Фрагмент для ознакомления
2
Речь - это исторически сложившаяся форма общения между людьми при поддержке языковой системы, сформированная на основе определенных правил. Речь изучается со всех сторон различными науками: психологией, психолингвистикой, физиологией, лингвистикой, семиотикой.
Речь делится на 2 основных типа: внутренняя речь и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения и обмена информацией. Внутренняя речь в основном связана с обеспечением процесса мышления.
Рассмотрев основные типы речи, нельзя не упомянуть и о формах устной речи (рисунок 1).
Рис. 1 – Формы устной речи
Речь в форме беседы — это основной начальный вид устной речи. Такая речь называется диалогической или разговорной. Ее важная особенность заключается в том, что она активно поддерживается речью собеседника и не требует подробного представления. Монолог — это речь, произносимая одним человеком, но слушатель воспринимает только речь говорящего и не принимает непосредственного участия. Речь как в диалогах, так и в монологах делится на 2 типа: активную и пассивную.
Трудности формирования речи и речевых отношений в дошкольном возрасте выявляются в исследованиях Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Овладение речью как средством общения, определяющим возможность взаимодействия детей и взрослых, в процессе присвоения зоны социокультурного опыта и его непосредственного освоения открывает путь к опосредованию психических функций символами и значениями, развитию высших форм психической деятельности. К ним относятся концептуальное мышление, семантико-логическая память, любые формы восприятия, запоминания и внимания.
И.А. Майорова считает, что важнейшей предпосылкой психологического развития ребенка является его энергетика, которая определяет формирование его речи и мышления. Развитие ребенка происходит в форме усвоения культурного опыта человечества и тесно связано с процессами общения и взаимодействия со взрослыми [16].
Психолог Ж. Пиаже считал, что развитие речи ребенка неотделимо от развития его мышления. Наиболее чувствительными периодами в развитии речи у детей являются ранний (1-3 года) и младший дошкольный возраст. К.И. Чуковский отмечал, что период "от 2 до 5 лет" — это этап овладения ребенком собственно речью [23].
Дошкольники продолжают процесс формирования речи – они изучают родной язык. Развитие выражается в улучшении понимания речи ребенком. Дети слушают довольно сложные инструкции и четко выполняют действия, требуемые учителем (Т.Е.Гризик). Рассказы, сказки и стихотворения занимают все больше места в жизни дошкольников. Речь включает в себя все виды их деятельности: рисование, уроки музыки, счет, наблюдение, труд, игры и т.д. [10].
А.М. Леушина говорит, «В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она экспрессивна и фрагментарна» [17].
Характерные свойства формирования детских словарей всесторонне изучены в физиологии, психологии и психолингвистике. Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста имеет 2 аспекта: количественный прирост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значением слов.
Также необходимо уделять внимание активному и пассивному словарному запасу. Работа по развитию словарного запаса в детском саду заключается в постепенном обогащении активного словарного запаса ребенка за счет незнакомых и сложных слов. Основной лексической единицей языка, выражающей это понятие, является слово [24].
Процесс усвоения ребенком значения слова и его семантики определяется Л.С. Выготским, исследовавшим и установившим, что по мере развития дошкольники переходят от случайных, неважных черт к более важным [5].
С возрастом меняется полнота и точность отображения связи фактов, знаков или действительности в речи человека. Особенности формирования мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преимущества слов, обозначающих названия предметов, явлений и характеристик.
Появление словесно-логического мышления заставляет ребенка осваивать простые определения. Лингвистика и психология объясняют такой важный вопрос, как понятие активного и пассивного словаря, связанное с методикой развития речи (А.М.Бородич) [3].
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий определенного языка понимает, но не использует. Пассивный словарь намного больше активного, он содержат слова со значениями, которые могут быть выведены из контекста и всплывают в сознании только тогда, когда их слышат. Специальные задания включают в себя перевод слов из пассивного словаря в активный.
Дошкольный период - это этап быстрого обогащения словарного запаса. В раннем дошкольном возрасте, как и в последующие годы, количество используемых слов быстро увеличивается, но темпы этого увеличения несколько снижаются.
К 4-му году обучения количество слов достигает 1900. По словам Д.Б. Эльконина, разница в словарном запасе "больше, чем в любой другой области умственного развития" [24].
Значение детских слов подвижно. Л.С. Выготский считает, что одни и те же слова, которыми ребенок обозначает предметы и явления окружающего мира, означают нечто совершенно разное для детей разного возраста и разного уровня развития.
У детей в возрасте 3-5 лет основное место занимает процесс овладения точными тематическими связями слов с определенным значением [5].
Детский психолог М.М. Кольцова охарактеризовала методику словообразования у дошкольников:
- слово обозначает один конкретный предмет (отмечается у детей первого года жизни);
- слово означает ряд однородных предметов (достигаемых к концу 2-го года жизни);
- слово означает группу из определенного количества предметов с общей целью (отмечается у детей 3-3, лет);
- слово достигает высшей стадии интеграции [18].
