Фрагмент для ознакомления
2
Учебная работа посвящена изучению развития интереса в подростковом возрасте. В современном обществе изменилась система ценностей и не сформировалась новая система образования, что привело к изменению личности современных подростков. На трудности подросткового возраста накладывается явление социального кризиса, поэтому очень важно развивать интересы подростков как членов нового общества. Это и определяет актуальность данной темы.
В подростковом возрасте решался вопрос дальнейшей жизни: что делать – продолжать учиться или искать работу, какую специальность выбрать. В этом процессе вам необходимо понять свои способности и склонности, иметь представление о своей будущей карьере и о том, как приобрести определенные навыки в выбранной вами области. [1]
Разнообразие интересов молодежи поразительно: это могут быть образование, общество, труд, спорт, эстетика, читатели и даже материалы. Очень важно в формировании интересов подростков, чтобы конкретная деятельность и ее результаты оценивались не только родителями, но и педагогами, коллективами, отдельными руководителями.
Цель: проанализировать и описать особенности формирования и развития интересов в подростковом возрасте.
Объект: профессиональные интересы.
Предмет исследования - профессиональные интересы в подростковом возрасте.
Тема: формирование и развитие интересов в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия «интерес» как составляющей личностной направленности в современной психологии.
интерес подростковый психологический
2. Рассмотрим типы интересов и их особенности в современной психологии.
3. Раскрыть методы формирования и развития интересов.
4. Определите роль познавательных и образовательных интересов в подростковом возрасте.
5. Проанализировать формирование профессиональных интересов в подростковом возрасте.
Для решения поставленных задач использовался метод: теоретический анализ научных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Интерес, как составляющая часть направленности личности
Важной частью структуры личностной направленности является интерес. При выражении общей направленности личности интерес направляет все психологические процессы в форме деятельности в определенном направлении и активизирует деятельность личности, соответствующую его интересам. [1]
Направление включает в себя два тесно связанных между собой момента: а) предмет, поскольку направление всегда сосредоточено на чем-то, на более или менее конкретной теме, и б) результирующее напряжение.
В возрастающем контакте с внешним миром человек сталкивается с новыми объектами и аспектами действительности. Если в силу определенных обстоятельств какие-то вещи становятся для человека более важными, это может вызвать у него интерес – определенное направление личности к нему.
Слово «интерес» имеет много значений. Человек может быть чем-то заинтересован, а может быть заинтересован в чем-то. Это разные вещи, хотя они, несомненно, взаимосвязаны. Нас может заинтересовать человек, который нами совершенно не интересуется, либо его может заинтересовать человек, который в силу определенных обстоятельств нами вообще не интересуется.
Таким образом, так же, как и спрос, именно общественный интерес — интерес в том смысле, в каком мы говорим об интересах социальных наук, — определяет «интерес» в психологическом смысле, определяет его направление и является его источником. В этом смысле, исходя из общественного интереса, интерес в психологическом смысле не то же самое, что общий общественный интерес и его субъективные аспекты. Интерес к психологическому значению слова — это специфическая направленность личности, лишь косвенно ограниченная пониманием его общественного интереса.
Особенность интереса, отличающая его от других тенденций к выражению личностной направленности, состоит в том, что интерес сосредоточен на определенной теме мышления, что приводит к стремлению понять его ближе и глубже проникнуть в него, а не игнорировать его. Интерес – это желание или направление человека, в том числе сосредоточение его мыслей на определенной теме. Под мыслью мы подразумеваем разновидность сложной и неразрушимой мысли, направленной на воспитание, заботу о мысли, участие мысли и обмен идеями, которая также содержит особую эмоциональную окраску. [3]
Основная особенность интереса состоит в том, что он всегда фокусируется на определенной теме (в самом широком смысле). Если об инстинктах и потребностях стадии влечения еще можно говорить, как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние, и не связанных сначала с предметом сознательно, то интерес должен быть к конкретному предмету, а «определение» интерес и его сознание тесно связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в сознании объекта, на который направлен интерес, впервые проявляется сознание интереса.
