Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Неустойчивость и напряженность обстановки нынешнего общества обуславливает увеличение отклонений в индивидуальном развитии и поведении молодёжи. Особую тревогу порождает прогрессирующая отчужденность, безнравственность, враждебность и агрессивность. Во всем мире наблюдается повышение уровня преступности молодых людей. Это и увеличение числа преступлений против личности, и насилие над животными, и террористические акты, и вандализм, и многое другое. Участились случаи групповых драк, которые носят не просто ожесточенный характер, но и разрушают все вокруг.
С другой стороны из-за неблагоприятных политических и социально-экономических событий, которые постоянно происходят в обществе, усиливается чувство неуверенности в завтрашнем дне и чувство тревоги и страха. Именно тревожность лежит в основе целого ряда различных трудностей: ученые обнаружили, что в 85% случаев у лиц 14 – 18 лет тревожность предшествует развитию депрессии и выражается в избегании общества, боязни социальных контактов, стеснительности и одновременно страха остаться в одиночестве, а в студенческом возрасте это может вылиться в сниженную активность на занятиях, смущение и скованность при ответах и замкнутость при общения со сверстниками [9]. Все это не может не сказаться на успеваемости студентов.
Учитывая все вышесказанное, актуализируется проблема связи агрессивного поведения и тревожности молодежи.
Существенным фактором агрессивного поведения молодежи является переживаемый стресс в следствии поступления в вуз, новой обстановки, предстоящей сессии и экзаменов, необходимости жизненного и профессионального выбора и т.п. К тому же, стресс является не только следствием объективных факторов жизни, но и следствием субъективного переживания обстоятельств жизни конкретным человеком. Неудачная адаптация к стрессовым ситуациям может спровоцировать невротические расстройства.
У студентов агрессивное поведение студентов выступает в целом как сложный комплекс психофизиологических и социальных детерминант, которые связаны с состоянием фрустрации и тревожности и обусловлены необходимостью адаптации к новой жизненной ситуации, связанной с социально-профессиональным самоопределением, формированием новых и трансформацией имеющихся соответствующих навыков и установок, усвоенных на ранних возрастных этапах.
Тревожность и связанное с ней агрессивное поведение в этом смысле неизбежно выступают факторами учебной успешности студентов, могут стать препятствиями достижению поставленных учебных и профессиональных целей, ограничивать и замедлять профессиональное становление, обусловливая академические задолженности, снижение профессиональной мотивации, трудности самоорганизации в целом.
Цель исследования – выявить взаимосвязь агрессивного поведения с тревожностью у студентов.
Объект исследования – агрессивное поведение студентов.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивного поведения с тревожностью у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень тревожности взаимосвязан с показателями агрессивности у студентов.
Частные гипотезы:
1. Высокий уровень ситуативной тревожности прямо связан с высоким уровнем агрессивности и враждебности.
2. Высокий уровень личностной тревожности прямо связан с уровнем самоагрессии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты агрессивного поведения и тревожности у студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения и тревожности у студентов.
3. Проанализировать взаимосвязи агрессивного поведения с тревожностью у студентов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования);
- методы сбора эмпирической информации: опрос, тестовый метод;
- методы обработки результатов исследования: качественный и количественный в том числе статистический анализ эмпирических данных;
- комплексный интерпретационный метод.
Выборка исследования. В эмпирическом исследовании принимали участие 40 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, из них 21 девушка и 19 юношей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности психологов, при разработке рекомендаций по снижению тревожности и проведении тренингов и мероприятий по профилактике и коррекции агрессивного поведения студентов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения и тревожности у студентов
1.1. Понятие агрессивности в психологии
Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности). Агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая предрасположенность к агрессивному поведению [12].
Согласно исследованиям З. Фрейда, агрессивность у человека является инстинктивным выражением, возникающим из двух сильнейших инстинктов: сексуального (либидо) и смертельного (танатос). Первый инстинкт направлен на создание и сохранение жизни, в то время как второй инстинкт направлен на разрушение и конец жизни. Из-за противоречия между жизненным побуждением и разрушением, энергия танатоса редиректируется другими механизмами, чтобы не обратиться против самого себя. Если эти механизмы не справляются, возникает разрушительное воздействие на личность.
Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия направляется на других людей вместо себя самого. Неконтролируемая агрессия может быть выражена также через эмоции, сопровождающие ее, что помогает снизить вероятность опасных действий [26].
К. Лоренц, исповедуя эволюционный подход, трактует агрессию в качестве врожденного инстинкта борьбы за жизнь, который присутствует как у людей, так и у животных [12].
