 – 10.
8) Гришина, Д. В. Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам / Д. В. Гришина, Э. Р. Латыпова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 05 июня 2020 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 44-47.
9) Демина, В. Д. Трудности обучения взрослых иноязычной бизнес-коммуникации и пути их преодоления / В. Д. Демина // Мировые языки в экономике будущего : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Оренбург, 25–26 октября 2018 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2018. – С. 227-234.
10) Игнатенко, И. И. Особенности преподавания иностранных языков взрослым студентам / И. И. Игнатенко // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 118-121.
11) Лазарева, О. В. Использование интерактивных образовательных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе / О. В. Лазарева // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 7. – С. 250-256.
12) Никейцева, О. Н. Апробация интерактивных методов обучения в системе преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей (на примере метода сценариев) / О. Н. Никейцева, Н. В. Доминенко, Н. А. Хлыбова // Педагогический вестник. – 2019. – № 8. – С. 54-56.
13) Погорельская, Л. Р. Актуальные проблемы обучения взрослых иностранным языкам / Л. Р. Погорельская, И. А. Абакумова // СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 18 декабря 2019 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. – С. 107-113.
14) Самарина, Н. В. Сравнительно-сопоставительный метод при обучении английскому языку русскоязычных студентов / Н. В. Самарина // Актуальные проблемы науки и техники : Материалы II Международной научно-технической конференции, посвященной 70-летию ИМИ - ИжГТУ и 60-летию СПИ (филиал) ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова", Сарапул, 19–21 мая 2022 года. – Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 2022. – С. 1459-1462.
15) Скляр, Н. В. Интерактивные методы обучения в преподавании иностранного языка / Н. В. Скляр, В. В. Карпов // Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка XXI века : материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием, Шадринск, 18 октября 2017 года / Шадринский государственный педагогический университет, кафедра английского языка и методики его преподавания, научная лаборатория «Технологии и методики обучения английскому языку»; Ответственный редактор А. В. Дубаков. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2017. – С. 74-79.
16) Тукаева, О. Е. Применение интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка / О. Е. Тукаева // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 6(147). – С. 57-60.
17) Тлеугалиева, А. Т. Особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения / А. Т. Тлеугалиева // Архивариус. – 2019. – № 11(44). – С. 64-67.
18) Орехова, Ю. М. Активные и интерактивные методы обучения в преподавании иностранного языка в ВУЗе / Ю. М. Орехова, Н. В. Сухоруких // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы : Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Ярославль, 19–20 мая 2023 года. – Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2023. – С. 76-82.
19) Хамидова, Н. Ю. Применение интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного (французского) языка в вузах / Н. Ю. Хамидова // Молодой ученый. – 2020. – № 10(300). – С. 151-153.
20) Хлыбова, М. А. Использование вики технологии в процессе обучения иностранному языку / М. А. Хлыбова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-2. – С. 296-298.
21) Шеремет, О. И. Трудности в обучении иностранным языкам людей старшей возрастной группы / О. И. Шеремет, Е. В. Дударь // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков : Материалы XII международной научной конференции, Гомель, 21 октября 2022 года. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2022. – С. 104-107.