Интерес — это своего рода мотивация, которая работает в соответствии с его воспринимаемым значением и эмоциональной привлекательностью. В каждом интересе обычно эти два пункта представлены в разной степени, но их соотношение на разных уровнях сознания может быть разным. Когда общая осведомленность или осознание конкретного интереса низка, преобладает эмоциональное влечение. На этом уровне сознания есть только один ответ на вопрос, почему вас что-то интересует: вам любопытно, потому что вам интересно, и вам это нравится, потому что вам это нравится. [4]
Чем выше уровень осознанности, тем важнее осознавать объективную значимость задачи, которой занимается человек. Но как бы ни было высоко понимание объективной значимости соответствующих им задач, как бы ни было сильно. Другими словами, люди не могут исключить эмоциональное влечение, вызывающее интерес. Если нет более или менее прямого эмоционального влечения, будет чувство важности, ответственности и долга, но не будет интереса.
Очень эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, вернее, эмоциональная составляющая интереса, имеет особую природу, которая особенно отличается от состояния сопровождения или выражения потребностей: если у человека не возникает затруднений; если тебя не интересует еда, жизнь скучна. Очевидно, интерес связан со спецификой эмоционального поля.
Благодаря эмоциональному притяжению и воспринимаемому смыслу интерес в первую очередь проявляется во внимании. Интерес как выражение общей направленности личности включает в себя все психологические процессы — восприятие, память и мышление. Направляя их в определенном направлении, интерес одновременно активизирует индивидуальную деятельность. Когда человек работает с интересом, он, как известно, работает легче и продуктивнее.
Интерес к тому или иному предмету – науке, музыке, спорту – стимулирует соответствующую деятельность. Таким образом, интерес создает тенденцию или входит в нее. Мы различаем интерес как сосредоточенность на предмете, который побуждает нас заниматься им, и тенденцию как сосредоточенность на соответствующей деятельности. Когда мы различаем, мы тесно соединяем их. Но, несмотря на это, их нельзя считать одинаковыми. Поэтому интерес человека к технике может сочетаться с отсутствием склонности к работе инженером, что ему и не нравится в некоторых вещах; следовательно, может существовать и противоречие между интересом и склонностью внутри единицы. Однако поскольку объект деятельности и деятельность, направленная на этот объект, неразрывно связаны, интегрированы друг с другом, а интересы и тенденции также взаимосвязаны, между ними часто бывает трудно провести четкую грань. [5]
1.2 Виды профессиональных интересов и их характеристика в современной психологии
Изменения в различных сферах жизни нашего общества, особенно в инновационном процессе экономической и социальной жизни, привели к новой ситуации в сфере образования. Возникновение данной ситуации связано с острой социальной потребностью современного общества в человеке, проявившем высокий уровень общественной активности, целеустремленность, способность к самоорганизации, преодолению препятствий и достижению поставленных целей в профессиональной деятельности. Это возможно только в том случае, если человеком движет не мотивация принуждения или ответственности, а мотивация, основной составляющей которой является профессиональный интерес. Среди многих вопросов профессионального образования большое значение имеет формирование профессиональных интересов. Если раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональный интерес», то нам представляется целесообразным изучить понятие «интерес» более подробно.
Фрагмент для ознакомления
3
Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999.
Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. - Ярославль, 2000.
Батаршев А.В. Психология личности и общения/А.В. Батаршев - М., 2003.
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог 1, 2005, С.7-9.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред.Д.И. Фельдштейна М., 2001.
Волков Б.С. Психология юности и молодости /Б.С. Волков - М., 2006.
Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал 2, 2004, С.17 - 26
Дарвиш О.Б. Возрастная психология /О.Б. Дарвиш, под ред.В.Е. Клочко - М., 2004.
Детская психодиагностика и профориентация / под ред.Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 1999.
Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999 1, С.264-277.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М. 2006.
Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя - Ростов н/Д.: Феникс, 1997
Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Народное образование. - 2001. - №1. - С.68-74;
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.М. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для учащихся ВУЗа. - М., 2001.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание /В.С. Мерлин - Пермь: ПГПИ, 1990.
Мухин, В.С. Возрастная психология: Феменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина - М., 2000.
Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. - М., 2000. - 5. - С.3 - 17.
Практическая психодиагностика /Ред. и сост.д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ - М, 2000.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.
Психология подростка. Полное руководство / Под ред.А. А. Реана, - СПб., 2003.
Психология подростка Учебник / под ред.А. А. Реана. - СПб, 2003.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Изд-во "Генезис", 2004.
Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб; Питер, 2004
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология20.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е. В
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта /Приложение 2 к журналу "Практический психолог", М., 1997.
Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Доктор и душа. СПб., 1997. С.13-152.
Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба /В.Э. Чудновский - М., 1997.