Согласно его теории, агрессия выполняет следующие функции:
- Территориальная агрессия - необходимость захватывать и осваивать новые территории неизбежно вызывает конфликты внутри вида;
- Половой отбор - только самые сильные особи имеют возможность продолжать свой род, в то время как слабые индивиды не способны выжить и гибнут в результате агрессивного воздействия более сильных особей на них;
- Родительская агрессия - агрессия проявляется из-за способности родителей влиять на воспитание и обучение детей;
- Иерархическая агрессия - инстинкт выживания требует поддержания дисциплины и обороны от внешних угроз, поэтому агрессия необходима для сохранения вида [12].
В рамках теории фрустрации, агрессия считается ситуационным процессом со следующими основными правилами:
- Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-то форме;
- В свою очередь, агрессия всегда является результатом фрустрации.
Однако люди не всегда реагируют агрессивно на разочарования, такое поведение часто возникает в ответ на угрозу наказания. При этом существует "компенсация", когда агрессия направлена против человека, который предоставит минимальное сопротивление, то есть против человека, который представляет наименьшую опасность.
Л. Берковиц выделяет эмоционально-познавательные процессы как основу взаимоотношений между фрустрацией и агрессией. При формировании новых когнитивных связей фрустрационные или другие раздражители, вызывающие враждебные реакции, способствуют проявлению агрессии через отрицательно направленные эмоции. Таким образом, когнитивные и эмоциональные процессы могут привести к реализации деструктивного потенциала агрессии и срыву изначально доступной конструктивной направленности этих процессов, если отсутствуют механизмы управления последующими агрессивными действиями [6].
Э. Фромм считал, что деструктивная природа агрессии социально обусловлена. Более того, эта деструктивность не была обнаружена ни у человеческих предков, ни у животных. В отличие от животных, человек деструктивен независимо от угрозы самосохранению и это не связано с удовлетворением потребностей. По мнению Э. Фромма, доброкачественная агрессия, являясь детерминантой необходимости сохранения жизни и реакцией на угрозу жизни, генетически объединяет людей и животных [28].
Д. Роттер в своей теории заключает, что возникновение агрессивного поведения зависит от двух факторов: ожидания усиления этого поведения и его аксиологического характера для субъекта. Концепция основных причин агрессии основана на иерархии реакций, в которых существуют разные ситуации с разной степенью вероятности. Основные или ведущие типы поведения, в том числе агрессивные, по мнению Д. Роттера, связаны с потребностями, которые требуют удовлетворения при посредничестве с другими людьми [3].
В социальной психологии агрессия обычно определяется как поведение, имеющее цель нанести вред другому человеку, который стремится избежать такого вреда [6]. Такой вред может принимать различные формы, такие как физическая травма, оскорбленные чувства или испорченные социальные отношения и т.п.
Б. Бушман и др. определили человеческую агрессию как любое поведение, направленное на другого человека, которое осуществляется с проксимальным (непосредственным) намерением причинить вред, но нарушитель должен верить, что его поведение причинит вред объекту, и что объект мотивирован на то, чтобы избегать такого поведения [29].
А. Басс интерпретирует агрессивность как тенденцию нападать на других, предрасположенность к косвенным агрессивным реакциям и словесной агрессии. По сравнению с враждебностью агрессивность носит более общий характер: человек предпринимает много агрессивных действий против множества разных людей, но не все они вызваны желанием причинить вред [35].
А. Басс впервые вводит понятие «атака», которое намного сильнее фрустрации, и вызывает соответствующую агрессивную реакцию. Это, в свою очередь, зависит от нескольких факторов [35]:
а) частота и интенсивность;
б) повторное достижение успеха, как внешнего, так и внутреннего;
в) культурные и субкультурные нормы;
г) внутренние детерминанты поведения (темперамент, стремление к высокой самооценке).
Комбинированная теория агрессивности была основана на взаимосвязи между теорией социального научения и теорией фрустрации. Эта взаимосвязь проявляется в увеличении вероятности агрессии из-за фрустрации, если происходит повышение уровня возбуждения [3]. Социально усвоенные поведенческие паттерны играют решающую роль в повышении уровня возбуждения и гнева, в противном случае агрессия не проявляется. Основываясь на результатах изучения комбинированной теории агрессивности, можно сделать следующие выводы:
а) агрессия не является неизбежной, но потенциально возможна при наличии адекватных эмоциональных переживаний и социального поведения;
б) агрессия не всегда включает в себя антисоциальное поведение и может быть потенциально конструктивной.