Изучение систем словоизменения продолжается, но ошибки в образовании словоформ из-за незнания нормативных вариантов сохраняются и в младшем дошкольном возрасте [18].
Словарный запас дошкольников активно обогащается словами, которые дети придумывают сами. Создание слов - важная особенность детской речи.
Факты, собранные психологами, педагогами и лингвистами, показывают, что возраст 2-5 лет характеризуется интенсивным словотворчеством у детей. В то же время новые слова строятся по законам языка, основанным на подражании форме, которую они слышат от окружающих взрослых.
К трем годам ребенок воспринимает предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, свойства и действия с ними [9].
В словаре детей 4-го года жизни отмечаются значительные количественные изменения, которые объясняются индивидуальными особенностями развития. Довольно хорошо разработан словарь русского языка. Дети активно усваивают предлоги, союзы и вопросительные слова. Ребенок различает слова, ориентируясь на приставки и суффиксы.
Он овладел согласованием глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильной формой родительного и винительного падежей множественного числа существительных, притяжательными прилагательными и начинает использовать прилагательные и наречия в сравнительном ряду [9].
В словарном запасе детской речи происходят качественные изменения. Увеличивается процент слов с обобщенными значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов и многозначных слов [6].
В старшем дошкольном возрасте в значительной степени завершается важнейший этап речевого развития у ребенка - усвоение грамматической системы языка. Увеличивается доля простых обобщающих, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. В процессе развития связной речи дети начинают активно использовать различные способы соединения слов в предложениях, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом их структуру.
В то же время можно отметить и другие особенности речи у старших дошкольников. Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка (в большинстве случаев звонкие и шипящие), не умеют пользоваться выразительными средствами интонации, регулируют скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки при образовании различных грамматических форм (родительный падеж множественного числа существительных, совпадение с прилагательными, словообразование).
Это затрудняет правильное построение сложных синтаксических структур, приводя к неправильному соединению слов в предложении и к соединению однотипных предложений при составлении последовательного предложения.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают совершенствовать свою речь. Произношение становится четким, фраза приобретает идеальный вид, а высказывания отличаются точностью. В этом возрасте ребенок не только выделяет существенные признаки, связанные с предметами и явлениями, но и начинает улавливать причинно-следственную связь между ними, выявляя различные взаимосвязи между ними.
Ребенок, обладающий развитой и активной речью, стремится донести до собеседника информацию о своих мыслях и чувствах, отвечает на поставленные перед ним вопросы так, чтобы ему было ясно и доходчиво то, что он хочет донести до слушателя.
Основной целью речевого развития у детей дошкольного возраста является формирование устной речи и культуры устного общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего языка.
Словарная работа в детском саду осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности с ребенком, но и в повседневных моментах, на работе, игровых занятиях, гимнастике и утренней зарядке, гимнастике после сна, прогулках и т.д.
Таким образом, были выявленны особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи идет в нескольких направлениях: улучшается ее практичность в общении с другими людьми, и в то же время речь является важным инструментом для регенерации психических процессов.
В старшем дошкольном возрасте также происходит формирование скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативы в общении со взрослыми. К концу дошкольного периода дети должны владеть беглой речью, лексически, грамматически правильно оформленной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2023г.
2. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) ФГОС. ФОП Мозайка – синтез, 2020г.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с. - Текст: непосредственный.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование детей– Litres, 2022., с.179
6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
7. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в дошкольных учреждениях / О.Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2019. - 144 c
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
9. Гонохова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Гонохова, Г. Ж Солтанова // В сборнике: Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. – 2015. – С. 96-100. –
10. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
11. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М. : Изд-во Московского университета, 2020. – 104 с.
12. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011.
13. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д., Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Москва 2020.- с. 400
14. Каган М. С. К12 Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 2018. — 319 с
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2015. – 426 с. – Текст: непосредственный.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с. – Текст: непосредственный.
17. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений в сюжетно-ролевых играх //Начальная школа плюс До и После. – 2021. – №. 1. – С. 3-7.
18. Мартиросян Р. Б. Методическая разработка по теме «Театральные игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников» Автор: Мартиросян Роза Бориковна Организация: МАДОУ МО «Центр детский сад № 9».
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
20. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/Е.О. Смирнова – М.:Просвещение, 2000. – 202с.
21. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2019.
22. Фазылова А. Ш. Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста //Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – 2021. – С. 199-202.
23. Шабалина Надежда Вячеславовна Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №1.
24. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника./ Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2011. – Глава VI . – 384
25. Эльсиева М. С., Бурсагова Т. Х., Мажиева М. Х. Театрализованная игра как средство коммуникативно-речевого развития в дошкольном возрасте //Молодые исследователи. – 2023. – С. 486-492.