Агрессию можно отличить от других явлений по нескольким ключевым характеристикам. Во-первых, агрессия является наблюдаемым поведением, а не просто мыслью или чувством. Хотя агрессивные мысли или желания, а также враждебные установки и убеждения могут служить предшественниками агрессивного поведения, они сами по себе не являются агрессией.
Во-вторых, агрессивное действие должно быть преднамеренным и совершаться с целью причинить вред другому. Это означает, что случайное причинение вреда не считается агрессией. Также следует обратить внимание на намерение, которое придается большее значение, чем результат поведения. Таким образом, сценарии, в которых врач ампутирует ногу пациенту, чтобы спасти его жизнь, не считаются агрессией, несмотря на причинение боли. Но сценарии, в которых человек пытается причинить вред другому, но не достигает своей цели (например, человек стреляет, чтобы убить, но промахивается), считаются агрессией.
В-третьих, агрессией участвуют люди, то есть повреждение неодушевленных предметов не считается агрессией, за исключением случаев, когда оно совершается с намерением причинить вред другому человеку.
Также для того, чтобы ситуация считалась агрессией, получатель вреда должен быть мотивирован на то, чтобы избежать этого вреда. Это исключает такие явления, как мазохизм, самоубийство и помощь в причинении вреда. Однако это не означает, что некоторые из этих форм поведения не связаны с агрессией [19].
Агрессия способна принимать различные формы – от социальной и вербальной агрессии до физической агрессии и более серьезных форм насилия. Физическая агрессия включает в себя поведение, которое угрожает или наносит физический вред, такие как угрозы физической силой, драки, грабежи, изнасилования и убийства.
Фрагмент для ознакомления
3
Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 126 с.
Агрессивное поведение у детей и подростков / К.К. Кешева, М.Х. Махошева, А.В. Лиева. В сборнике: Студенческий научный форум 2023: сборник статей VI Международной научно-практической конференции в 2 частях. – Пенза, 2023. – С. 148-150.
Асуханова Х.А. Агрессия как социально-психологическая проблема. В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 254-258.
Афонина С.А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С.А. Афонина, Г.А. Каракьян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 291-293.
Баринов Д.Н. Социальное настроение тревоги и страха: сущность, структура, особенности функционирования // Социодинамика. – 2019. – №7. – С. 39-53.
Берковиц Л. Почему мы убиваем? Злость, ненависть, агрессия и так называемое «зло». – М.: Родина, 2022. – 693 с.
Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2014. – 351 с.
Великова С.А. Влияние уровня тревожности на успеваемость студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №2 (87). – С. 191-194.
Герасимова А.Ю. Снижение тревожности студентов в процессе обучения // Экономика и экологический менеджмент. – 2008. – №2. – С. 1 – 5.
Гусейнов Р.Д. Психологические особенности современного студенчества / Р.Д. Гусейнов, И.С. Гусейнова, Э.А. Пирмагомедова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №5. – С. 250 – 255.
Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
Ениколопов С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения. В сборнике: Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения. Сборник материалов Первой Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 86-94.
Изард К.Э. Страх и тревога / Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
Кувшинова В.А. Феномен тревоги. В сборнике: Научный форум: педагогика и психология: сборник статей по материалам LI международной научно-практической конференции. – М., 2021. – С. 36-46.
Микляева А.В. Социально-психологический подход к исследованию личностного инфантилизма // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – №2 (95). – С. 147-157.
Мэй Р. Человек в поисках себя. – СПб.: Питер, 2022. – 384с.
Немов Р.С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 243 с.
Осетрова Л.В. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии / Л.В. Осетрова, Л.О. Федотова // Бизнес и общество. – 2023. – №1 (37). – С. 2 – 37.
Пилецкий С.Г. Человеческая агрессия в свете психогенетики // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 10-2. – С. 87-90.
Прихожан А.М. Психология тревожности. – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т.1. – 407 с.
Середина Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмурского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан и др. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
Сысоева Л.В. Проблема тревожности в современном обществе / Л.В. Сысоева, С.А. Хорунжая. В сборнике: Государство, общество, личность: история и современность. Сборник статей III Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 236-239.
Тревожные расстройства: учеб.-метод. пособие / ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т" , Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, каф. психиатрии и наркологии ; К. К. Яхин, Ю. А. Калмыков. – Казань : ИД "МедДок", 2014. – 92 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Э. М. Телятниковой. – М.: АСТ, 2014. – 320 с.
Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 209 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – СПб.: Академический проект, 2009. – 208 с.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 144с.
Buss A. H. The aggression questionnaire / A. H. Buss, M. Perry // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – P. 452 – 459.